Пропустить эти спектакли нельзя ни в коем случае, даже если бюджет трещит по швам.

Оцените материал

Просмотров: 39226

Что смотреть в балете весной и летом

Анна Гордеева · 15/03/2011
Сильви Гиллем, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Алексей Ратманский , Начо Дуато, Анжелен Прельжокаж, Мэтью Боурн – все звезды в гости будут к нам

Имена:  Алексей Ратманский · Анжелен Прельжокаж · Диана Вишнёва · Мэтью Боурн · Начо Дуато · Сильви Гиллем · Ульяна Лопаткина

©  Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Сцена из спектакля «Анна Каренина»

Сцена из спектакля «Анна Каренина»

Весной — летом 2011-го поставщиками балетных событий будут «Золотая маска» и Чеховский фестиваль; мы узнаем о Начо Дуато даже то, чего не хотели спросить; Петербург порадует двумя фестивалями, Алексей Ратманский перескажет сюжет 1936 года, ну а ведущие балерины сами позаботятся о себе.

Золотая-золотая, не бывает золотей
Конкурсные показы начинаются в этом году 15 марта — Мариинка три вечера подряд танцует в Музыкальном театре «Анну Каренину» в постановке Алексея Ратманского. В течение этих дней под поезд бросятся последовательно Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина и Екатерина Кондаурова. Жюри будет смотреть только последний спектакль — ибо именно Кондаурова числится в масочном шорт-листе, балетоманам же придется ходить в театр как на работу. Потому что вообще-то балерины рассказывают настолько разные истории, что балет каждый раз преображается кардинально. Посмотрите вот на Лопаткину, например:



Михайловский театр привозит «Лебединое озеро» Александра Горского — Асафа Мессерера (20 марта в Музыкальном) — и это озеро живое, вздрагивающее и замирающее. Михаил Мессерер восстановил спектакль, когда-то составлявший славу Большого, и сделал это по-настоящему качественно. Еще одно его достижение на посту главного балетмейстера Михайловского театра — приглашение на постановку Славы Самодурова. 

©  Валентин Барановский / Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

Сцена из спектакля «Лебединое озеро»

Сцена из спектакля «Лебединое озеро»

Бывший премьер Мариинки, ныне обитающий в Лондоне и ставший именно Славой из Вячеслава, поставил михайловцам первый в их жизни абстрактный балет — «Минорные сонаты» на музыку Скарлатти. Три сложных дуэта, три истории взаимонепонимания также в конкурсе «Золотой маски» — и будут показаны в Музыкальном 19 марта.

©  Предоставлено фестивалем «Золотая маска»

«Минорные сонаты»

«Минорные сонаты»

Народ, интересующийся современным танцем, редко заглядывает в академические театры, а балетоманы традиционно шарахаются от контемпорари. Но в этом году дирекция «Маски» решила их познакомить-подружить чуть ли не насильно: в один вечер (31 марта, Театр имени Пушкина) сведены спектакли труппы Татьяны Багановой «Песня не про любовь» и Quatro, сочиненный Эдвардом Клюгом по заказу солистов Мариинки. Первый из этих спектаклей, побывавший в прошлом году в Москве на фестивале «Интраданс», появился в результате работы в екатеринбургском театре «Провинциальные танцы» двух голландских хореографов, Ури Ивги и Йохана Гребена. На обитателей Амстердама уральский город произвел сильное впечатление (рассказывали как о кошмарном сне), и это вылилось в довольно жесткий спектакль с марширующими маленькими толпами, с будничным насилием и будничной же покорностью этому насилию.

©  Владимир Луповской

«Песня не про любовь»

«Песня не про любовь»

 А у создателя Quatro шока, связанного с переменой мест, не случилось: Эдвард Клюг, руководитель балета национального театра в словенском Мариборе, ходил все-таки по Петербургу. Результат — изящная работа, похожая на фортепианный этюд, в котором все в меру: настроение, виртуозность и чуть-чуть юмора. Анастасия и Денис Матвиенко, Олеся Новикова и Леонид Сарафанов — две супружеские пары, попросившие Клюга сделать им спектакль для показа вне стен Мариинского театра, — вчетвером и оказались в частных номинациях, и остается надеяться, что решение жюри (каким бы оно ни было) не перессорит компанию.



Кроме «Провинциальных танцев», в конкурсе «современников» еще соревнуются челябинский театр Ольги Поны (где поставил «Следующего» Асьер Сабалета; 5 апреля, сцена РАМТа), костромская компания «Диалог Данс» («Мирлифлор», сотворенный Карин Понтьес; 9 и 10 апреля в «Актовом зале»), мурманская компания Gust life («Одиссея» Мартин Жоссен и Абденур Белали, 27 марта, Центр Мейерхольда) и «Давай, давай» (питерская команда «TOP 9», 13 апреля, Центр Мейерхольда). Первые два спектакля — также результат работы фестиваля «Интраданс», который в прошлом сезоне соединял в одном проекте российские труппы и европейских хореографов. Последние два — творчество хип-хоперов, улица, впрыгнувшая в театральный зал. Надо отметить, что сотрудничество пришлось нашим театрам по вкусу: и 5—6 мая в «Актовом зале» можно будет увидеть работу, сделанную костромичами с итальянской компанией Zerogrammi («Ноль граммов») уже в этом году. Премьера, которую только что показали на брегах Волги и теперь везут в Москву, называется Punto di fuga («Точка схода»).

Дуато здесь и Дуато там
Это у нас регулярно случается: как только появится талантливый человек, так на него кидаются все, пока досуха не выжмут. Этой весной — летом Москва увидит шесть спектаклей Начо Дуато; за седьмым при желании можно съездить в Петербург. Выдержит ли такую массу постановок народная любовь к хореографу (давняя — у тех фанатов, что ходят в театры и за рубежом, свеженькая — у балетоманов, познакомившихся с его работами благодаря Музыкальному театру, взявшему Na floresta в репертуар, и Чеховскому фестивалю, привозившему Национальный театр танца Испании прошлым летом)? Сможем ли понять различие интонаций в разных работах, эволюцию стиля? В любом случае это «проверка на величие»; так, Пушкина можно прочитать (перечитать) все собрание сочинений подряд, а замечательного Вальтера Скотта, увы, нет.

Итак, марафон начинается 15—16 марта в Петербурге: там Михайловский театр, в котором Дуато с 1 января служит худруком балета, покажет «Дуэнде» и «Без слов», сочиненные хореографом для Нидерландского театра танца и American Ballet Theatre соответственно, а также Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») — мировую премьеру. Дебюсси, Шуберт и Арво Пярт; бессюжетные предания о временах счастливых и не очень. (В «Дуэнде» Дуато прощался с юностью, проведенной в Голландии, где он начал ставить балеты; в «Без слов» оглядывался на следующее десятилетие жизни, перешагнув сорокалетие). И «Дуэнде», и «Без слов» театр быстренько привезет в Москву — они поставлены в программу рядом с «Минорными сонатами» 19 марта; а вот Nunc dimittis достанется только петербуржцам.

«Дуэнде»


«Без слов»


Зато москвичи через два месяца увидят премьеру в Музыкальном театре — балет Por vos muero («За вас приемлю смерть») впервые станцуют на Большой Дмитровке 27 мая. А еще через два месяца Чеховский фестиваль привезет спектакли Gnawa и Arcangelo (13—16 июля, Театр Моссовета), а также White darkness (19—23 июля, там же). Показывать их будет Национальный театр танца Испании — бывшая труппа Начо Дуато, которую он покинул в прошлом году из-за взаимонепонимания с местным культурным начальством. «Гнаву», вдохновленную африканской мифологией, мы четыре года назад видели в исполнении чикагской труппы Hubbard street dance, остальные же спектакли (в том числе трагическая «Белая тьма», посвященная сестре хореографа, погибшей от наркотиков — танцовщицу на сцене засыпает белый поток порошка) в России еще не появлялись.

Por vos muero («За вас приемлю смерть»)


White darkness («Белая тьма»)


{-page-}

 

Open and close
Два петербургских фестиваля соревнуются в приглашении иноземных звезд — Dance open (2—4 апреля) и Мариинский фест (14—24 апреля). Dance open с каждым годом становится предприятием все более осмысленным и предлагает не просто сборные концерты, но вполне продуманные программы. В этом году первый вечер будет отдан лидерам российских провинциальных театров (Новосибирск и Пермь, Казань и Екатеринбург), второй позволит публике взглянуть на иностранных звезд в репертуаре патронессы фестиваля Наталии Макаровой (обещаны фрагменты из «Онегина» Крэнко и — главное — Other dancers Роббинса, подаренные когда-то хореографом на свадьбу Макаровой). Финальный же концерт блеснет именами: к примеру, французская балерина Изабель Сьяравола и английский танцовщик Стивен Макрей — в образцовом, дистиллированном виде. Истаивающая в воздухе танцовщица и бравый рыжий Томми (Макрей вообще-то австралиец, тем забавнее его абсолютное совпадение с островным типом) — ради них, безусловно, стоит выбраться на фест и даже съездить в Питер.

Стивен Макрей


Мариинский же фест как-то проседает, будто существует по инерции, там не появляется новых идей. Впрочем, обычная конструкция «чужие звезды в наших спектаклях» вполне работает — и Петербург ждет давних своих любимцев из Королевского балета Великобритании: Алина Кожокару и Йохан Кобборг должны появиться в «Жизели», и из балета новосибирского — Игорь Зеленский станцует «Синатра-сюиту», когда-то сделанную Твайлой Тарп для Михаила Барышникова. Главной же премьерой феста должен стать «Парк» Анжелена Прельжокажа — тот самый, что французы недавно танцевали в Москве. Ну что ж, посмотрим на Диану Вишнёву в Версальском парке. Но жаль, что, видимо, на фестивальной неделе не появится Сильви Гиллем, которую так долго ждали балетоманы (на официальном сайте балерины были даты выступлений в Питере) — по слухам, театру не хватает бюджета на ее гонорар. В переводе: Гергиеву, очевидно, более неинтересен фестиваль. Ожидаем закрытия?

«Парк»


«Синатра-сюита» — так это делал Барышников


Что еще
Весна и лето принесут, кроме того, гастроли четырех театров, пропустить которые нельзя ни в коем случае, даже если бюджет уже трещит по швам и к тому же две премьеры в Большом. Во-первых, гастроли American Ballet Theatre (уже упомянутого мной в зимнем обзоре) 29—31 марта. Было бы неправильно позабыть о нем здесь: эту труппу Москва в прошлый раз видела пятьдесят лет назад. Театр, существующий без концепций и мозговых штурмов дирекции, просто покупающий себе в коллекцию все любопытное, яркое, неожиданное. Стопроцентная «система звезд». Именно там с позапрошлого года работает Алексей Ратманский — и его «Семь сонат» будут показаны в Москве. (Это Скарлатти, то есть можно будет сравнить с «Минорными сонатами» Самодурова). АВТ будет привезен Фондом Ростроповича — в рамках фестиваля, посвященного маэстро. Поэтому в программе гастролей — премьера «Тройки» на музыку Баха, поставленной Бенжаменом Мильпье в память о Ростроповиче. И поэтому билеты надо спрашивать в кассах Центра Галины Вишневской, а не в Большом театре, где труппа будет выступать.

Чеховский фестиваль привезет «Эоннагату» (9—11 июня), программу одноактовок Мерса Каннингема (14—16 июня) и «Золушку» Мэтью Боурна (28 июня —10 июля). Мэтью Боурн переносит старинный сюжет в Лондон времен Второй мировой войны. «Эоннагата» — совместная постановка режиссера Робера Лепажа, хореографа Рассела Малифанта и балерины Сильви Гиллем; все трое и присутствуют на сцене, и разыгрывают вариации на тему истории шевалье д’Эона, того самого, который в XVIII веке вершил мировую историю, переодевшись в женское платье. Танцев в спектакле почти нет, но послушать, как разговаривает первая балерина мира, тоже неплохо. Хотя, конечно, толстенький Лепаж, засунувший себя в обтягивающий костюм, несколько смущает балетный взгляд. Программу балетов Мерса Каннингема — как всегда, абстрактных, чуть утомительных и совершенно завораживающих — посмотреть надо хотя бы потому, что его труппа по окончании турне перестанет существовать. Таково завещание умершего в июле 2009 года хореографа: двухлетняя поездка, а потом — все свободны.



24—29 апреля в Большом будут танцевать «Утраченные иллюзии» — балет на музыку Леонида Десятникова ставит Алексей Ратманский. По всей видимости, мы снова увидим игру Ратманского с балетной мифологией советской эпохи, как это уже было в «Светлом ручье», «Болте» и «Пламени Парижа». Всё это легендарные довоенные спектакли (легенды, конечно, у всех разные — «Болт» не выпустили после генеральной), и «Утраченные иллюзии», сотворенные Ростиславом Захаровым в 1936 году, тоже название громкое. Вот только тут Ратманский, принципиально разворачивавший сюжеты «Болта» и «Пламени Парижа» в сторону современного взгляда на мир (сюжеты о вредителе на заводе и о революционных французских крестьянах превращались в повествования о маленьких людях, которых история скрутила и сломала), но сохранявший музыку давних лет, делает еще шаг в сторону. Теперь музыку пишет Десятников, и только название объединит балет Ратманского со старым спектаклем. Вряд ли теперь история будет о гибельном влиянии буржуазного строя на людей искусства. Хотя — кто знает…

Заканчивать же сезон Большой театр будет «Симфонией псалмов» Иржи Килиана и Chroma Уэйна Макгрегора (21—25 июля). Первый Килиан в Большом! Сумеют ли станцевать?

«Симфония псалмов»


Дело ног самих утопающих
Что делать, если дирекция не дает тебе станцевать в текущем репертуаре то, что хочется (вариант — не приглашает на постановку того хореографа, что мог бы сочинить роль твоей мечты), что делать балерине? Можно жаловаться и ненавидеть весь мир, а можно самой найти себе новое место и придумать новую дорогу. И весна — лето принесут нам как минимум два таких события. Евгения Образцова 23 апреля станцует в Музыкальном театре Одетту-Одиллию (ее родная Мариинка считает, что у девушки слишком маленький рост для Лебедя, а ведь может получиться здорово, и неужели начальству не любопытно взглянуть, как тихая, кроткая, аккуратная Образцова станет Черным лебедем? Внутренняя сила у балерины точно есть, выяснить, каким будет преображение, захватывающе интересно). А прима Большого Мария Александрова 27 апреля устраивает вечер во Дворце на Яузе — «Танцы Индии, Ирландии и Шотландии и их отражение в балетной классике». Участвуют школа шотландского танца Shady Glen, театр индийского танца «Таранг», школа ирландских танцев Ceilidh. Есть предположение, что сама Александрова появится там в па-де-де из «Сильфиды» (поскольку именно в этом балете из ее репертуара дело происходит в Шотландии), но в любом случае в этот вечер она попробует новую роль — организатора программы, а не только исполнительницы. Попытка выстроить новый маршрут с новыми перспективами! Можно только пожелать удачи. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • the-aleksey· 2011-03-30 16:10:34
    cool
  • AnnaGord· 2011-03-31 23:49:26
    По просьбе пресс-секретаря Марии Александровой уточняю: балерина не является организатором вечера во дворце на Яузе, она там только приглашенный гость. Sorry, я была введена в заблуждение тем пылом, с которым Мария рекламировала мероприятие в своем блоге.
  • Sergey Alferov· 2011-04-01 20:53:28
    Мероприятие 27 апреля организовано Театрально-концертным залом "Дворец на Яузе" совместно со школой шотландского танца Shady Glen. Для нас огромная честь участие Марии Александровой в проекте и ее искренний интерес к концерту, проявившийся на страницах ее блога. Тем не менее, Мария, действительно, скорее гостья, чем организатор. По крайней мере, в этот раз :)
Все новости ›