Оцените материал

Просмотров: 13532

Оборона Крыма

Кирил Асс · 10/02/2009
Публике представлен план градостроительного регулирования Парка искусств и территории на месте ЦДХ

©  pouchkine / livejournal.com

Оборона Крыма
6 февраля в Третьяковской галерее на Крымском Валу была открыта для публики экспозиция, представляющая проект планировки территории Парка искусств с ЦДХ. Проект обещали показать еще осенью, но, похоже, работа затянулась — и нельзя сказать, что это пошло ему на пользу: ошибки и натянутости видны невооруженным глазом. Перечисление их заняло бы слишком много места, а смысла не добавило. Потому что главной проблемой этого проекта является он сам.

Территория Парка искусств и здание ЦДХ давно мозолят глаза архитекторам и градостроителям. Парк беспокоит своим странным наполнением, так и не получившим целостного решения, и тем, что он как бы завис между прошлым и будущим. Здание ЦДХ — в первую очередь фасадом, оказавшимся сейчас в противофазе с архитектурным вкусом времени. За последние 20 лет было сделано несколько инициативных проектов на эту территорию, последние два оказались скандальными — дом «Русский авангард» Эрика ван Эгераата был сперва одобрен, а потом отклонен московскими властями, а эскизный проект Нормана Фостера под кодовым названием «Апельсин» вызвал бурное возмущение, на сей раз уже публики, и как-то затих. Теперь же за участок взялись формально: Москомархитектура заказала в НИиПИ Генплана проект планировки, работа выполнена и теперь проходит общественное обсуждение. Хотя проект выставлен публично, мнения согласно закону принимаются только от жителей района Якиманка и сотрудников организаций, владеющих зданиями, расположенными на территории.

©  OPENSPACE.RU

Оборона Крыма
Архитектурно-планировочное предложение состоит из распределения территории под застройку и определения ее плотности, измеряемой в квадратных метрах на гектар. Из представленной схемы видно, что вдоль Садового кольца планируется возвести новые строения, которые замкнут парк и предположительно вместят ЦДХ и ГТГ (обозначены цифрами 1, 2, 4). В парке на месте ЦДХ намечено строительство чего-то, называемого «инвестпрограммой» или «Общественным центром» (3). Проектом задана высотность строений — фронт по Садовому кольцу имеет в высоту от 3—4 этажей (строения 2 и 4) до 5—8 этажей (строение 1). Общественный центр предлагается возвести разновысотным, до 17 этажей. Под всеми строениями, разумеется, подземная автостоянка. На месте подземного перехода — традиционный подземный торговый центр. Часть набережной тоже спускается под землю, а сверху устраивается озеленение. Парк перепланируется.

Что же главное в этом проекте? Главное в этом проекте, как видно с первого взгляда, «инвестпрограмма». Ее наполнение тактично обойдено молчанием, однако оно и не важно; важно, что крупнейший культурный центр столицы становится скромным обрамлением величественной «инвестпрограммы», защищая от горожан придворный парк этого комплекса. Нам, конечно, скажут, что мы не понимаем главной идеи, что сквозь здания на Садовом можно пройти в парк, что это часть «туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы"». Но я вижу, что неизвестному, но очень заинтересованному инвестору предоставляется одно из самых привлекательных мест города, а за это с барского стола москвичам достанется огрызок на обочине забитой транспортом трассы. И дело не в возможности пройти в парк, а в том, что пространственно наша культурная жизнь в лице ЦДХ и наше национальное достояние в лице ГТГ оказываются жалкими приживалами во флигелях барского дома с видом на реку.

Особый цинизм ситуации заключается еще и в том, что для полноценного анализа самого проекта требуется специальная подготовка. И предложение его к обсуждению только местным жителям и работникам «заинтересованных организаций», в обход полноценного профессионального обсуждения, а не келейных советов при городских властях, заведомо избавляет его от серьезной критики и прямых вопросов. А ведь это проект не районного, но общегородского и даже всероссийского масштаба. Вот где, казалось бы, следовало устроить международный конкурс с независимым жюри — не на архитектуру, а на градостроительный проект, определяющий пути развития этой территории культуры. И совершенно верно отметил профессор В. Глазычев в своем выступлении на радио «Эхо Москвы» (с 25:00), что рассмотрение этого участка вне связи с функциональным и структурным решением района в целом, вне контекста, как минимум неправильно.

В сущности, перед нами попытка убедить общество, что этот участок может застроить неизвестный инвестор при выполнении нескольких условий. И попытка тем более отвратительная, что всё в ней демонстрирует неприкрытое презрение к обществу — и презентация проекта, и форма этой презентации, и сам проект с его умолчаниями, и сложная экономическая ситуация, в которой взялись за его осуществление. Стыдно и горько на это смотреть. Кажется, пора уже понять, что одними инвестпроектами жить нельзя, что властям следует не только оборачивать капитал, но и вкладывать его в благополучие и культурный уровень своих граждан. И более того, это их, властей, прямая обязанность.


Другие колонки Кирила Асса:
Север, река, вокзал, 30.01.2009
Одинокий голос человека, 20.01.2009
Самые влиятельные здания и сооружения Москвы и области 1998—2008, 30.12.2008

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Ulia· 2009-02-10 17:57:06
    Ну когда же закончится это издевательство..? Сколько же можно людям нервы мотать!!!! неужели ничего нельзя с этим сделать!?!?!
  • Le_Vsha· 2009-02-10 22:58:43
    Да, девушки, сырость..
    Грамотно брошенный советскими модернистами Чемодан раздавил проектировщиков- объёмы явно не масштабные (сравним с нормальной городской тканью на плане). Неуместная здесь "квартальность" парк у города явно крадёт. Ну а уж из Парка Искусств в Парк Культуры через Рынок- это святое.
    ps: Архитектурно-планировочные решения на листочках в клеточку это очень трогательно, и таблица умножения всегда под рукой
  • APTMOCKBA· 2009-02-11 03:42:34
    Детский сад- это , что еще за проект , который нарушает Закон? Смотри тут , тогда поймешь! http://forum.artrossia.ru/viewtopic.php?p=114056&sid=f118ca4f53894688661f9ae1db414844#114056
Читать все комментарии ›
Все новости ›