Ничего там нет провокативного, выставка вообще даже наивна.

Оцените материал

Просмотров: 33182

Что же произошло между Гельманом и Краснодаром?

Елена Суховеева · 05/06/2012
Марат Гельман без проблем открыл выставку «Родина» в Новосибирске. Но почему ему плюнули в лицо за выставку «Иконы» в Краснодаре?

Имена:  Марат Гельман

©  Елена Синеок / www.yuga.ru

Протест во время открытия выставки «Icons» в Краснодаре

Протест во время открытия выставки «Icons» в Краснодаре

В последние годы Марат Гельман посвятил много сил продвижению современного искусства в регионы, и его новой площадкой должен был стать Краснодар, где речь шла о, возможно, создании нового Центра (или Музея) современного искусства. Групповая выставка Icons (участники — Дмитрий Врубель & Виктория Тимофеева, Дмитрий Гутов, Владимир Куприянов, Анатолий Осмоловский, Арсен Савадов, Гор Чахал, Recycle и другие), которая уже показывалась в галерее Гельмана в Москве, должна была открыться в краевом выставочном зале Краснодара 15 мая. 16 мая там же в художественном музее им. Коваленко открывалась выставка Danger! Museum Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, а на территории ЗИПа — выставка «Микротерритория» арт-группы «Город Устинов». Две первые выставки открылись только на следующий день и без торжественного вернисажа, после того как прошли многочисленные «стояния казаков» и митинги протестующих, а Гельману плюнули в лицо. Третья выставка открылась в срок, но тоже с протестом фундаменталистов на открытии.

Участница выставки и активный представитель местной художественной сцены ЕЛЕНА СУХОВЕЕВА опросила тех, кто имел отношение к событию.


Мнения о приезде Марата Гельмана в Краснодар, о его выставках и проекте Центра современного искусства высказали:

Анна ЧЕРВЯКОВА, журналист
Группа Recycle, художники бывшей галереи Гельмана (Андрей БЛОХИН, Георгий КУЗНЕЦОВ), участники выставки Icons
Елена ГОЛУБЦОВА, журналист
Ульяна КОНОНОВИЧ, специалист по маркетингу в социальных сетях, волонтер в выставочной программе Марата Гельмана
Нина ШИЛОНОСОВА, журналист, блогер
Краснодарский художник, пожелавший остаться неизвестным
Владимир КОЛЕСНИКОВ, краснодарский художник, сотрудничает с галереей «Айдан»


Анна ЧЕРВЯКОВА: «В Краснодаре все равно откроется Центр современного искусства, только теперь он будет конкурировать с Гельманом»

Еще с того времени, когда появился феномен Перми, деятельность Марата Гельмана в Прикамье очень остро меня интересовала. Потому что он на практике стал доказывать, что культура является самым мощным фактором продвижения региона. Конечно, в Перми решающую роль сыграло то, что к власти на тот момент пришли люди, которые неожиданно хорошо понимали важность и эффективность такой политики. И когда наш губернатор пригласил Гельмана в Краснодар, я восприняла это как признак серьезного взросления региона, потому что без сильного культурного кластера Краснодарский край в глазах мирового сообщества — отсталый регион даже при самых прекрасных агрокомплексах, стадионах и аэропортах. Отношения краевой администрации с Гельманом в итоге, видимо, не сложились. Но что мы имеем в остатке? Четкое понимание, что «с Гельманом или без», как сказал Александр Ткачев, заявленный проект ЦСИ надо воплощать. И Марату Александровичу спасибо за то, что он поставил вопрос ребром, все как прозрели, при других обстоятельствах решение могли бы принимать еще годы и годы. А тут нам фактически пообещали, что в городе будет создана новая государственная институция. И сейчас самая большая интрига не в том, кто и по чьей просьбе устроил срыв открытия безобидной выставки Icons, а в том, кто возглавит эту институцию. От назначения зависит, сможет ли она стать двигателем модернизации краснодарского сообщества. Думаю, история с Маратом Гельманом — не повод для власти терять доверие к профессионалам в искусстве. Наоборот, это повод привлечь другого профессионала, а не тихую фигуру без опыта и связей. Потому что новому руководителю ЦСИ предстоит не только кооперироваться с властью и художественным сообществом, но и либо кооперироваться, либо конкурировать с самим Маратом Гельманом (он уже заявил, что сохранит свое присутствие в крае на новых основаниях).

©  Елена Синеок / www.yuga.ru

Что же произошло между Гельманом и Краснодаром?
Ну а выставка Icons мне понравилась, она красивая, и приятно, что развеска грамотная. Ничего там нет провокативного, выставка вообще даже наивна. Вся проблема на открытии — от недопонимания деятельности Марата Гельмана. Очевидно, люди думали, что он привез в Краснодар то, что они сами распечатали на своих листовках. В общем, это был протест против неизвестного, а также лично против Марата Гельмана. Ну и в итоге мы, видимо, получим не только Гельмана.


Группа Recycle (Андрей БЛОХИН, Георгий КУЗНЕЦОВ): «Он будет работать в Краснодаре, но с частными инвесторами»

Марат — человек слова, если он работает с людьми, то обязательно доводит дело до конца. Мы с ним работаем с 2008 года и привыкли ему доверять. У нас дружеские отношения. Если он видит, что проект интересный, он начинает работать с автором, вкладывается и помогает ему. На наш взгляд, если не Гельману, то Музеем современного искусства в Краснодаре заниматься некому. Он самый толковый человек, который не боится покинуть насиженное место, приехать и осваивать новую территорию. Другой кандидатуры нет. И мы думаем, что он еще попробует работать с Краснодаром после случившегося, но, возможно, уже с частными инвесторами.


Елена ГОЛУБЦОВА: «Многие обиделись, что им не дали настоящего искусства»

©  Елена Синеок / www.yuga.ru

Протест во время открытия выставки «Icons» в Краснодаре

Протест во время открытия выставки «Icons» в Краснодаре

Выставки обещали быть громкими и скандальными, но всех поразило, насколько они были спокойны. В целом они понравились, но многие зрители задавались вопросом — а из-за чего же здесь было побоище? На выставке Дубосарского и Виноградова многим не понравилось то, что вместо живописи были принты. Местная публика сочла это чем-то наподобие стеклянных бус, которые привозят аборигенам и пытаются их этим поразить.


Ульяна КОНОНОВИЧ: «Надо было больше разъяснять»

Мне показался Марат Гельман очень позитивным, хотя мои друзья со всех сторон ругают его — говоря, что он манипулятор, который ставит главной задачей получение денег. Но я считаю, что он поступил бескорыстно, приехав к нам и решив здесь устроить такой центр. Это очень важно для молодых людей города — приток свежих идей, людей.

Я считаю, что на выставках не хватало разъясняющих текстов, которые современному искусству очень нужны.

Я буду рада, если он найдет инвесторов и в нашем крае все-таки Центр современного искусства будет. Я готова помогать ему, потому что считаю, что он делает очень большое дело! И вообще он храбрый человек, потому что не побоялся выйти к разъяренной толпе возле выставочного зала.


Нина ШИЛОНОСОВА: «У нас свои художники есть»

©  Елена Синеок / www.yuga.ru

Стояние казаков во время планируемого открытия выставки «Danger! Museum» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского

Стояние казаков во время планируемого открытия выставки «Danger! Museum» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского

К появлению Марата Гельмана в Краснодаре я отношусь, в общем, положительно. Но получается, что я его враг. По крайней мере, таковыми он считает всех, кто со скепсисом воспринимает его проекты.

Увы, но вообще не привыкла ничего на веру воспринимать, а вдобавок на Кубань приехала жить из Перми и знаю мнение «аборигенов»… Представим, что завтра г-н Гельман уедет из столицы Западного Урала. Что останется? Ну, пару лет проживут дизайнерские остановки, которые уже не могут отмыть. Остальное, на что приезжали дивиться москвичи, исчезнет довольно быстро.

Пиар, осененный сверху, — вот главный рецепт успеха. Показалось, что и на Кубани будет так же, раз сам губернатор проявил интерес. Но политик, управляющий казачьей традиционалистской территорией, не может не считаться с реалиями. Получился фарс, игра, где много актеров, которые проявили себя весьма интересно, включая самого возмутителя спокойствия. Гельман выступил змеем-искусителем. Публичное грехопадение свершилось. Почти все маски были сорваны. Священников не спасло и мирское платье.

Я не искусствовед, но мне кажется, art не прорастает по указке сверху. Искусству нужна почва. Пока это похоже на помидоры, выращенные методом гидропоники. Красивые томаты со вкусом пластмассы. А уж у нас на Кубани, как в Греции, есть всё. В том числе и современное искусство.

Драйвер процесса нужен, да. При этом деятели культуры, даже в Краснодаре, не образуют Цех. Они не выступают в защиту несправедливо обиженных, они не возмущаются, когда закрываются общие проекты, они молча проглатывают назначение людей из чужих сфер на решающие посты.

В этой ситуации, по-моему, некоторых больше взволновали мифические миллионы, могущие уйти галеристу, нежели факт «осквернения святынь».

{-page-}

 

Краснодарский художник, не участвовавший в выставке, но имевший к ней отношение (пожелал остаться неизвестным): «Это все только на пользу его имиджу»

©  Елена Синеок / www.yuga.ru

Стояние казаков во время планируемого открытия выставки «Danger! Museum» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского

Стояние казаков во время планируемого открытия выставки «Danger! Museum» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского

Для меня фигура Марата Гельмана — это фигура политтехнолога в первую очередь. Он не простой человек, он четко знает, чего хочет, и умеет манипулировать ситуацией. В его выставочных проектах художник — не главное, главное — то событие, которое он производит, и его роль в нем. Чем скандальнее, тем лучше. То, что произошло в Краснодаре, только на пользу его имиджу — он оказался в роли борца с представителями церкви, а значит, и жертвы. Если бы выставка прошла спокойно — это было бы его поражением. Мне по-своему понятен поступок священника Алексея Касатикова, который подбежал и плюнул ему в лицо во время его прохода среди митингующих. Мы уже привыкли, что художник может вторгнуться на территорию церкви и создать там перформанс. А почему священник не может исполнить перформанс на территории институций современного искусства? Ведь Алексей Касатиков в интервью объясняет свой поступок как перформанс. Гельман, когда ехал в Краснодар, подавал свою выставку Icons как жест примирения с церковью. Но на самом деле ему нужно было обострить конфликт. Ведь обещанные круглые столы, на которые должны были быть приглашены представители и церкви, и власти, и художников, так и не состоялись. Я думаю, что власть это где-то поняла, и потому отношения между ними приняли форму такого конфликта. Здесь, конечно, могут быть и другие подводные камни в отношениях с администрацией края… Потому и начались эти митинги протеста. Может, он и прав, что создает такие события вокруг выставки. Иначе бы он к ней внимания не привлек. Я уверен, что человек он глубоко циничный, и это отталкивает от него.


Владимир КОЛЕСНИКОВ: «Это все подстроено краевой администрацией»

Я оцениваю приезд Гельмана к нам в любом случае положительно, как и приезд Евгения Викторовича Барабанова год назад. Любой визит известного столичного деятеля в регионы — это и привлечение внимания общественности к современному искусству, и возможности сотрудничества у художников.

Если художник, где бы он ни жил, действительно заинтересует своими работами — уверен, что та или иная форма сотрудничества будет ему предложена.

©  Предоставлено автором

Страница из книги отзывов выставки «Icons» в Краснодаре

Страница из книги отзывов выставки «Icons» в Краснодаре

Но осталось все-таки чувство какой-то неудовлетворенности от ожиданий. В прошлом году в Краснодаре был Евгений Викторович Барабанов, и было такое ощущение, что он знает краснодарских художников лучше, чем мы. Было большое внимание ко всем. С Гельманом ситуация несколько напомнила Москву — когда приходишь к известному галеристу и в общем-то ты ему не сильно нужен. Мы, видимо, его очень ждали и мечтали, что вот он приедет и всех рассудит — как добрый барин. Этого не произошло.

Если говорить о самих выставках, Icons — это именно то, что нужно было показать Краснодару, но, возможно, она даже чересчур корректна, и, по-моему, в экспозиции очень не хватало «Тайной вечери» Рауфа Мамедова. Что касается выставки Виноградова/Дубосарского, то этих художников хорошо знают и любят в Краснодаре и поэтому лучше было бы привезти пусть другие работы, но оригиналы, а не принты.

То, что произошло на несостоявшемся открытии 15 мая возле выставочного зала, — думаю, что все это было организовано администрацией губернатора. Три года назад в музее экспонировалась выставка, привезенная Пьером Броше. Там были голые мужские задницы от Гурьянова, Гитлер и Иисус от Монро, спаривающиеся собаки от Шеховцова и прочее из того, что обычно вызывает возбуждение у православных активистов, однако ни одного протеста не прозвучало. А сейчас Гельман привез абсолютно безобидные для всех работы, но на горизонте замаячили 400 миллионов рублей на создание Музея современного искусства. Вот власть и организовала выступление мракобесов, чтобы выдать их позицию за мнение большинства. Теперь сами создадут музей и поставят директором своего «хозяйственника», умеющего правильно осваивать бюджеты.

Если рассуждать о том, кто выиграл и кто проиграл на том открытии… Гельман, вероятно, потерял возможность создать еще один музей, но получил еще больше известности. Краевая власть получила некий ущерб имиджу, но, возможно, она об этом даже не догадывается и считает победой возможность создания Центра современного искусства таким, каким она его себе представляет (с фестивалями народного искусства и православными выставками)


Послесловие Елены СУХОВЕЕВОЙ: что происходит сегодня?

©  Павел Комаров / ИТАР-ТАСС

Во время выставки «Родина» в Новосибирске

Во время выставки «Родина» в Новосибирске

Несколько дней — и все обозначилось, все кругом поделились на твоих непримиримых врагов и друзей. Все, что раньше делалось тихо, внутри небольших сообществ, вдруг лопнуло, как нарыв. Обсуждения в блогах, в прессе… Не успеваешь отслеживать постоянно меняющиеся посты. Каждый кричит — ты за или против Гельмана? Любишь ли ты современное искусство?..

Начался новый этап жизни города. Возникла Краснодарская арт-база (КРАБ), новая площадка для общей коммуникации и выработки решения — каков должен быть Центр современного искусства в Краснодаре. Должен ли он быть один или это должно быть несколько самоорганизованных площадок, которые постоянно будут работать со зрителем? Уже объявлено об открытии новых выставочных проектов. Самый многообещающий — выставку-манифест «Этот цех борется за название образцового» — готовят девять молодых краснодарских художников, объединившихся во временную группу с производным от названия выставки именованием «Цех». Идею возвращения к артельному творчеству в духе 20-х годов ХХ века предложили художники из арт-группировки ЗИП — Степан и Василий Субботины, Евгений Римкевич, Константин Чекмарев.

Те, кто раньше был разобщен, начали бурно обсуждать проблемы искусства и того, как они могут помочь: провести бесплатный фестиваль американского авангардного кинематографа, предоставить место для встреч и лекций. Стали говорить об организации публичного обсуждения, на которое были бы приглашены и представители администрации, и Марат Гельман, и духовенство, и казаки, и художники, и московские эксперты, и вообще все желающие. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • actual· 2012-06-06 01:02:41
    Интересное обсуждение, живенькое. Красивый литературный стиль у Нины Шилоносовой.
  • GC· 2012-06-08 11:39:38
    Современное искусство формирует и культивирует ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. А значит занято просвещением и укреплением сознания. Симбиозируясь с пространством и постоянно релексируя на тему существующей реальности. Кого-то это пугает? Новая "религия" в рамках свободомыслия! Если хотите. А архаичные спазмы точнее спазмы архаичного в виде стояния казаков или протестующих религиозных деятелей -это просто боязнь потеряться самим в силу того, что для того чтобы начать меняться нужно много сил. Унылое говно - не в обиду казакам! (((
  • tridi· 2012-06-16 11:04:30
    СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?
    Оно заканчивается там, где перерождается в структуру управления людьми - посредством распределения (через кураторов) денежных потоков (заказчиков-фондов) и страха, внушаемого тем, кто не будет следовать указанным нормам (формам, методам, принципам и пр.) т.н. "современного искусства". И не следует искать глубоких смыслов и высокой эстетики в "зомбо-искусстве", а все восхвалительные комментарии к нему - будут либо ложью, либо глупостью, либо бизнесом, но всё вместе - ПОЛИТИКОЙ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ (воспитания рабов).
    Будут выставки, будут награды, будут гонорары, будут звездные имена, но - НЕ БУДЕТ ПОДЛИННЫХ ШЕДЕВРОВ ИСКУССТВА ГУМАНИЗМА.
Читать все комментарии ›
Все новости ›