Ислам, проституция, Конституция – вот вам и оскорбление.

Оцените материал

Просмотров: 57621

Над кем смеялся Тер-Оганьян

Давид Рифф · 28/09/2010
ДАВИД РИФФ рассматривает цензурный казус как художественно-политический диагноз

Имена:  Авдей Тер-Оганьян

©  Авдей Тер-Оганьян / www.guelman.ru

Авдей Тер-Оганьян. Из серии «Радикальный абстракционизм»

Авдей Тер-Оганьян. Из серии «Радикальный абстракционизм»

Вся эта история напоминает очередную главу из надоевшей мыльной оперы. Министерство культуры России опять отказывается посылать современное искусство за границу, и опять во Францию. На сей раз речь идет о серии печатных работ Авдея Тер-Оганьяна под названием «Радикальный абстракционизм» и о выставке в Лувре. «Минкульт и Росохранкультура не пропустили эти работы в связи с их содержанием», — сказал директор ГЦСИ Михаил Миндлин. Работы, по его словам, носят «недружественный, провокативный характер», они могут спровоцировать политический скандал и возбудить религиозную вражду. В частности, Миндлин привел в качестве примера одну работу, где Авдей Тер-Оганьян комбинирует зеленый цвет с черным и самоиронично обозначает это как возбуждение ненависти к исламу. Несколько известных художников уже отреагировали на этот всплеск цензуры — Юрий Альберт и Диана Мачулина написали открытые письма в министерство, где заявляют, что будут бойкотировать выставку, пока работы Тер-Оганьяна не будут включены в нее; говорят, что и другие художники напишут аналогичные письма (см. об этом здесь).

Итак, кое-что меняется. Художники политизируют условия своего труда и пользуются правом отказаться участвовать. Они протестуют против цензуры и, как пишет Диана Мачулина, отмечают «наступившее в Российской Федерации торжество идеологической цензуры и желание запретить любую возможность критиковать и иронизировать».

Почему же именно эта работа подверглась цензуре? Миндлин ссылался на текстуальное измерение, на содержание. Содержание же определяется как непосредственное присутствие «горячих тем», как коллекция ключевых слов в «облаке тэгов». Упомянуты ислам, проституция, Конституция — вот и оскорбление. Определенная комбинация включает маккартистскую сирену. Но художник как раз и хочет спровоцировать этот тип рефлекторной реакции, чтобы показать, что менеджерско-административная логика государства покоится на идиотских бинарных процедурах, которые игнорируют то, о чем работа на самом деле.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • andreason· 2010-09-29 00:32:28

    это, пожалуй, уже третий скандал в нынешнем году на подобную тему. мы живем в полицейском государстве, друзья! остается только уповать, что хотя бы наши дети познают, что есть гражданское общество...
  • dkuzmin· 2010-09-29 03:42:46
    Феерически произвольная и поверхностная интерпретация. Вся серия Тер-Оганьяна — остроумная работа с перформативностью высказывания (да, конечно, имеющая своим прообразом в том числе и трубку Магритта). Зазор между художественным высказыванием как таковым, в чистом виде, и дискурсивной рамкой, выстраиваемой вокруг художником или иными лицами, — болевая точка искусства уже не первый день. Что именно вызывает вражду — чёрная загогулина на зелёном фоне или приложенная к ней интерпретация (хоть бы и авторская)? Вопрос не праздный, и для Тер-Оганьяна он не был праздным уже во время создания этих работ (а делались они в Праге, фактически в изгнании). Да, над этими работами можно и посмеяться, но смеховая реакция — эпифеномен концептуалистской проблематизации: это как Пригов про Милицанера не затем писал, чтоб было смешно, а затем, чтобы заодно с этим смехом вывести некоторую крупную проблематику в светлое поле сознания. Интерпретировать этот цикл как внутрикорпоративную разборку, направленную против недостаточного политического радикализма художников, — значит сводить крупное к мелкому.
  • kustokusto· 2010-09-29 14:59:00
    Нет, друзья - это всё местные танцы. Дуют на воду. Европейскому зрителю не придёт в голову карикатуру ( а это она и есть) - обвинять в разжигании чего-либо ( датская карикатура не в счёт - там обвинили не европейцы). Просто в стране победившего логоцентризма ( это о России - а вы о чём подумали) - всё наперекосяк: музыка "нарусскомязыке", живопись "нарусскомязыке", скоро балет будет "нарусскомязыке". Аборигены категорически отказываются учить специфический язык искусства - поэтому всё - "нарусскомязыке". Именно об этом работы опального талантливого артиста Авдея.
    Грустно всё это.
Читать все комментарии ›
Все новости ›