Оцените материал

Просмотров: 33248

Цао Фэй и ее компьютерные утопии

Валерий Леденёв · 02/09/2009
Молодая художница раскрыла миру загадочную китайскую душу. В этой душе царит западная поп-культура

Имена:  Цао Фэй

©  Pekin Fine Arts

Цао Фэй. Из проекта «Взбесившиеся псы». Голодный пес. 2002

Цао Фэй. Из проекта «Взбесившиеся псы». Голодный пес. 2002

Кто она такая

В кругу китайских художников, стремительно ворвавшихся за последнее десятилетие на мировую арт-сцену, Цао Фэй (которую еще иногда по-русски называют Шао Фэй) — из самых молодых, самых перспективных и самых продуктивных. Едва ли не самые первые ее проекты были уже отобраны для участия в значимых мировых фестивалях и биеннале. Возможно, на фоне остальных представителей своего поколения она выглядит гораздо более «критичной» — благодаря тому, что обращается к исследовательскому, социально ангажированному искусству, столь распространенному в Западной Европе и Америке. Однако это не уменьшает ее шансов превратиться в «национальный бренд» современного, более либерального Китая.

Цао Фэй родилась в том же 1978 году, когда Дэн Сяопин начал реформы по строительству «рыночного социализма» в Китае. Массовая урбанизация и индустриализация особенно затронули ее родину, провинцию Гуандун в дельте Жемчужной реки, богатейшей и наиболее развитой области Китая. Вместе с иностранными инвестициями (на территории провинции было создано несколько специальных экономических зон) в регион устремились и западные культурные тренды; к тому же совсем рядом находился тогда еще не подконтрольный центральной пекинской власти Гонконг — как бы и часть Китая, но основательно переформатированная западной цивилизацией. Эта новая реальность одновременно конфликтует с традицией и вырастает из нее. Цао Фэй, дочь скульптора-соцреалиста, выпускница вполне консервативной Академии изящных искусств в Гуанчжоу, оказалась далеко за пределами официального искусства. Впрочем, работы предшествующего поколения китайских художников, политизированный китайский поп-арт и «циничный реализм», тоже не слишком ее занимали: гораздо больше уроков Цао Фэй, по собственному признанию, извлекла из своего интереса к экспериментальному, преимущественно гонконгскому кинематографу.

Что она делает

Для размышлений на тему современного Китая Цао Фэй подобрала неожиданный ключ: западную поп-культуру в наиболее пестрых и массовых проявлениях, вроде канала MTV. По ее словам, поп-культура для нее не язык, а мост. По одну сторону — заимствования и цитаты, по другую — китайская повседневность. Ее фильмы балансируют на грани документалистики, игрового кино и перформанса. Цао Фэй практически никогда не приглашает профессиональных актеров, привлекая для работы случайных прохожих с улицы. Зато в ее фильмах нередко задействованы самые разные смежные виды искусства — от танца до компьютерных игр. В последнее время виртуальная реальность игры Second Life становится для нее основным художественным средством.

О чем это всё

Социальные, экономические и культурные сдвиги в современном Китае трудно с чем-либо сопоставить. Небоскребы, вырастающие на месте глухих деревушек, гигантские производства, разворачивающиеся на месте рисовых полей, ломают привычный жизненный уклад миллионов людей, оборачиваются тяжелой травмой. Но и способы изживания этой травмы тоже появляются заново. Однако тотальный партийно-государственный контроль придает этому изживанию форму бегства.

Для Цао Фэй, как и для других художников континентального Китая, возможность прямой политической критики закрыта. Однако возможность документировать течение новой жизни со всеми ее противоречиями остается — и при этом Цао Фэй активно взаимодействует со средой и персонажами, в окружении которых оказывается. По словам критика Бенджамина Тореля, ее работы — «антропологические исследования, в которые наблюдатель включает самого себя, разделяя культурные установки и ценности своих героев». В фокус внимания этих исследований постоянно попадают границы между реальным и ирреальным, переход в фантазийный и виртуальный мир, агрессия и ее симуляция.

Главные проекты

1. «Взбесившиеся псы». 2002

©  www.caofei.com

Цао Фэй

Цао Фэй

Шумное постановочное действо, в котором корпоративные служащие, загримированные под собак, ползают на четвереньках по офису, лают, бросаются друг на друга, валяются на полу и едят из миски. Все они одеты в костюмы популярной во всем мире марки Burberry (импортером которой стал в числе прочих и Китай). При этом звучат европейские поп-хиты, исполняемые на китайском языке. В тексте, предваряющем работу, говорится: «Мы ручные, терпеливые и послушные. Хозяин может созвать или разогнать нас одним своим жестом. Мы жалкая свора собак и готовы быть животными, пойманными в капкан модернизации. Когда же мы, наконец, покусаем хозяина и станем настоящими взбесившимися псами?»

Прилежные и исполнительные, согласно распространенному представлению, китайцы предстают здесь глубоко интегрированными в расширяющуюся систему всемирного производства и потребления. В глобализованном корпоративном мире они остаются «покорными псами», способными принять навязанные им роли, новизна и чуждость которых также обыгрываются в этом видео.

Саму работу и серию фотографий, сделанных на ее основе, можно посмотреть здесь и здесь.

2. «Хип-хоп». 2003—2006

©  Pekin Fine Arts

Цао Фэй. Кадры из фильма «Хип-хоп». 2003-2006

Цао Фэй. Кадры из фильма «Хип-хоп». 2003-2006

Этот видеопроект состоит из трех частей. Цао Фэй снимала его на протяжении нескольких лет в Гуанчжоу, японской Фукуоке и нью-йоркском Чайнатауне; целиком он был показан в 2006 году в нью-йоркской галерее Lombard-Freid. Случайным прохожим на улицах предлагалось перед камерой сымпровизировать танцевальные движения хип-хопа под соответствующее музыкальное сопровождение. При этом в каждом городе выбирались одинаковые «типовые» персонажи: служащий, полицейский, строитель, кто-то из представителей старшего и молодого поколения.

Свою персональную любовь к хип-хопу Цао Фэй подчеркивала неоднократно (в юности она сама исполняла его на местном телевидении). Несмотря на его афроамериканское происхождение, художница видит в нем нечто универсальное, что позволяет танцу стать единым языком самовыражения для людей, принадлежащих к разным социальным слоям и различным культурам. Это не только способ коммуникации. Перформативный язык поп-культуры, словно мост, позволяет перейти от повседневных привычных явлений к проблемам более глубоким, причем не только личного, но и социального характера. Так, танец строителя, приехавшего в большой город на заработки, выглядит скорее жестом усталости и физической реакцией на собственное неблагополучие.

Кадры из фильма можно посмотреть здесь.

3. Cosplayers. 2004

©  www.caofei.com

Цао Фэй. Cosplayers. 2004

Цао Фэй. Cosplayers. 2004

Одна из наиболее известных работ Цао Фэй, неоднократно демонстрировавшаяся в Китае (например, на Шанхайской биеннале в 2004 году) и за его пределами (галерея Lombard-Freid, Нью-Йорк, 2005; Le Plateau, Париж, 2008). Фактически она стала визитной карточкой художницы.

Фильм посвящен молодому поколению Китая, увлеченному популярной субкультурой «костюмированных игр» (англ. costume play, сокращенно cosplay), в которых участники отождествляют себя с персонажами, заимствованными чаще всего из японских комиксов манга или аниме, а также исторических фильмов, звездных опер и компьютерных игр. В течение всего фильма молодые люди, переодетые в экстравагантные костюмы, перенявшие агрессивную атрибутику и не менее агрессивное поведение, свободно курсируют по городским улицам, разыгрывают между собой импровизированные сражения, к удивлению ничего не подозревающих прохожих. Похожие то на гротескных самураев, то на супергероев фантастического кино, они полностью приняли на себя придуманные роли, которые заменяют им реальную идентичность.

Распространенные ныне по всему миру «костюмированные игры» имеют явное японское происхождение. К началу нулевых стремительно набравшие популярность в Китае, они представляют собой материализацию культуры, которую старшее поколение китайцев, помня о японской интервенции и последующем длительном противостоянии двух стран, еще способно воспринимать как враждебную (в 40-е годы издание манги финансировалось правительством Японии и служило военным пропагандистским целям (см. об этом здесь). Но для косплееровов это не столько территория чуждых культурных ценностей, сколько виртуальное пространство, предоставляющее возможность бегства от повседневной жизни, которая сама по себе ощущается как чуждая и враждебная. В финальной сцене молодые герои фильма оказываются у себя дома вместе с родителями, которые явно смущены нарядом и поведением своих детей. И этот контраст обнажает как дискомфортный характер наличной реальности, так и неудачу этого наивного эскапизма.

Фрагмент фильма здесь. Кадры из видео, а также фотографии по его мотивам здесь.{-page-}

4. «Отец». 2005

©  www.caofei.com

Цао Фэй. Кадр из фильма «Отец». 2005

Цао Фэй. Кадр из фильма «Отец». 2005

Главный герой этого видео — отец художницы, скульптор-соцреалист, еще в начале 2000-х продолжавший лепить многочисленные фигуры государственных вождей. В фильме запечатлен процесс создания скульптуры Дэн Сяопина в молодости. Скульптура была заказана в 2004 году властями провинции Гуанси и должна была служить объектом привлечения в нее туристов в рамках проекта «Красное путешествие по Китаю». Впоследствии памятник был установлен в городе Байсэ, провинции Гуанси, напротив Музея Восстания.

В России фильм был показан в рамках 1-й Московской биеннале современного искусства в Музее Ленина. Рядом с видеопроекцией были расставлены копии скульптуры, которую в фильме делал ее отец, и в таком контексте работа прочитывалась скорее как соц-артовский критический жест. Между тем, по мнению ряда критиков, произведение глубже и тоньше: молодая художница размышляет о месте социалистического реализма в новом капиталистическом Китае.

5. «Чья это утопия?» 2006

©  www.caofei.com

Цао Фэй. Кадры из фильма «Чья это утопия?». 2006

Цао Фэй. Кадры из фильма «Чья это утопия?». 2006

Одна из наиболее впечатляющих работ Цао Фэй. Двадцатиминутное видео, снятое на стыке различных жанров. Работа была выполнена по заказу компании Siemens в рамках проекта Siemens Art Project, в котором также принимали участие другие известные китайские художники (Ян Фудун, Инь Сючжен и др.).

Видео снималось на фабрике OSRAM — крупнейшем в провинции Гуанчжоу комбинате по производству электрических лампочек. Ежегодно в поисках заработка туда стекаются многочисленные потоки мигрантов со всех уголков страны. В рамках проекта с каждым из рабочих фабрики было проведено специально разработанное интервью, по результатам которого отбирались будущие авторы инсталляций и перформансов на территории фабрики. Интервью и документация публиковались в специальной газете Utopia Daily, выходившей на фабрике и ставшей своеобразным корпоративным информационным бюллетенем.

В общей сложности на фабрике в окружении рабочих Цао Фэй провела около шести месяцев. Она находилась в постоянном взаимодействии с собственным окружением, и статус ее при этом оставался неоднозначным. «Меня не воспринимали как художника. Я была скорее эвент-менеджером или соцработником», — говорит Цао в одном из интервью.

Видео состоит из трех частей. Первая — «Воображение продукта» — документирует процесс конвейерного производства, идеально отлаженную и монотонную работу машин, где люди выступают лишь вспомогательным элементом. Вторая часть — «Фабричная сказка» — содержит записи «творческих работ» участников проекта. Эта часть, по мнению художницы, взрывает повсеместную нормальность и однообразие фабричной жизни, позволяя рабочим срежиссировать личную сказку, которая так и не стала реальностью (этой фразой и заканчивается ролик). Заключительный эпизод — «Мое будущее не сон» — серия видеопортретов обитателей фабрики в обычной производственной обстановке. Они неподвижно смотрят в камеру, не произнося ни слова.

Работа демонстрировалась на Сиднейской биеннале (2006), биеннале в Пусане (Корея, 2006), а также на выставке китайского искусства в лондонской галерее Serpentine. Ее также можно было увидеть в «Гараже», на выставке коллекции Франсуа Пино. Во всех случаях экспонирования работы в дополнение к видеопроекции создавалась инсталляция, имитирующая условия жизни рабочих на фабрике. Рядом лежала стопка номеров вышеупомянутой газеты Utopia Daily, которую зрителям предлагалось забрать с собой.

Месседж работы представляется амбивалентным. На первый взгляд кажется, что Цао Фэй работает на корпорацию, привнося дух всеобщего творчества в серую реальность. Однако именно по контрасту с этими творческими выплесками героев проекта их повседневность выглядит особенно серой и дегуманизированной. В то же время сопровождающая инсталляция характерным образом эстетически неоднозначна, балансирует на грани травестии. Газеты, которые можно забрать, и натуралистическое воспроизведение «типичной» обстановки на фабрике отсылают к узнаваемой стилистике агитационно-пропагандистских материалов. Но интервью с рабочими до того печальны и рассказывают так много об истинных условиях их жизни, что эта аляповатая театрализованная конструкция, агитка, обнаруживает в себе зерно правды.

Фотографии работы есть на персональном сайте художницы.

6. i.Mirror. 2007

©  www.artnet.com

Цао Фэй. i.Mirror (кадр из видео). 2007

Цао Фэй. i.Mirror (кадр из видео). 2007

Этой работой начинается серия произведений Цао Фэй, платформой для которых послужила многопользовательская онлайн-игра Second Life. Создаваемая в ней всеми желающими виртуальная реальность становится для художницы исследовательским инструментом, с помощью которого рефлексируется все тот же поиск новой идентичности взамен утраченной или не удовлетворяющей, все та же прозрачность границы между подлинным и вымышленным.

Любой участник игры Second Life создает собственный трехмерный виртуальный мир с удобным для себя образом жизни. Сформировав по своему усмотрению внешний облик, одежду, жилище своего вымышленного альтер эго (аватара), игрок получает возможность общаться с другими участниками, организовывать ролевые сообщества, осуществлять виртуальный товарообмен и создавать произведения искусства. Среди известных прецедентов — проект Second Life Dumpster дуэта eteam (Франциска Лампрехт и Хайю Модереггер), тандем Евы и Франко Маттеса, при помощи своих аватар воссоздающих известные перформансы (см. здесь).

Ежедневно сотни пользователей присоединяются к Second Life и проводят там значительную часть времени. В 2007 году ряды участников игры пополнила и Цао Фэй, от лица своей аватары China Tracy посвятив полгода освоению виртуального пространства и его превращению в художественное средство. Первой крупной работой, задействующей эстетику Second Life, стал фильм i.Mirror, построенный на личном опыте странствий художницы по виртуальным просторам. В фильме она встречается с одним из участников игры — молодым светловолосым юношей. Они путешествуют по мирам друг друга, много обсуждают причины, заставившие их обратиться к иной реальности. В финале выясняется, что светловолосый юноша на самом деле седой американец, по возрасту не годящийся Цао даже в отцы.

Этим проектом Цао Фэй представляла Китай на 52-й Венецианской биеннале. Его можно посмотреть здесь (часть 1, часть 2, часть 3)

7. RMB City. 2007-2009

©  Courtesy Serpentine Gallery

Цао Фэй. RMB City. 2007-2009

Цао Фэй. RMB City. 2007-2009

Увлечение виртуальной реальностью привело Цао к созданию, пожалуй, самого масштабного и самого коммерчески успешного ее проекта. RMB City (RMB — сокр. от renminbi — национальная валюта Китая, также известная как юань) — виртуальный город, средствами Second Life создававшийся в течение практически двух лет. Проект был задуман художницей как портрет современного Китая, отражающий все характерные его черты и изменения, произошедшие в период «реформ и открытости». Трехмерные анимированные строения фантастичны, но при этом напоминают общий архитектурный облик сверхсовременного китайского города. Здесь, ко всему прочему, нашли место и некоторые конкретные реалии, например Национальный стадион, построенный в Пекине специально для Олимпийских игр в 2008 году. По всему виртуальному пространству рассеяны символы, прочно ассоциирующиеся с этой страной: над городом парит гигантская панда, из воды возвышается затонувшая по пояс, но гордо смотрящая вверх статуя Мао.

Город Цао Фэй — интерактивный: оказаться в нем может каждый участник Second Life. Во время показа работы на Триеннале современного искусства в Йокогаме любой желающий мог стать автором собственного проекта в рамках RMB City.

Еще до окончательного завершения проект неоднократно демонстрировался на всемирных выставках: дебютная презентация прошла в 2007 году на ярмарке Art Basel Miami Beach, в 2008 году работу показали на 10-й Стамбульской биеннале. На выставке в Майами произведение нашло и первого покупателя: часть виртуальной недвижимости RMB City была приобретена европейским коллекционером за $100 тысяч. С этого момента торговля 3D-зданиями была поставлена на поток. По словам критика Бенджамина Геноччио, в 2008 году, во время нью-йоркской выставки Цао Фэй, представлявшая ее галерея Lombard-Freid (ставшая почти постоянным дилером художницы в США) «превратилась практически в офис по торговле недвижимостью» (средняя цена составляла $80 000—120 000 за здание, что соответствует высокой стоимости произведения видеоарта; продавались не только 3D-постройки, но и настоящие фотографии, сделанные на основе работы, а также уменьшенные макеты города).

Участие коллекционеров и галеристов задумывалось как часть проекта: им предлагалась не только собственность, но возможность активного вмешательства в работу. В день официального запуска проекта в январе 2009 года в Пекине швейцарский коллекционер современного китайского искусства Ули Зигг стал первым мэром города (полномочия были выданы ему на три месяца), а ряду галерей предложили открыть в RMB City виртуальные выставки. Впрочем, еще в 2007 году пекинский Центр современного искусства Ги и Мириам Улленс (UCCA) учредил в RMB City виртуальный филиал, открывшийся выставкой Christian Dior and Chinese Artists.
(Впрочем, виртуальные выставки и галереи не такая уж редкость для современного арт-процесса. Так, в том же пространстве Second Life работает The Tech Virtual — филиал калифорнийского The Tech Museum of Innovation.)

Проекту RMB City посвящен отдельный сайт с большим количеством фотографий, видео и подробным гидом по городу: см. здесь.

Основные выставки

Цао Фэй — участник множества групповых выставок, среди которых Alors, La Chine? («Итак, Китай?». Париж, Центр Помпиду, 2003), Follow Me! Contemporary Chinese Art at the Threshold of the Millennium («Следуй за мной! Китайское искусство на переломе тысячелетий». Токио, 2005), China Contemporary exhibition (Фотомузей Нидерландов. Роттердам, 2006) и др. Она также выставлялась в рамках различных биеннале современного искусства в Сеуле (2002), Шанхае (2004), Тайбэе (2006), Сиднее (2006), а также в Москве (2005). В 2007 году она представляла Китай на 52-й Венецианской биеннале. Крупные персональные выставки Цао Фэй прошли в 2008 году в Le Plateau в Париже и в 2009 году в Kunsthalle в Нюрнберге.

Ссылки

Персональный сайт Цао Фэй. Судя по всему, не обновлялся с 2006 года, но там можно найти описания и фотографии работ, сделанных в предыдущие периоды ее творчества.

Curriculum Vitae на сайте китайской галереи Vitamin Creative Space.

Страница художницы с биографией и подробным пресс-досье на сайте галереи Lombard-Freid, с которой Цао Фэй имеет богатый опыт сотрудничества (в частности, в 2005 и 2006 годах в галерее прошли ее первые персональные выставки).

Персональная страница на YouTube с видео последних лет.

Основные работы художницы можно также посмотреть на сайте Pekin Fine Arts.

Интервью в журнале Fillip.

«Театр жизни». Эссе критика Ху Фана о Цао Фэй.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • adeptys· 2009-09-02 14:34:32
    Хороший обзор, сразу все ясно. Только вот желания посмотреть её работы не возникло, арт-акции это вообще такой недолговечный жанр, для тех кто не претендует на вечность.
  • yasha_kazhdan· 2009-09-03 11:40:19
    to adeptys: претензии к вечности есть у всех.
Все новости ›