То ли все расслабились, то ли проблемы с бюджетом.

Оцените материал

Просмотров: 32806

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года

03/01/2012
Страницы:
 

III Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» 
Под солнцем из мишуры

10 июля — 10/12/19 августа (в зависимости от площадки)
Центральный дом художника
Московский музей современного искусства (Ермолаевский пер., д. 17)
Государственный центр современного искусства

На сей раз эта демократичная и несколько безответственная летняя биеннале устроена не совсем так, как раньше. На нее по-прежнему существует свободная подача заявок для художников и кураторов до 35 лет (она закончилась 15 декабря, но мы неоднократно вам сообщали о ней), правда, теперь кураторам нужно заранее договориться с институцией о своей выставке. Но теперь имеется один главный куратор, к тому же международный, — это хорошо знающая московский контекст Катрин Беккер (Kathrin Becker, Берлин). Имеется тема, как у приличной биеннале, что бы эта тема ни означала. Имена отобранных авторов (непонятно только, зачем их называть шорт-листом, как будто имеется какой-то официальный лонг-лист) будут оглашены 15 февраля 2012 года. На биеннале будет также впервые проведен конкурс (не сообщается, кто в жюри).


13-я Международная архитектурная биеннале в Венеции 
Лето 2012 г.

Пока на сайте биеннале о ее 13-м издании вообще ноль информации, прямо как будто дело происходит в России. Поразительно. Впрочем, со сменой политической и культурной власти — до этого ли?


30-я биеннале в Сан-Паулу
Неотвратимость поэтического (The Imminence of Poetics)

8 сентября — 9 декабря

©  Haupt & Binder / www.universes-in-universe.org

Павильон Ciccillo Matarazzo, в котором проводится биеннале в Сан Паулу

Павильон Ciccillo Matarazzo, в котором проводится биеннале в Сан Паулу

Главный куратор, Луис Перес-Орамас, родился в 1960 году в Каракасе; он эссеист, поэт и историк искусства, учился у Юбера Дамиша, был университетским профессором и с 2006 года является куратором латиноамериканского искусства в МоМА в Нью-Йорке. То есть он воплощает не англосаксонскую традицию социальной истории искусства, а французскую философско-поэтическую. В концепции упоминается «многообразие, переходность, возвращение и постоянные мутации художественной поэтики». Куратор и его сокураторы выделяют четыре зоны (что имеется в виду под зонами, неясно): «Поэтическое выживание»; «Постформы, или Поэтические изменения»; «Поэтические голоса»; «Поэтические дрейфы». Художники будут объявлены в январе 2012 года, но три имени уже известны: покойные бразильские художники Артур Биспо до Розарио (1909—1989) и Вальдемар Кордейро (1925—1973), а также ныне здравствующий немецкий классик социально-критического (тем не менее) искусства Ханс-Петер Фельдман (р. 1941).


2-я Уральская индустриальная биеннале, Екатеринбург
13 сентября — 22 октября 2012

Мы рады были услышать о том, что Уральская биеннале продолжится (над созданием основного проекта первой Уральской биеннале в 2010 году трудились Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф). Куратором на сей раз выступит Ярослава Бубнова, наша соотечественница, давно живущая в Болгарии, крупный международный куратор. Организатором продолжает оставаться Уральский филиал ГЦСИ, комиссар биеннале — Алиса Прудникова. С нетерпением ждем дальнейшей информации в начале января.


Ливерпульская биеннале
14 сентября 2012 г. — 13 января 2013 г.

Биеннале, которая проходит с 1998 года, носит характер фестиваля из множества событий, главным образом для местной публики и туристов, хотя сейчас ее стараются сделать более амбициозной. Среди этих событий имеется т.н. Международная выставка, на ней делается акцент на новые работы, специально сделанные для Ливерпуля, а также — много курированных (это специально подчеркивается) критических (это подчеркивается тоже) соло-проектов, объединенных названием «платформа City States». Эти проекты тоже интернациональные, а не чисто местные, и кураторы у них со всего света. В 2012 году эти две части биеннале впервые предполагается объединить одной темой. Кураторы основного проекта и тема должны быть объявлены в районе Нового года. Помимо этого у биеннале есть и другие проекты, проходящие в музеях и галереях по всему городу, в том числе вручается британская премия за лучшее произведение живописи.


Vienna Fair
20—23 сентября
Messe Wien

©  Intercolor / www.viennafair.at

Павильон, в котором проводится выставка Vienna Fair

Павильон, в котором проводится выставка Vienna Fair

Международная художественная ярмарка с уникальным фокусом на Центральной и Восточной Европе, проходит с 2005 года. До этого года проходила в мае, но из-за совпадения по времени с другими ярмарками теперь перенесена на сентябрь. Художественными директорами ярмарки являются, как это ни удивительно, известные венские критики Георг Шельхаммер и Хедвиг Заксенхубер, так что можно ожидать интересной параллельной и некоммерческой программы. Подробности должны поступить в январе.


Биеннале в Пусане, Южная Корея 
Сад обучения (Garden of Learning)
22 сентября – 24 ноября

В июле 2011 года стало известно, что куратором будет Рогер Бюргель (Roger Buergel), художественный директор Документы-12. Он предложил концепцию, согласно которой будут созданы советы (Learning Counsils) из 10—15 граждан города и 1—2 художников каждый. Эти советы под руководством художников и создадут произведения искусства для биеннале. Теперь биеннале приглашает к сотрудничеству жителей Пусана и Южной Кореи, готовых поделиться своими взглядами на жизнь в Корее и/или историями о ней. По словам Бюргеля, «иностранцы, приезжающие в чужое место, обычно теряются. В одиночку у них нет шанса понять сложный политический и культурный контекст Южной Кореи, множество слоев смысла, которые эти контексты включают в себя. Художники, как и обычные люди, очень зависят от контактов с другими. Они полагаются на тех, кто готов им что-то показать и рассказать о своем опыте, и именно эти разговоры позволяют создать произведение, которое находится на своем месте, укоренено в нем и цветет в нем, и оказывает долгое воздействие на общество». Участники будут встречаться с художниками раз в месяц и получат за свою работу скромное вознаграждение. Бюргель подчеркивает, что метод этот рискованный, но что без риска никакого веселья, и что искусство и состоит в том, что полно возможностей, в том числе и возможности неудачи.


Frieze Art Fair
11—14 октября

©  Graham Carlow / Frieze

Выставка Frieze Art Fair

Выставка Frieze Art Fair

Юбилейное — десятое — издание знаменитой ярмарки. Для тех, кто приобрел привычку ездить в Лондон в октябре и заодно с ярмаркой смотреть премию Тернера и прочую параллельную программу. Сама ярмарка стала, к нашему глубокому сожалению, уже не та. Например, на ней с этого года будет раздел музейного и классического искусства (Frieze Masters; строго говоря, он для искусства, сделанного до 2000 года), что в целом свидетельствует об утрате статуса cutting edge.


Марибор — европейская культурная столица-2012 
SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное (SOFT CONTROL: Art, Science and the Technological Unconscious)
15 ноября — 20 декабря
Открытие 14—15 ноября
Симпозиум 15—17 ноября
KIBLA Multimedia Centre, Марибор, Словения
Koroška galerija likovnih umetnosti (KGLU), Словень-Градец / Slovenj Gradec, Словения

Большая международная выставка в Мариборе (Словения), которая отличается от биеннале только тем, что мероприятие это однократное и связано с празднованием европейской культурной столицы 2012 года. Делает проект российский художник, куратор и медиатеоретик Дмитрий Булатов (Калининград) — очень редкий случай, когда нашего соотечественника пригласили выступить куратором международного события. Есть чем гордиться! Гордиться можно также и тем, что в отличие от абсолютно всех других проектов тут больше чем за год до события все уже было решено и был объявлен список участников, 30 человек из 11 стран, часть работ является европейской премьерой. Выставка продемонстрирует различные варианты использования новых технологий в искусстве и, главным образом, критический анализ этих технологий и их роли. Художники работают с информационными технологиями, биомедициной и нанотехнологиями. Как говорит Булатов, «технологии создают новые невидимые границы вокруг нас, проникая во все сферы человеческой деятельности и изменяя их». Это ставит вопросы о контроле и о навязчивой природе влечения человека к технологическим новациям. Сфера искусства новых медиа, по мнению Булатова, должна перестать быть узкоспециальной областью эстетических экспериментов, она должна делать высказывания в области культуры. Цель выставки — научить зрителя относиться к техническим средствам не как к своим рабам и не как к продолжению себя, а как к таинственной конструкции, с которой мы можем вступать в договорные отношения.

В списке художников — Marina Abramović (Сербия/США), Boredomresearch (Великобритания), Bill Vorn (Канада), Stelarc (Австралия), James Auger/Jimmy Loizeau (Великобритания), Joe Davis (США), Polona Tratnik (Словения), Leo Peschta (Австрия), David Bowen (США), Tuur Van Baalen (Нидерланды), Stefan Doepner & Lars Vaupel (Словения—Германия), The Tissue Culture & Art Project (Австралия), Maja Smrekar (Словения), «Куда бегут собаки» (Россия), Richard Pell (США), Andy Gracie (Великобритания), Brandon Ballengee (США) & Louis-Philippe Demers (Сингапур), Ursula Damm (Германия), Guy Ben-Ary и Kirsten Hudson (Австралия), Ken Rinaldo (США).

Будет также большая программа лекций, дискуссий, семинаров и мастер-классов плюс скрининги работ с Transmediale и других фестивалей — VIDA (Испания), European Media Art Festival (Германия), Japan Media Art Festival (Япония), PRIX Ars Electronica (Австрия). Международная конференция с участием теоретиков и художников из Европы, США, Канады, Австралии и Сингапура пройдет 15—17 ноября 2012 г.


Биеннале в Кочи и Музирисе, Индия 
Ноябрь — даты неизвестны

Первая (представьте себе!) биеннале в Индии — индийские художники сейчас начинают свой путь к международной популярности, было несколько обративших на себя внимание групповых выставок, и вообще они считаются «новыми китайцами» (при том что сами китайцы, меж тем, не оправдали возложенных на них ожиданий). Главная выставка пройдет в поместье махараджей в форте Кочи (штат Керала), которое находится сейчас в процессе реставрации. Куратор — Бозе Кришнамачари (Bose Krishnamachari), индийский художник. Форт Кочи в Индии считается воплощением исторической идеи культурного плюрализма, нынешняя биеннале провозглашает космополитизм в качестве своей центральной идеи. Биеннале должна поддержать стремление Индии построить новое государство — либеральное, инклюзивное (inclusive), эгалитарное и демократическое. Как мы прочли в иностранной прессе, будет 65 художников из 45 стран, но на самом сайте мы их списка не нашли, а может быть, у нас не хватило терпения — сайт устроен очень скверно. Ищите сами. Однако мы уже серьезно задумались о поездке в ноябре в Кералу.
Страницы:

 

 

 

 

 

Все новости ›