Оцените материал

Просмотров: 12204

Алексей Ратманский возглавил American Ballet Theatre

Анна Гордеева · 12/09/2008
У покинувшего Большой театр знаменитого хореографа было три пути. Все три оказались торными

Имена:  Алексей Ратманский

©  ИТАР-ТАСС

Алексей Ратманский возглавил American Ballet Theatre
Алексея Ратманского, объявившего весной, что не собирается продлевать контракт с Большим театром, в этом году «звали на вечер» три Дома. Во-первых, его ждала Мариинка. Валерий Гергиев уверял петербуржцев, что именно он «открыл» хореографа (говорил неправду — первой серьезный заказ на постановку спектакля в России Ратманскому сделала Нина Ананиашвили), и надеялся, что балетмейстер согласится возглавить мариинскую труппу. Во-вторых, его хотел видеть в качестве главного приглашенного хореографа New York City Ballet — шли переговоры, и вся балетоманская рать и в Нью-Йорке, и в Москве была убеждена, что это предложение Ратманский примет. В-третьих, как только что выяснилось, его звал на работу American Ballet Theatre. Хореограф выбрал последний вариант — и подписал контракт на пять лет именно с ABT.

Вариант небесспорный, но понятный. В Мариинке — Гергиев, и балет никогда не будет для него «первым» искусством. При всем расположении знаменитого дирижера хореографу пришлось бы считаться с его вкусами, например с любовью к Михаилу Шемякину. При этом именно с постановки «Щелкунчика» Ратманский ушел (не то чтобы хлопнув дверью, но мягко и выразительно прикрыв ее за собой), когда художник заполнил всю сцену своими монструозными созданиями. Но если насчет господ оформителей еще можно как-то договориться — ведь у Ратманского в Мариинке была еще и дивная «Золушка», оформленная Уткиным и Монаховым, — то с музыкой ничего поделать невозможно. Гергиев, когда увлекается каким-нибудь композитором, приобретает мощь тропического урагана — и в афишу в обязательном порядке ставится балет, именно этим композитором сочиненный. Хорош балет, плох ли, интересен ли кому из хореографов, не важно. Главное — музыка, она должна звучать в театре. Так появляются проекты вроде позапрошлогоднего «Золотого века». Его предлагали, кажется, всем хореографам страны, пока за дело не взялся ассистент Форсайта Ноа Гелбер. Результат — провал в Питере, затем провал на лондонских гастролях, исчезновение из репертуара. Но что там потраченные силы балетных и едкие английские рецензии — Шостакович же прозвучал!

В New York City Ballet тоже оказалось не без проблем. Там царствует Питер Мартинс — во времена «мистера Би» импозантный премьер и надежный переносчик балерин, ныне худрук, пытающийся сочинять свои собственные балеты, и чадолюбивый отец. Из-за того что по умолчанию главным танцовщиком театра был назначен Нил Мартинс, десять лет назад театр покинул один из лучших танцовщиков мира Итан Стифел. Ратманский два года назад сделал для NYCB «Русские сезоны» на музыку Десятникова — и успех был грандиозным. Сочинения Мартинса никогда не получали таких рецензий. Понуждаемый восторженной прессой и влиятельными балетоманами, Мартинс пригласил Ратманского еще на один проект — и неосторожные журналисты стали обсуждать вариант, при котором Ратманский Мартинса бы заменил. Результат — весенние переговоры, на которых Мартинс предложил Ратманскому «вторую» должность, и отказ Ратманского. (По непроверенным слухам, контракт предполагал обязательное присутствие в театре и три новые постановки в год — то есть жизнь и смерть во славу и на территории NYCB.)

В American Ballet Theatre таких проблем нет. Возглавляющий театр Кевин Маккензи — мудрый лис, дипломат и бизнесмен. Он талантами меряться не станет. Но там тоже будет непросто: ABT выстроен как «театр звезд», на них собираются спектакли. У Ратманского же уже есть негативный опыт работы со звездами в Большом — за пять лет московского контракта он «разошелся во мнениях» абсолютно со всеми примами и премьерами. Удастся ли ему наладить отношения с американскими священными чудовищами, покажет время. Важно, что этот контракт предполагает лишь 20-недельную занятость в году (примерно столько и выступает сам театр). То есть у Ратманского будет время и на другие проекты. Сейчас, например, он ставит номер для Михаила Барышникова и готовится к сочинению «Конька-горбунка» для Мариинки (премьера ориентировочно в марте). Большой театр также не теряет надежд на дальнейшее сотрудничество с покидающим начальственный пост хореографом. Сдается мне, что надежды эти призрачны: московским балетом, столичным гонором и отечественной балетной школой хореограф сыт по горло. Если я ошибаюсь, тем лучше для Москвы.


Еще по теме:
«Пламя Парижа» в Большом театре

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • seafarer· 2008-10-02 12:22:09
    Если знаете, напишите плз подробнее о сотрудничестве Ратманского и Барышникова
  • Cat_City· 2009-04-22 13:30:42
    Ну что-ж, дай Бог,как говорится, плодотворной работы Ратманскому. А тем, как в России людей не ценят, давно уже никого не удивишь. Пусть отечественная балетная школа продолжает воспроизводить традиции до полного отупения. Среди балетных людей и так с интеллектуалами не густо.
Все новости ›