Оцените материал

Просмотров: 14212

Ужасная неясность

Кирил Асс · 24/03/2009
Молодые архитекторы осуществляют неудачную попытку классицизма

©  Предоставлено МУАР

 Многофункциональный комплекс. Камилла Розумбетова. 2008

Многофункциональный комплекс. Камилла Розумбетова. 2008

Я понадеялся, что с приходом кризиса возникнут возможности и поводы писать об удивительных новых проектах, выставках, исследованиях, которые сделают нашу архитектуру глубже, интереснее и богаче. Но пока прорывов не видно.

В Музее архитектуры открылась выставка «Сыграем в классику, или Новый историзм». Освященная вводным словом самого ректора Московского архитектурного института Дм. Швидковского, выставка представляет студенческие работы последних лет.

©  Предоставлено МУАР

 Многофункциональный комплекс. Камилла Розумбетова. 2008

Многофункциональный комплекс. Камилла Розумбетова. 2008

Примечательно, что в этом сезоне это уже вторая выставка студенческих работ в музее, и, как ни странно, она вновь посвящена изводам классицизма. Предыдущая, «Вперед в тридцатые!», выглядела более или менее цельно: ее сделали несколько молодых архитекторов, составляющих род творческого объединения, которое перерабатывает в своих проектах образы советской архитектуры периода раннего, довоенного сталинского классицизма. С невеликим, впрочем, успехом.

Нынешняя выставка не в пример печальнее. В первую очередь она вызывает недоумение как экспозиция. Ее целостность разрушена сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, необъяснимым присутствием работ детей из студии «Старт». Детское творчество, конечно, страшно умиляет, но его уместность в контексте программной выставки несколько сомнительна. Во-вторых, выделением экспозиции Андрея Бархина: его работы, конечно, стоят особняком, но все-таки не стоило их отделять, понижая статус остальных участников. В-третьих, совершенно неудобоваримой видеопроекцией с музыкой, в которой демонстрируются фотографии студенческой жизни.

Что касается содержания выставки, оно повергает в уныние. Манифест, которым украшен невразумительный плакат, говорит на языке, который, как я думал, остался в 80-х годах. Игра с архитектурными формами классицизма представлена в нем актуальной и важной темой. В то же время представленные проекты выполнены с какой-то зверской серьезностью, что не мешает им демонстрировать абсолютную беспомощность в формообразовании и применении ордерной декорации.

©  Предоставлено МУАР

Жилой дом высокой этажности. Максим Неймохов. 2007

Жилой дом высокой этажности. Максим Неймохов. 2007

Проекты отдельных зданий объединяет глубокое непонимание тектоники и законов построения формы, которые как раз и стоило бы почерпнуть в классической архитектурной традиции. Студенты, при очевидном попустительстве преподавателей, уверены, что «классицизм» — это когда колонны и карнизы. То, что эти элементы несут в себе какой-то смысл, им невдомек. В результате часть проектов — это готовые для «ДОН-Строя» дома, с невыносимыми планировками и нелепыми фасадами, а часть — «выразительные» объемные композиции, украшенные классическим декором различной степени аутентичности и оригинальности. Характерно, что вся беспомощность одного из проектов отчетливо видна на прилагающейся аксонометрии, однако ни автор, ни преподаватели не разглядели, сколь бессмысленна работа, которую выполняет студент.

Отдельно следует сказать о работах упомянутого выше Андрея Бархина, занявшего как будто место лидера движения. Культуру рисунка и знание классической орнаментики молодой архитектор, очевидно, унаследовал у своего отца, известного архитектора Дмитрия Бархина, чьи работы тоже грешат изобилием классических деталей. Тем ужаснее видеть перегруженные композиции из нагромождений ордеров, перемешанных с современными элементами. Они презирают всякий человеческий масштаб и созданы в убеждении, что бесконечное перечисление известных автору прототипов, манер и приемов, сваленных в кучу, и создают «классику».

©  Предоставлено МУАР

Правительство московской области. Андрей Бархин. 2005. Наглядную критику этого проекта, сделанную Кирилом Ассом, смотри  здесь

Правительство московской области. Андрей Бархин. 2005. Наглядную критику этого проекта, сделанную Кирилом Ассом, смотри здесь

Однако ужасно даже не непонимание законов классической тектоники молодыми архитекторами. Ужасно то, что в их работах нет ясности, нет осознания того, что и почему они делают. Зачем играть с классикой? Что это за игра? В каждом проекте сквозит двоемыслие: хотите, считайте это классицизмом, хотите — постмодернистской иронией. Классицизм же для них — это и барочный Рим, и Палладио, и храмы Пестума, и сталинские высотки, и историзм XIX века, и почему-то английская неоготика — всё сгодится, лишь бы «старинное». Пафос этой архитектуры натужен, потому что за ней нет пафоса содержания. Вокзал не зовет в дорогу и не встречает путешественника. Жильцы дома не благородные ценители изящного, а безразличные покупатели квадратных метров. А храм огромного жилого района не вместит и десятой доли жителей, хоть и гордо стоит в центре, зажатый, правда, между новых доходных домов. И за всем сквозит убеждение, что множество деталей, щедро покрывающих фасады, или «тектонические» членения скроют бессмысленность зданий.

Но покуда студенты, работая над проектами, не поняли, как строить пространство, в чем содержится движущая сила архитектуры, откуда и как произрастают формы; до тех пор, пока они не осознали, что классицизм — это не только и не столько ордер, сколько образ формального мышления, стройная логическая система и глубокая ответственность перед человеком и обществом, перед обитателями архитектуры, — их труд напрасен.


Выставка «Сыграем в классику» открыта в Музее архитектуры до 29 марта


Другие колонки Кирила Асса:
Оборона Крыма, 10.02.2009
Север, река, вокзал, 30.01.2009
Одинокий голос человека, 20.01.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • tasjakorotkova· 2009-03-25 20:35:40
    к сожалению, все вышеописанные проекты больше всего похожи на постройки эпохи тоталитаризма.
    куда дует ветер?
  • oscar· 2009-03-26 18:07:16
    Спасибо за статью,Кирилл.
    Яркий пример деградации архитектурного образования.

    О.Мамлеев
  • Albel· 2009-03-28 01:12:01
    Статья очень понравилась, как всегда. Только хотел бы, если позволите, прокомментировать вот эту Вашу фразу: "Жильцы дома не благородные ценители изящного, а безразличные покупатели квадратных метров".

    Жильцы дома - совершенно точно не благородные ценители изящного. Жильцы дома - вчерашние малиновые пиджаки, и облик этого самого дома точно соответствует их понятиям об изящном.
Читать все комментарии ›
Все новости ›