В этом году премия Кандинского решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом. Но ее профиль оказался нечетким, репутация – подмоченной.

Оцените материал

Просмотров: 31856

Что вы думаете о выставке номинантов на премию Кандинского 2009?

Оксана Саркисян · 11/11/2009
Страницы:



©  Евгений Гурко

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

3. Специально для молодых художников: а вы почему не подавали на премию Кандинского?

Саша Ауэрбах,
художник

Для меня, как художника, был вопрос выбора, подавать ли вообще на премию после скандала прошлого года… Я сейчас пришла посмотреть в лицо тем, кто решил бабла настричь у буржуев. От работ, здесь выставленных, очень тоскливо становиться. Такое ощущение, что люди не хотят заниматься больше искусством. Они себе придумывают какие-то проблемы и представляют нашему взгляду разные комбинации социальных, политических или гендерных проблем, в виде пазла. Это попытка делать такое консюмеристское искусство… Короче, не верю я никому на этой выставке. Мне кажется, все хотят денег. Искусство здесь высосано из пальца. Такое ощущение складывается, особенно если почитаешь аннотации — например, про солдатские раны.

МишМаш (Маша Сумнина, Миша Лейкин),
художники

В этом году на премию Кандинского нас хотел номинировать Московский музей современного искусства, за что мы очень им благодарны, но решили отказаться. После того как премию получил Беляев-Гинтовт, не захотелось ассоциироваться с ней. Наградив Беляева-Гинтовта и тут же показав это на Западе, где вряд ли зрители могли вникнуть в детали происходящего, премия Кандинского в очередной раз репродуцировала сувенирную картину маслом о том, что в России медведи, сугробы и самодержавие.

©  Валерий Леденёв

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

Алексей Политов, Марина Белова. Гордись, что ты цыпленок! Перформанс, инсталляция

Яша Каждан,
художник

В прошлом году участвовать мне рекомендовал Андрей Ерофеев. Я не мог устоять перед его авторитетом, о чем сожалею: во время закрытого предварительного просмотра прошлой выставки премии Кандинского у меня украли диск с работой. Разбирательство по этому поводу пока ни к чему не привело. К третьей премии у меня уже сложилось довольно неприятное отношение к этому мероприятию, основанное на предыдущем опыте. Очевидно, что самое лучшее участие в премии — это когда ты сам ее организуешь или являешься выборщиком, хотя последнее может поставить тебя в неприятную ситуацию, как это произошло с жюри премии Кандинского. Члены экспертного совета и жюри расписались в полной беспомощности уже в третий раз. В целом понятно, что мода на премии в искусстве подходит к концу, и даже ерничать на эту тему у меня нет никакого желания — это все сплошное надувание воздушных шариков, вроде «пришли сто этикеток — и получишь приз».

Арсений Жиляев,
художник

Думаю, создаваемое мной искусство не соответствует критериям качества и вкусам выборщиков премии Кандинского. Вообще, мне кажется, что мое искусство не подходит для премий как таковых, поэтому никогда ничего никуда не подаю. А мнение о премии... Признаюсь — не был ни на одной выставке... Так складываются обстоятельства, что осенние месяцы мне приходится проводить за пределами Москвы. Если есть время, я слежу за всеми перипетиями по фотографиям. Поэтому вряд ли могу претендовать на объективность... и, наверное, мне банально неинтересно. То ли сам формат фестивального искусства от меня далек, то ли наша локальная ситуация не вызывает энтузиазма... Да, я радуюсь успехам друзей, делаю микрооткрытия... но чаще всего представляемое на премию Кандинского искусство чрезвычайно далеко от меня как интеллектуально-политически, так и эстетически. Возможно, у меня просто нет к нему вкуса. Что касается заигрываний с имперскими темами, мне совсем не кажется это смешным и вызывает полное отторжение и непонимание! И даже если выставки конкурсантов отражают «реальную» ситуацию в российском искусстве... не лучше тогда ли перестать ее отражать и начать изменять?


©  Евгений Гурко

Лёха Гарикович. Баян. Инсталляция. 2009

Лёха Гарикович. Баян. Инсталляция. 2009

Послесловие Оксаны Саркисян

В большом числе премий нет ничего плохого, особенно если учесть, что в некотором роде они заменяют на российской сцене отсутствующую систему грантов и других механизмов некоммерческой поддержки искусства. Однако не думаю, что сегодня премия Кандинского может претендовать на роль экспертного лидера. В этом году премия Кандинского, по всей видимости, решила выглядеть демократично, скромно и со вкусом (имею в виду новую идею насчет пластического искусства). Но ее профиль оказался нечетким, репутация — подмоченной.

Впрочем, хорошо, что премия Кандинского находится в поиске. Возможно, со временем она найдет свою нишу в художественном процессе, определив свою миссию как знакомство московской аудитории с достижениями художников из регионов. Возможно даже, что для их репрезентации будут выделяться деньги на производство проектов специально для премии. Ничего невозможного нет. Но как будет развиваться премия Кандинского в реальности, сказать пока сложно. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — какой бы выбор ни сделало жюри, он будет жестом культурной политики. И мы будем оценивать этот жест еще пристрастнее, чем сама премия оценивает художников.

Выставка номинантов на премию Кандинского открыта в Центральном Доме художника по 26 ноября
Решение жюри будет объявлено 10 декабря в концертном зале Барвиха Luxury Village
Страницы:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Кто, по-вашему, получит главную премию Кандинского 2009 года?

  • Николай Полисский
    209
    40%
  • Павел Пепперштейн
    208
    40%
  • Вадим Захаров
    105
    20%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:16

  • andreason· 2009-11-11 21:38:57
    самое проблемное обстоятельство у Премии Кандинского это выставочное пространство. ну несуйтесь больше в ЦДХ! Хорощо, что она вообще существует, а те художники, что отказались заявлять о себе в этом году просто боятся вляпаться в скандал, но тогда, друзья мои, вы не художники! Художник еще и тот, кто смел!
    Прошлогодние противоречия, и как следствие, нынешнее отстранение, лишь ярко иллюстрирует всю закостенелость в системе искусства сегодня. Организаторам не нужно принимать во внимание эту волну нападок и "тишину" этого года - двигайтесь вперед, а если Вам плюнули в спину, это значит, что вы впереди!!!
  • DiMa· 2009-11-12 01:04:49
    То andreason: То есть все гип-гип-ура, если не считать неудачного пространства? Нечего на пространство пенять - именно в ЦДХ, правда, чаще на втором этаже, было много отличных экспозиций. Из недавнего - хотя бы персоналки Эрвина Вурма и Пьерика Сорена, "Леттризм" и "Европейская мастерская". Последняя, кстати, тоже итог конкурса.
    А думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - глупо. Тем более, если речь идет не о реакции на провокационность работы художника. Вы серьезно считаете, что можно красоваться в отсветах чужого прошлогоднего скандала?
  • dorfmeister· 2009-11-12 11:02:00
    Какие вы умные и хорошие! И какие они глупые и плохие!
  • arist· 2009-11-12 12:30:11
    Видно, что выставка номинантов никого из высказавшихся не оставила равнодушным. А в некоторых высказываниях прямо через интернет слышен скрежет зубов, браво, вот это я понимаю – спортивная злость! Да приходится констатировать что артпроцесс не такой, каким каждый из нас его себе представлет. Каждая трактовка артпроцесса представляет собой плоскую однобокую картину, в которой автор ставит себя в центр. И во многих высказываниях аторы обличают не выставку, до которой им нет вообще никакаго дела, а самих себя, и свое страстное желание доминировать в воображеемом артпроцессе.
  • dorfmeister· 2009-11-12 15:55:29
    А вообще слабовато выстрелили. Между прочим, к одному художнику из шорт-листа можно так прицепиться, ух! Не Гинтовт, но тоже... Впрочем, не буду подсказывать, работайте!
  • neudoktor· 2009-11-12 16:08:33
    Пока арт-критика не поднимется выше обсуждения цен на работы художников, а главной медиаиконой остается Хирст, лидирующей художественной стратегией будет распиливание денег, в том числе виртуальных - в рамках дискуссии. С другой стороны, оппозиция OpenSpace VS. AртХроника как факт - не так уж и плохо.
  • pitrova· 2009-11-12 16:51:01
    случай с «Целующими милиционерами» «Синих носов» - менты носов целовали? целующиеСЯ нада
  • oleo· 2009-11-12 17:16:27
    ну вот и слили кандинского... а какие были амбиции!
    красиво слили, грамотно, ничего не скажешь. и уже и прибавить вроде нечего.
    ну был кандинский, ну и всё
    молодцы!
  • molochnikov· 2009-11-12 23:16:28
    мне лично состав известных и неизвестных художников понравился...премия Кандинского смотрится на уровне европейских премий и даже по количеству участников "больше"...и многие работы представленные мне были интересны...
  • 386dx· 2009-11-13 11:59:45
    Будете в Лондоне - посмотрите выставку номинантов премии Тернера. Картина мрачная, кстати Е. Деготь про это уже писала. Мне кажется, нужно снизить свои ожидания от искусства, и все станет хорошо. Ну в самом деле, какое такое крутое высказывание можно сегодня сделать в таком ограниченном формате, как предназначенное для экспонирования в галерее/музее произведение искусства. По настоящему авангардные вещи давно происходят в других пространствах: медийном, маркетинговом и в креативных индустриях.
  • pervov_georgy· 2009-11-13 23:14:53
    В этот год я не видел произведения участников Премии Кандинского 2009 на итоговой выставке в ЦДХ., но я видел фотопроизведения Игоря Мухина «Грузия 2008» http://www.flickr.com/photos/im_foto/tags/georgia/, которые произвели на меня сильное впечатление. Выскажу одиозную точку зрения – наверняка, этот проект лучший на выставке (повторюсь, выставку с 45 участниками я не видел). Это моё умозрительное предположение я постараюсь объяснить.
    Когда я смотрел на фотографии Игоря, я не видел автора, а видел только объект познания, человека в своей среде обитания, не нуждающийся в каких бы то ни было посредниках; «узнаваемом почерке художника», «композиции», «мастерстве» и т. п., (у Игоря съёмка, кстати, вполне неброская на нормальном фотопрофессиональном уровне) но меня этот объект познания целиком захватил! Искусство, как в случае с проектом «Грузия 2008» – феномен – сложный комплекс переживаний; ревность к малоизвестной теперь стране, интерес к бывшей близкой, но ставшей теперь далёкой нашей бывшей республике, утоление жажды по дефициту информации о ней, свежесть и многогранность фактуры и самой особенной жизненной ткани запечатлённой действительности и многое другое невыразимое словами.
    Искусство – функция, передача того, что непринуждённым образом должно нас захватить. В абсолютном большинстве случаев т. н. «искусства» мы разомкнуты с произведением, мы видим художника, стиль, манеру, общий строй, как бы говорящий нам – “это по всем признакам искусство”, “видно же, что это похоже на то, что искусством слывёт”, “тут и стилистика” и “формальный строй”, “дух времени”, “композиция”, “сделанность”, “узнаваемость” и т. п. Перечисленное – вторичные, малозначимые признаки, не определяющие главные свойства функции искусства. Искусство – редкость, непредсказуемость, свежесть, но глубина заворожённости. Искусство, увы, быстро портится (мы к нему адаптируемся). То, что работало, как искусство, прежде, в подавляющем большинстве случаев в настоящем утрачивает эту функцию. Осколки, кубизма, абстрактивизма, супрематизма, конструктивизма, ташизма, поп-арта и т. п., если они в той или иной степени новоиспечённо продолжают эксплуатировать прежние открытия, сейчас вызывают скуку и чувство фрустрации.
    Известны участники шорт-листа Премии Кандинского 2009, я не хочу обидеть победителя, но для меня его произведение будет сравниваться с мухинским проектом, который заставил пережить нечто экстраординарное. Выбраны же в шорт-лист художники работающие с полу- и неодушевлёнными объектами. Каким таким образом полу- и неодушевлённые объекты могут составить конкуренцию (и обходить!) очеловеченные, жизненные, одушевлённые!? Почему укоренился этот абсурд!? Налицо тенденциозный подход жюри, выражающийся в оценке (возможно бессознательной, воспитали себя за последние 25 лет в одном русле) разных областей современного искусства; образно-реалистической и безОбразно-формалистической в итоге которой предпочтение отдаётся последней. В идеале, жюри должно представлять эти две области.
    Выбор прошлого года Беляева-Гинтовта был прекрасный и я признаться подумал, что нам будут дариться каждый год интриги, но…

    www.pervov.ru
  • andreason· 2009-11-15 22:28:34
    Я, уважаемый DiMa, совершенно не считаю, что можно пиариться на чужих историях-скандалах и абсолютно не склонен думать, что художник должен стремиться влипнуть в скандал - он вообще недолжен об этом думать. Я говорил о том, что сейчас, в связи с прошлогодними обстоятельствами, появилась некоторая боязнь (а что вдруг скажут; что подумают; как это отразится на имидже самого художника) - ЭТО ВСЕ ПЫЛЬ! Ты либо художник, знающий, что и для чего делаешь и невзирающий на подобные глупости либо осторожная посредственность, всю жизнь обреченная на прислушивание...
  • stikh· 2009-11-18 09:12:37
    это профанация. давайте выставим палатку с арбузами и это тоже будет искусство
  • kotomish· 2009-11-20 01:44:00
    Чем старше и "статусней" комментатор, тем больше логики, честности и уважения...
  • arist· 2009-11-21 00:28:41
    Культурный Фонд «Артхроника» организует дискуссию арт-критиков и искусствоведов в формате «круглого стола» непосредственно в залах выставки на 3-ем этаже ЦДХ 24
    ноября во вторник в 16 часов.
  • kustokusto· 2009-12-11 13:30:38
    Для того , чтобы дать премию Мухину - нужно круто поменять взгляд на происходящую у нас действительность. И понять , что потёмкинской деревней неокапитализма - где нет старости , смерти , голода - не отгородиться от собственных страхов. Но чуда не произошло. И не произойдёт до тех пор - пока симуляционизм - который правит сегодняшним балом Сатаны - не сдохнет сам или не будет сметён самым терпеливым на нашей планете народом.
    Ах, да - вы не занимаетесь политикой. Зато она давно занимается вами.
    Аминь.
Все новости ›