Самое корректное описание перформанса напечатала газета «Труд».

Оцените материал

Просмотров: 9880

Всего один стул – электрический

Андрей Ковалев · 13/11/2010
Мавромати готов совершить самоубийство в эфире. Консерваторы и инновации – во всем виноват OPENSPACE.RU. Искусство и спецслужбы – вопросы истории и современность

Имена:  Дмитрий Виленский · Олег Мавромати · Ольга Егорова

Всего один стул – электрический
Убивать молча

Самое важное событие недели — онлайн-перформанс Олега Мавромати «Свой — чужой». Информацию можно найти в блоге «Статья 282», но там все как-то сильно запутано.

Проголосовать можно на сайте. Требуется регистрация, рекомендую жать на линк «Мотивация», там масса потрясающих откровений. Одна деталь: если вы голосуете «за», то вам следует заплатить 50 центов через систему PayPal. Но по своему опыту знаю, что гражданам России зарегистрироваться там очень сложно. На 12:00 12.11.10 соотношение голосов было: «виновен» — 1153, «невиновен» — 1708.

Удивительно, но самое корректное описание перформанса напечатала газета «Труд», издание ярко-желтое, никакой крутизной никогда не отличавшееся. «Акция будет проходить в течение семи дней, и, если количество людей, проголосовавших за смертную казнь Мавромати, вдвое превысит количество голосов “против”, компьютер запустит разряд и художник будет убит. Пока голосующих против казни больше: быть причастным к убийству — слишком большая ноша. По словам Олега Мавромати, с помощью такого радикального жеста он хочет привлечь внимание широкой общественности к проблеме участившихся процессов по 282-й статье. “Моя акция должна как-то изменить эту наплевательскую ситуацию. Я ожидаю резонанса и решения проблемы 282-й статьи, которая сейчас существует в России”».

Пока что ничего ужасного не произошло, но некоторые печальные результаты уже известны. О них пишет Владимир Тучков в статье «Лечение электричеством» в журнале «Шум».

«Подавляющее большинство российских арт-коллег Мавроматти проявляют к его судьбе удивительное безразличие. Молчит “подельник” по слову “хуй” Осмоловский. Молчат другие, с которыми он когда-то делал общее дело. Как-то откликнувшихся совсем немного: Авдей Тер-Оганьян, Дмитрий Врубель, Герман Виноградов, Император ВАВА, Марина Перчихина, Анна Бражкина, некая толика критиков и искусствоведов. Понятное дело, среди них много молодых акционистов, для которых Мавроматти — легендарная личность. Подавляющее же большинство худ. сообщества молча и усердно кует бабло. Поскольку актуальное искусство нынче — это в значительной степени коммерческий проект. А одно из главнейших условий существования бизнеса “здесь и сейчас” — лояльность».

Вот еще разные ссылки про Мавромати

Посмотреть записи акции и принять участие в чате c Олегом Мавромати.

Манифест Олега Мавромати на видео ЗАЧЕМ ПРОЕКТ «СВОЙ/ЧУЖОЙ»? и его частичная расшифровка в блоге Авдея Тер-Оганьяна.

Денис Мустафин. Интервью с Олегом Мавромати, взятое за несколько часов до старта онлайн-шоу «Свой/Чужой» (аудио).

Мавромати предлагает убить его через интернет. OPENSPACE.RU, 05.11.2010

Дмитрий Меркушев. «Ему угрожает жадный до крови обыватель». («Молодые художники, преследуемые властями, комментируют предстоящую публичную “казнь” художника Мавромати»). Газета «Соль», 07.11.2010.

«Трансмутация произошла» (диалог Дмитрия Пименова и Олега Мавромати). Газета «Соль», 20.10.2010

Должны ли художники быть судебно неприкосновенны? OPENSPACE.RU, 03.10.2010

Козлов И. «Это не политика даже, а какая-то беготня». Газета «Соль». 21.10.2010

Дубровская Н. Олег Мавроматти: «Россия возвращается в абсолютное средневековье». «Рабкор.Ру».16.09.2010

Мавроматти, Олег Юрьевич — Википедия

Интервью Алексея Плуцера-Сарно с Олегом Мавроматти. 04.05.2008

Презентация работ Олега Мавромати, составленная Андреем Ковалевым

Фильмы Олега Мавроматти.

По башне!

Среди промолчавших, очевидно, были также и Дмитрий Виленский и Ольга Егорова (Цапля), активисты питерского объединения «Что делать?». Они представили публике волшебный видеомюзикл «Башня. Зонгшпиль», посвященный строительству пресловутой башни «Газпрома». Цель правильная, Бертольт Брехт был бы доволен. О поставленных перед собой целях Ольга и Дмитрий рассказали «Новой газете»: «Задача была показать, как работает механизм общества. Сделать видимыми скрытые силы. Пора преодолеть этот затаенный ужас, отношение к власти как темной непонятной силе. В нашем произведении все понятно: это работает так, а так связано».

Все так и есть, тем более что сделано все очень неплохо; видна крепкая рука Цапли — прочая продукция группы «Что делать?», созданная без ее участия, отличается некоторой аморфностью. Посмотреть можно на YouTube.

Активизм по-русски и по-английски

Город Санкт-Петербург вообще становится оплотом политически активного искусства. Там функционирует Уличный Университет, активным участником которого является Дмитрий Виленский; на сайте «Философского кафе» можно просмотреть записи высокоученых заседаний, в частности скайп-дискуссию «Советская гендерная политика 1920—1930-х годов и ее отражения в изобразительном искусстве», которую модерировала Надежда Плунгян.

Тем, кто желает узнать больше об истории взаимоотношений искусства и политического активизма, рекомендую прочитать на «Гугл-бук» следующие книги:

Jan Cohen-Cruz. Radical street performance: an international anthology;

Mike Sell. Avant-garde performance & the limits of criticism.

Чтобы понять стратегии, которых придерживается Олег Мавромати, очень полезно было бы пролистать вот эту книгу: Kathy O'Dell. Contract with the skin: masochism, performance art, and the 1970s.

По-русски можно прочесть очень содержательную статью Анны Зайцевой (она социолог, сотрудник Высшей школы социальных наук/Центра исследований России, Кавказа и Центральной Европы, EHESS/CERCEC, Париж) «Спектакулярные формы протеста». Зайцева пишет: «Художники-акционисты, хотя и стремятся к стиранию границ между жизнью и искусством, все равно заинтересованы в завершенности действа как отдельного и самодостаточного артистического акта, подписанного названием арт-группы и именами ее участников. Если активистам важно занять определенную сторону в противостоянии, то для художников демонстрация того, на чьей они стороне, второстепенна по сравнению с самим фактом вскрытия проблемы. В их цели, как правило, не входит передача прямого политического высказывания». Но все может и должно измениться.

За работу, товарищи!

Из основополагающего текста Дмитрия Кралечкина «Консервативная арт-революция и ее субъекты» (liberty.ru) я узнал высшую цель моих обзоров: «"Деспотический" характер российского государства, якобы цензурирующего любую "свободную" мысль, продуктивнее понимать именно как акт завершения арт-демократии, тотального правления политического и художественного креатива, результатом которого стал институт государства, главная функция которого — производить контекст для современного искусства. Собственно, этот чрезвычайно выгодный, фейк-архаический контекст просуществовал как раз до 2008 года, когда был образован, к примеру, OpenSpace и были открыты такие известные (в том числе — и прежде всего — за границей) "институции" как "Гараж". Современное искусство в условиях псевдодеспотизма, то есть публичного авторитаризма, смогло стать успешно продаваемым и одновременно политически легитимирующим продуктом, закрывающим весь вопрос о "модернизации" и "инновациях" в целом, не говоря уже о вопросах институциализированной партийной политики».

Приравнять кисть к штыку

Очень ко времени кто-то раскопал старинную, 1995 года, статью Фрэнсис Стонор Сондерс о том, что современное искусство было идеальным оружием ЦРУ в холодной войне. Там в красках расписана история о том, что только бравым агентам Центрального разведывательного управления могла прийти в голову идея собрать по барам в Сохо сборище троцкистов, ленинистов и алкоголиков и сделать из них знамя демократии и свободного предпринимательства. Жаль, что про наших там мало — сотрудники КГБ, в отличие от расслабившихся работников ЦРУ, молчат, как воды в рот набрали. А ведь они тоже, ясное дело, во всей этой истории участвовали... И сейчас у нас дело тоже к тому идет, но, как всегда, глубоко оригинальным способом. Художников и галеристов с восторгом принимает прокремлевская молодежь на Селигере, в Сколково открывается выставка «Рабочие и философы», названная так, как будто это очередной семинар Уличного Университета. И что теперь делать?

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • gunyas· 2010-11-13 18:05:45
    поправьте ссылку: Kathy O'Dell. Contract with the skin: masochism, performance art, and the 1970s ведёт на Mike Sell. Avant-garde performance & the limits of criticism
  • encircled-plus· 2010-11-14 00:00:22
    За жизнь Олега Мавроматти проголосовали 2600 раз, за казнь — 1462 раза. Победа!
  • kiko· 2010-11-14 02:16:03
    Андрюша, дорогой. Прежде, чем проводить параллели между мероприятиями на Селигере и выставкой в Сколково, тебе следовало бы навести справки. В бизнес-школу Сколково, которая не является будущей силиконовой долиной, несмотря на общее имя (вообще-то на Сколковском шоссе немало и других организаций) НЕ ВКЛАДЫВАЛИСЬ СРЕДСТВА ГОСБЮДЖЕТА, как бы разочаровывающе для тебя это не звучало ;)
Читать все комментарии ›
Все новости ›