То ли все расслабились, то ли проблемы с бюджетом.

Оцените материал

Просмотров: 32284

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года

03/01/2012
Радикальная Берлинская биеннале, амбициозная биеннале в Киеве, загадочная «Документа» и заманчивая биеннале в штате Керала
Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
Transmediale 
31 января — 5 февраля
Haus der Kulturen der Welt, Берлин

Уже 25-е издание фестиваля дигитального искусства на сей раз исследует тему (не)совместимости, ее продуктивные и деструктивные стороны как фундаментальное условие существования в ситуации кризиса. Ожидаются двухдневный международный симпозиум, выставка под названием Exhibition Dark Drives: Uneasy Energies in Technological Times (куратор — Джейкоб Лиллемоз), отдельная видеопрограмма (тут мы даже знаем некоторых участников: Харун Фароки, Бьёрн Мельхус) и серия перформансов The Ghost in the Machine с участием легендарного, как нам сообщают, винтажно-психоделического Joshua Light Show. Будет также презентирована новая платформа для трансмедиальной культуры — reSource: экспериментальная программа воркшопов, дискуссий и перформативных интервенций. Параллельно по всему Берлину будет проходит CTMFestival for Adventurous Music and Related Arts, фестиваль авангардной музыки и саунд-арта (подробности здесь).


Ярмарка современного искусства ARCOmadrid 2012 
Профессиональное превью 15 и 16 февраля с 12 до 21 часа
Для публики 17—19 февраля с 12 до 20 часов

Крупная ярмарка, но она несколько утратила свою привлекательность в последние годы. Гостевой страной на этот раз будут Нидерланды, программа соло-проектов — художники из Латинской Америки.


4-я биеннале в Марракеше
Higher Atlas 
29 февраля — конец мая
Surrender (превью и программа перформансов, дискуссий и скринингов): 29 февраля — 4 марта

Самый крупный фестиваль в Северной Африке, именно фестиваль: кино, музыка и литература включены в программу на равных, хотя только в дни открытия. Мероприятие официально трехъязычное (арабский, французский, английский). Главная выставка будет в историческом дворце El Badia и на других площадках в Старом городе, она называется Higher Atlas, и курируют ее Надим Самман (молодой и гиперактивный независимый куратор из Лондона, который работал и с русским искусством — например, Александром Пономаревым) и Карсон Чан (куратор в области архитектуры и архитектурный теоретик, также очень молодой). Имена участников пока не объявлены, как и у практически всех событий даже самого начала 2012 года (то ли все расслабились и очнутся после Нового года, то ли имеются проблемы с бюджетом).

На участие в параллельной программе (с какой-нибудь выставкой или отдельной инсталляцией, а также симпозиумом) можно подать заявку чуть ли не до сих пор, придется не просто получить одобрение кураторов, но и заплатить взнос в 2 тысячи евро.

Атлас — это название марокканского горного массива, отовсюду видного в Марракеше, но понять название в абстрактно-географическом смысле тоже не будет неправильным. Выставка, как нам сообщают, построена как путешествие, ее исходная точка — дворец XVI века на юге города (360 комнат, в свое время шикарно декорированных европейскими мастерами с использованием полудрагоценных камней, суданского золота и итальянского мрамора). Частично это все уже разрушено, художники и архитекторы добьют или, наоборот, реанимируют дворец своими «интервенциями», но, безусловно, чисто туристически (а также климатически) все это будет очень привлекательно.


Whitney Biennial 
1 марта — 27 мая

«Не настоящая биеннале», во всяком случае, не то, к чему мы привыкли в последние годы, потому что преимущественно это узконациональная выставка американских художников или художников, живущих в Америке (последних стали включать лишь недавно), часто сделанная силами самого музея и без особой кураторской темы, к тому же проходящая в довольно небольшом здании, то есть чучел слонов, подводных лодок и прочих чудес инсталляционного творчества тут обычно не бывает. Тем не менее, как правило, достойна внимания. Кураторами выступили в этот раз Элизабет Суссман (куратор фотографии в Уитни) и свободный куратор Джей Сандерс. Они выбрали 51 художника, среди которых такие известные авторы, как недавно скончавшийся пионер экспериментального кино Джордж Кучер, автор политических и критичных перформансов Андреа Фрезер и Майк Келли, выдающийся провокативный автор из Лос-Анджелеса. Большинство имен нам не знакомы, но интригуют такие позиции, как Forrest Bess (by Robert Gober), Werner Herzog и Sarah Michelson (известный искусствовед и киновед). Совместно с британской группой Arika будет организована неделя перформансов, воркшопов и дискуссий.


Armory Show
8—11 марта
Piers 92, 94, New York City

©  www.thearmoryshow.com

Причалы 92 и 94 в Нью-Йорке – место проведения выставки The Armory Show

Причалы 92 и 94 в Нью-Йорке – место проведения выставки The Armory Show

Крупная ярмарка современного искусства и искусства ХХ века, обычно в ней участвуют и русские галереи.


Fotofest 2012 Biennial, Хьюстон, Техас
16 марта – 29 апреля
Открытие 16 марта, VIP-программа 18-20 марта

14-я Фотобиеннале в Хьюстоне (официально: биеннале фотографии и т.н. photo-related art) будет полностью посвящена современной российской фотографии (с 1960-х годов до наших дней). В центре внимания будут три крупные выставки; какие – пока не сообщается (обещают в январе). Помимо них, в девяноста различных арт-пространствах Хьюстона (включая музеи) пройдут выставки соответствующей тематики, список которых тоже обещается в январе. 20 марта пройдет аукцион винтажных снимков. Кураторами фестиваля с российской стороны являются Евгений Березнер, Ирина Чмырева и Наталья Тарасова. В материалах фестиваля также активно цитируется Даша Жукова, однако какое она и Центр современной культуры «Гараж» имеют к этому отношение (помимо того, что «Гараж» поддерживал портфолио-ревью сред русских фотографов, на основании которого частично был отобран материал выставок), пока непонятно.


7-я Берлинская биеннале
28 апреля — 1 июля

©  www.berlinbiennale.de

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
Событие, которого ждут с огромным интересом. Как вы уже знаете, куратором его выступает польский художник Артур Жмиевски, поклонник активизма, социального действия и группы Война. Именно эта группа, а также польский куратор Иоанна Варша будут сокураторами биеннале и повлияют на ее концепцию и состав. Относительно Войны сказано, что это влияние проявится в том, что они будут напоминать об «этосе художника». Как говорят Жмиевски и Варша, «их лучшее произведение — напоминание о том, что мы, художественный мир, находимся на пути к тому, чтобы стать неолиберальной элитой, которая работает только на финансовую выгоду и на символический капитал». Членами группы Война на сайте биеннале названы Олег Воротников, Леонид Николаев, Наталья Сокол и малолетний Каспер Ненаглядный Сокол. Биеннале уже начала издавать газету P/Act for Art на немецком и английском языке, включившуюся в очень горячие общественные дебаты о берлинской городской политике (шаг, который невозможно себе представить на биеннале московской). Первый выпуск газеты включает высказывания пятидесяти международных культурных деятелей и производителей знания (их можно посмотреть здесь). Лозунг газеты — «Включись, займи позицию, выдвигай требования» («Get involved, take a position, make demands»). У биеннале также изменился дизайн сайта. В настоящий момент на нем на самом видном месте висит призыв защитить от уничтожения историческое здание нацистской партии в Нюрнберге, так что программа Жмиевского, очевидно, отнюдь не является заученной и школьно-левой, она значительно сложнее. На сайт предлагается присылать фотографии различных политических событий, это проект словацкого художника Томаса Рафы (фото уже висят). Здесь также можно прочитать установочный текст самого Жмиевского, и вообще сайт рекомендуется изучить внимательно. Тут можно найти и информацию о событиях «Аудитории Москва», например. Состав художников пока не известен. На биеннале был объявлен открытый конкурс, и, как сообщалось в конце декабря, кураторы искренне хотят «представить все поступившие художественные и политические предложения, отказавшись от типичной кураторской уставки на селекцию и эксклюзивность. Демократичное решение будет выработано вместе с берлинским медиаактивистом Питом Шульцем. Подробности в начале января 2012 года».


Frieze Art Fair, Нью-Йорк
4—7 мая

©  www.friezeartfair.com

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
Лондонская ярмарка впервые организует филиал в Нью-Йорке, в Randall's Island Park на Манхэттене. Учитывая, что лондонское издание стало чисто коммерческим (экспериментальные годы позади), не знаем, рекомендовать ли. Список галерей опубликован, из российских там есть, естественно, «Риджина». Участвуют американские галереи, хотя некоторые крупные отсутствуют. Имеется раздел молодых галерей (Focus) и соло-проектов (Frame). Будут так же, как и в Лондоне, Frieze Projects (некоммерческие проекты, иногда они бывают ничего) и Frieze Talks, т.е. теоретическая говорильня, тоже часто небезынтересная.


11-я Гаванская биеннале 
Художественные практики и социальное воображение
(Artistic Practices and Social Imageries)
11 мая — 1 июня

Речь пойдет о том, как люди воображают свое общественное пространство и какое символическое измерение они ему придают благодаря искусству. Конкретика никакая не известна. Курируется институцией: Центром современного искусства Вильфредо Лама, Гавана. Информацию мы почерпнули из европейских справочных сайтов, на сайте самой биеннале есть только факты про событие 2009 года, не висят даже даты нынешней. 11-я биеннале должна была состояться в 2011 году, но не состоялась. Так что относитесь к этому всему с долей сомнения.

{-page-}

 

Арсенале. 1-я биеннале современного искусства в Киеве
Лучшее время, худшее время… Возрождение и апокалипсис в современном искусстве

С 17 мая

©  www.artarsenal.in.ua

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
О том, что будет такая биеннале, стало известно совсем недавно; пока мы знали только, что летом в Киеве откроется футбольный чемпионат. Заполнить без преувеличения гигантское пространство киевского Мыстецького Арсенала (32 тысячи кв.м) международным современным искусством согласился Дэвид Эллиот, куратор прошлой (и очень шикарной) Сиднейской биеннале, в прошлом директор музеев в Оксфорде, Стокгольме и Токио. Он реагирует не столько на футбол, сколько на запланированный на 2012 год конец света (впрочем, может быть, это одно и то же). Название биеннале позаимствовано из первых строк «Повести о двух городах» Чарльза Диккенса о Французской революции. Как пишет куратор, «раньше прерогатива тотального уничтожения принадлежала богу или природе, тогда как сегодняшний ядерный холокост, умышленный или нет, вместе с быстрым ростом глобального потепления дал человечеству возможность уничтожения не только самого себя, но и всех природных систем, которые его поддерживали». У выставки будет четыре центральные темы: «Неустанное движение» (способы, которыми мы черпаем силы из верований, мифов и представлений о Вселенной, которые не регулируются материальной потребностью); «Во имя порядка» (она исследует, как под предлогом рационализма власть пытается доминировать над культурой путем создания корыстных иерархий), «Плоть» (тут более или менее понятно) и «Неспокойный сон» (предчувствия неотвратимой катастрофы).

От Эллиота ждут — и, без сомнения, дождутся — очень зрелищной, впечатляющей, масштабной выставки с очень звездными именами, почти стопроцентно импортной — куратор уже заявил, что украинское искусство в состав выставки включено будет минимально, если вообще будет (состоится параллельная выставка в том же здании, которую готовит куратор Александр Соловьев). Кроме того, он сказал, что не считает Украину постсоветским пространством и эта проблематика в выставку не будет включена. Относительно русского искусства наши агенты доносят, что будут АЕС+Ф и группа «Что делать?» (как оно было и в Сиднее), а также Ольга Чернышева — возможно, кто-то еще. Официальные списки пока не объявлены, но в кулуарах произносятся такие имена, как Пол Маккарти, братья Чепмены, Ансельм Кифер, Луиза Буржуа, Ай Вэйвэй, Ян Фудун. Наверняка будет много японских и китайских авторов.

Помимо всего этого у биеннале будет дискуссионная платформа, которую курирует Екатерина Деготь. Она будет представлять собой одну или две международные конференции, которые пройдут раньше, нежели откроется сама выставка. Пока это предварительная информация, следите за нашим сайтом для более точной.


5-я международная биеннале современного искусства в Бухаресте
Тактика здесь и сейчас (Tactics for the Here and Now)
25 мая — 22 июля

©  www.bucharestbiennale.org

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
Интересный проект, на который многие обращают внимание. Куратор — Энн Барлоу, она из Глазго и живет в Нью-Йорке. Отправная точка для концепции — социологический анализ нашего времени (прекарная экономика, неуверенность в завтрашнем дне, территориальные перемещения), однако куратор говорит, что будет отдавать предпочтение не художникам социального высказывания, а работающим не прямо и не декларативно, в чем есть своя сила, по ее мнению. Ее интересуют художники медленные и вдумчивые, художники-исследователи, которые применяют неформальные подходы (она настаивает на этом понятии «неформального», которое носит полемический характер), разоблачают тайны и секреты, рассказывают истории. Художники со всего света создадут новые исследовательские проекты о специфических контекстах такого интересного города, как Бухарест, и для них. Проекты будут показаны, в частности, в Геологическом музее, Ботаническом саду, Национальном центре танца, университете и других публичных местах. В Бухаресте, как видим, не считают, что такой «локальный» подход делает биеннале провинциальной — как думает начальство в Москве. Список художников пока не объявлен.


Второй Берлинский документальный форум
31 мая — 3 июня
Haus der Kulturen der Welt, Берлин

Еще одна берлинская биеннале, впервые состоявшаяся в 2010 году, занимается документалистикой в разных областях и исследует документ как инструмент исторического и политического анализа. Включает в себя скрининги, перформансы, выставки, дискуссии и публикации. В этом году участвуют выдающийся документалист Харун Фароки, философ Сильвер Лотрингер, художник Кристина Майснер, кинокуратор Эдуардо Томас, режиссер и художник Рабия Мруэ, хореограф Эштер Саламон и многие другие. Групповая выставка «Слепое пятно» (A Blind Spot) подготовлена известным куратором Катрин Давид и касается проблемы репрезентации и нарушения ее кодов.


Manifesta 9
2 июня — 30 сентября
Превью 31 мая — 1 июня
Бывшая угольная шахта Waterschei, Генк, Лимбург, Бельгия

©  www.manifesta9.org

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
Другие биеннале расползаются по многим площадкам, а европейская биеннале Манифеста, с 90-х годов пионер такой «детерриториализации» и номадизма, проходящая всякий раз в разном регионе Европы, впервые в своей истории пройдет в одном городе и даже на одной-единственной — правда, большой — площадке. Манифеста будет анализировать, исходя из контекста региона, географические и «воображенческие» аспекты индустриального капитализма как глобального феномена. Нам обещают уникальный диалог между искусством, историей и социальной рефлексией. Все это означает, что Манифеста фактически меняет формат: вместо международной выставки молодых художников это будет историко-художественная выставка, привязанная к определенному региону. Главный куратор проекта — Куатемок Медина, (Cuahtémoc Medina), интересный куратор из Мексики, известный своим сотрудничеством с Франсисом Алюсом, уже объявил, что пионерской выставкой в том жанре, в котором он собирается работать, он считает Первую Уральскую индустриальную биеннале в Екатерибурге (2010), кураторами которой выступили Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф. Медина работает в сотрудничестве с Дон Эйдс (Dawn Ades), чрезвычайно заслуженной искусствоведкой и автором известной книги о фотомонтаже, и Катериной Грегос (Katerina Gregos), молодым перспективным куратором из Бельгии. В 2011 году на Венецианской биеннале она курировала павильон Дании (групповую выставку Speech Matters, посвященную свободе слова), который обратил на себя внимание. В общем, это одно из самых интригующих событий года.


Documenta 13, Кассель
9 июня — 16 сентября
Пресс-конференция 6 июня, профессиональное превью 7—8 июня

©  www.d13.documenta.de

Каролин Кристов-Бакарджиев

Каролин Кристов-Бакарджиев

Руководитель, итальянка Каролин Кристов-Бакарджиев (Carolyn Christov-Bakargiev), объявила, что «Документа» — это не только сама выставка, но и события, идущие во время ее подготовки, которые уже разворачиваются полным ходом (выступления философов, различные социохудожественные акции и т.п.). ККБ, как ее все называют, была в Москве, мы с ней неформально встречались, но понять, в чем будет концепция новой «Документы», нам не удалось. Известно, что куратор хочет включить больше молодых художников, отказаться от рационализма и сделать акцент на науку. Нам это кажется противоречивым, но, видать, мы еще не отказались от рационализма. Сейчас сайт проекта носит хаотический характер, на нем имеются рубрики «Камни» и «Собаки» с соответствующими фото, сделанными самой ККБ. Самая большая интрига года (да что там года — пятилетки) — список художников, отобранных на «Документу», но он не будет объявлен еще довольно долго. Симпозиум «Документы», который пройдет сразу после ее открытия, будет посвящен истории симпозиумов художников и истории группового самообразования, в том числе и на материале русской неофициальной сцены советского времени.


Art Basel 43
13—17 июня

Обычное место встречи коллекционеров, тусовщиков и верхушки арт-мира. Несмотря на гламур, толпу, несъедобную и очень дорогую полевую кухню, здесь есть все резоны побывать: имеется раздел неформатных (во всех отношениях) работ Unlimited и раздел соло-проектов перспективных художников — неоценимый источник информации для кураторов и всех, кого современное искусство интересует серьезно (если такие люди еще есть). В первый день превью поселиться в городе невозможно, разве что отель забронирован еще в январе.


18-я Сиднейская биеннале
Все наши связи (All Our Relations)
27 июня — 16 сентября
Превью 26 июня — 1 июля

©  www.biennaleofsydney.com.au

Важнейшие биеннале и ярмарки 2012 года
На сей раз третья по времени основания мировая биеннале (после Венеции и Сан-Паулу) будет посвящена коллаборативным и партиципаторным практикам. Они сегодня не просто модны, а даже уже сильно переспели в своей модности, так что вот-вот начнут гнить изнутри и распадаться. Как сообщается, эта биеннале будет непохожа не предыдущие сиднейские: тема не будет навязана художникам и зрителям, а постепенно раскроется в ходе самой биеннале. Художественные руководители (т.е. в данном случае — кураторы, в разных странах разные названия для всех этих должностей) — Катрин де Зегер и Джеральд Макмастер (Catherine de Zegher and Gerald McMaster), музейные кураторы, которые уже работали вместе над постоянной экспозицией музея Торонто. Площадками биеннале будут, как и в последние годы, два музея (классического искусства и современного), один ангар на пирсе и огромный остров Cockatoo с неохватным количеством больших и малых помещений постиндустриального характера, а также, как сообщается, еще какие-то пока не объявленные места. Бюджет, судя по всему, гигантский.

В числе практик, интересующих кураторов, упомянуты сотрудничество, собеседование и сочувствие (cooperation, conversation, compassion). Кураторы собираются строить выставку исходя из опыта своего общения друг с другом, которому они, судя по установочному тексту, придают преувеличенное значение. Остается надеяться, что в процессе подготовки биеннале они не разругаются, как это обычно бывает. Коллаборативные практики они рассматривают как нечто позитивное и конструктивное, противостоящее «радикалам от искусства» (так и сказано), которые в ХХ веке пользовались в основном методами «разделения, негативности и разрыва». Они против такой оппозиционности и «критичности по умолчанию» (default criticality) и предлагают обратить внимание на связи вещей и людей между собой, чего, с их точки зрения, не умеет делать западное общество, базирующееся на фрагментации и изоляции индивидов. Все художники на выставке будут в диалоге друг с другом, взаимозависимы, их работы будут петь в едином хоре и никто не будет чувствовать себя одиноким. Что конкретно это означает и кто подвергнется такой процедуре, пока неизвестно. Сообщается, что большую роль будет играть рассказывание историй.

{-page-}

 

III Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» 
Под солнцем из мишуры

10 июля — 10/12/19 августа (в зависимости от площадки)
Центральный дом художника
Московский музей современного искусства (Ермолаевский пер., д. 17)
Государственный центр современного искусства

На сей раз эта демократичная и несколько безответственная летняя биеннале устроена не совсем так, как раньше. На нее по-прежнему существует свободная подача заявок для художников и кураторов до 35 лет (она закончилась 15 декабря, но мы неоднократно вам сообщали о ней), правда, теперь кураторам нужно заранее договориться с институцией о своей выставке. Но теперь имеется один главный куратор, к тому же международный, — это хорошо знающая московский контекст Катрин Беккер (Kathrin Becker, Берлин). Имеется тема, как у приличной биеннале, что бы эта тема ни означала. Имена отобранных авторов (непонятно только, зачем их называть шорт-листом, как будто имеется какой-то официальный лонг-лист) будут оглашены 15 февраля 2012 года. На биеннале будет также впервые проведен конкурс (не сообщается, кто в жюри).


13-я Международная архитектурная биеннале в Венеции 
Лето 2012 г.

Пока на сайте биеннале о ее 13-м издании вообще ноль информации, прямо как будто дело происходит в России. Поразительно. Впрочем, со сменой политической и культурной власти — до этого ли?


30-я биеннале в Сан-Паулу
Неотвратимость поэтического (The Imminence of Poetics)

8 сентября — 9 декабря

©  Haupt & Binder / www.universes-in-universe.org

Павильон Ciccillo Matarazzo, в котором проводится биеннале в Сан Паулу

Павильон Ciccillo Matarazzo, в котором проводится биеннале в Сан Паулу

Главный куратор, Луис Перес-Орамас, родился в 1960 году в Каракасе; он эссеист, поэт и историк искусства, учился у Юбера Дамиша, был университетским профессором и с 2006 года является куратором латиноамериканского искусства в МоМА в Нью-Йорке. То есть он воплощает не англосаксонскую традицию социальной истории искусства, а французскую философско-поэтическую. В концепции упоминается «многообразие, переходность, возвращение и постоянные мутации художественной поэтики». Куратор и его сокураторы выделяют четыре зоны (что имеется в виду под зонами, неясно): «Поэтическое выживание»; «Постформы, или Поэтические изменения»; «Поэтические голоса»; «Поэтические дрейфы». Художники будут объявлены в январе 2012 года, но три имени уже известны: покойные бразильские художники Артур Биспо до Розарио (1909—1989) и Вальдемар Кордейро (1925—1973), а также ныне здравствующий немецкий классик социально-критического (тем не менее) искусства Ханс-Петер Фельдман (р. 1941).


2-я Уральская индустриальная биеннале, Екатеринбург
13 сентября — 22 октября 2012

Мы рады были услышать о том, что Уральская биеннале продолжится (над созданием основного проекта первой Уральской биеннале в 2010 году трудились Екатерина Деготь, Космин Костинас и Давид Рифф). Куратором на сей раз выступит Ярослава Бубнова, наша соотечественница, давно живущая в Болгарии, крупный международный куратор. Организатором продолжает оставаться Уральский филиал ГЦСИ, комиссар биеннале — Алиса Прудникова. С нетерпением ждем дальнейшей информации в начале января.


Ливерпульская биеннале
14 сентября 2012 г. — 13 января 2013 г.

Биеннале, которая проходит с 1998 года, носит характер фестиваля из множества событий, главным образом для местной публики и туристов, хотя сейчас ее стараются сделать более амбициозной. Среди этих событий имеется т.н. Международная выставка, на ней делается акцент на новые работы, специально сделанные для Ливерпуля, а также — много курированных (это специально подчеркивается) критических (это подчеркивается тоже) соло-проектов, объединенных названием «платформа City States». Эти проекты тоже интернациональные, а не чисто местные, и кураторы у них со всего света. В 2012 году эти две части биеннале впервые предполагается объединить одной темой. Кураторы основного проекта и тема должны быть объявлены в районе Нового года. Помимо этого у биеннале есть и другие проекты, проходящие в музеях и галереях по всему городу, в том числе вручается британская премия за лучшее произведение живописи.


Vienna Fair
20—23 сентября
Messe Wien

©  Intercolor / www.viennafair.at

Павильон, в котором проводится выставка Vienna Fair

Павильон, в котором проводится выставка Vienna Fair

Международная художественная ярмарка с уникальным фокусом на Центральной и Восточной Европе, проходит с 2005 года. До этого года проходила в мае, но из-за совпадения по времени с другими ярмарками теперь перенесена на сентябрь. Художественными директорами ярмарки являются, как это ни удивительно, известные венские критики Георг Шельхаммер и Хедвиг Заксенхубер, так что можно ожидать интересной параллельной и некоммерческой программы. Подробности должны поступить в январе.


Биеннале в Пусане, Южная Корея 
Сад обучения (Garden of Learning)
22 сентября – 24 ноября

В июле 2011 года стало известно, что куратором будет Рогер Бюргель (Roger Buergel), художественный директор Документы-12. Он предложил концепцию, согласно которой будут созданы советы (Learning Counsils) из 10—15 граждан города и 1—2 художников каждый. Эти советы под руководством художников и создадут произведения искусства для биеннале. Теперь биеннале приглашает к сотрудничеству жителей Пусана и Южной Кореи, готовых поделиться своими взглядами на жизнь в Корее и/или историями о ней. По словам Бюргеля, «иностранцы, приезжающие в чужое место, обычно теряются. В одиночку у них нет шанса понять сложный политический и культурный контекст Южной Кореи, множество слоев смысла, которые эти контексты включают в себя. Художники, как и обычные люди, очень зависят от контактов с другими. Они полагаются на тех, кто готов им что-то показать и рассказать о своем опыте, и именно эти разговоры позволяют создать произведение, которое находится на своем месте, укоренено в нем и цветет в нем, и оказывает долгое воздействие на общество». Участники будут встречаться с художниками раз в месяц и получат за свою работу скромное вознаграждение. Бюргель подчеркивает, что метод этот рискованный, но что без риска никакого веселья, и что искусство и состоит в том, что полно возможностей, в том числе и возможности неудачи.


Frieze Art Fair
11—14 октября

©  Graham Carlow / Frieze

Выставка Frieze Art Fair

Выставка Frieze Art Fair

Юбилейное — десятое — издание знаменитой ярмарки. Для тех, кто приобрел привычку ездить в Лондон в октябре и заодно с ярмаркой смотреть премию Тернера и прочую параллельную программу. Сама ярмарка стала, к нашему глубокому сожалению, уже не та. Например, на ней с этого года будет раздел музейного и классического искусства (Frieze Masters; строго говоря, он для искусства, сделанного до 2000 года), что в целом свидетельствует об утрате статуса cutting edge.


Марибор — европейская культурная столица-2012 
SOFT CONTROL: Искусство, наука и технологическое бессознательное (SOFT CONTROL: Art, Science and the Technological Unconscious)
15 ноября — 20 декабря
Открытие 14—15 ноября
Симпозиум 15—17 ноября
KIBLA Multimedia Centre, Марибор, Словения
Koroška galerija likovnih umetnosti (KGLU), Словень-Градец / Slovenj Gradec, Словения

Большая международная выставка в Мариборе (Словения), которая отличается от биеннале только тем, что мероприятие это однократное и связано с празднованием европейской культурной столицы 2012 года. Делает проект российский художник, куратор и медиатеоретик Дмитрий Булатов (Калининград) — очень редкий случай, когда нашего соотечественника пригласили выступить куратором международного события. Есть чем гордиться! Гордиться можно также и тем, что в отличие от абсолютно всех других проектов тут больше чем за год до события все уже было решено и был объявлен список участников, 30 человек из 11 стран, часть работ является европейской премьерой. Выставка продемонстрирует различные варианты использования новых технологий в искусстве и, главным образом, критический анализ этих технологий и их роли. Художники работают с информационными технологиями, биомедициной и нанотехнологиями. Как говорит Булатов, «технологии создают новые невидимые границы вокруг нас, проникая во все сферы человеческой деятельности и изменяя их». Это ставит вопросы о контроле и о навязчивой природе влечения человека к технологическим новациям. Сфера искусства новых медиа, по мнению Булатова, должна перестать быть узкоспециальной областью эстетических экспериментов, она должна делать высказывания в области культуры. Цель выставки — научить зрителя относиться к техническим средствам не как к своим рабам и не как к продолжению себя, а как к таинственной конструкции, с которой мы можем вступать в договорные отношения.

В списке художников — Marina Abramović (Сербия/США), Boredomresearch (Великобритания), Bill Vorn (Канада), Stelarc (Австралия), James Auger/Jimmy Loizeau (Великобритания), Joe Davis (США), Polona Tratnik (Словения), Leo Peschta (Австрия), David Bowen (США), Tuur Van Baalen (Нидерланды), Stefan Doepner & Lars Vaupel (Словения—Германия), The Tissue Culture & Art Project (Австралия), Maja Smrekar (Словения), «Куда бегут собаки» (Россия), Richard Pell (США), Andy Gracie (Великобритания), Brandon Ballengee (США) & Louis-Philippe Demers (Сингапур), Ursula Damm (Германия), Guy Ben-Ary и Kirsten Hudson (Австралия), Ken Rinaldo (США).

Будет также большая программа лекций, дискуссий, семинаров и мастер-классов плюс скрининги работ с Transmediale и других фестивалей — VIDA (Испания), European Media Art Festival (Германия), Japan Media Art Festival (Япония), PRIX Ars Electronica (Австрия). Международная конференция с участием теоретиков и художников из Европы, США, Канады, Австралии и Сингапура пройдет 15—17 ноября 2012 г.


Биеннале в Кочи и Музирисе, Индия 
Ноябрь — даты неизвестны

Первая (представьте себе!) биеннале в Индии — индийские художники сейчас начинают свой путь к международной популярности, было несколько обративших на себя внимание групповых выставок, и вообще они считаются «новыми китайцами» (при том что сами китайцы, меж тем, не оправдали возложенных на них ожиданий). Главная выставка пройдет в поместье махараджей в форте Кочи (штат Керала), которое находится сейчас в процессе реставрации. Куратор — Бозе Кришнамачари (Bose Krishnamachari), индийский художник. Форт Кочи в Индии считается воплощением исторической идеи культурного плюрализма, нынешняя биеннале провозглашает космополитизм в качестве своей центральной идеи. Биеннале должна поддержать стремление Индии построить новое государство — либеральное, инклюзивное (inclusive), эгалитарное и демократическое. Как мы прочли в иностранной прессе, будет 65 художников из 45 стран, но на самом сайте мы их списка не нашли, а может быть, у нас не хватило терпения — сайт устроен очень скверно. Ищите сами. Однако мы уже серьезно задумались о поездке в ноябре в Кералу.

 

 

 

 

 

Все новости ›