Телевизионная реклама в Костроме зазывает в близлежащую деревню «поучаствовать в интерактивной программе с настоящим Иваном Сусаниным и гетманом Лисовским».

Оцените материал

Просмотров: 11355

Фестиваль «Диверсия» в Костроме

Анна Гордеева · 29/09/2009
В провинциальном российском городе энтузиасты современного танца выстраивают себе маленькую Европу

©  Предоставлено «Диалог Данс»

Анна Абалихина и Иван Естегнеев. Сцена из спектакля «Удар кинжалом»

Анна Абалихина и Иван Естегнеев. Сцена из спектакля «Удар кинжалом»

Четыре дня в городе Костроме, который всего-то в трехстах пятидесяти километрах от Москвы, но с транспортом и дорогами плохо так, что до Барселоны доберешься быстрее, проходил фестиваль дуэтов современного танца «Диверсия». Проспект Мира в этом городе — тихий бульвар: зелень, редкие машины. В партере главного драмтеатра города, что на этом самом проспекте Мира и находится, девять рядов. Телевизионная реклама в Костроме зазывает в близлежащую деревню «поучаствовать в интерактивной программе с настоящим Иваном Сусаниным и гетманом Лисовским». Но если из гостиницы идти прямо в театр, ничто на этом фесте не напомнит вам ни о российских ухабах, ни об обстоятельствах жизни губернского городка, уже готовящегося погрузиться в торжества по поводу 400-летия дома Романовых.

Арт-директор «Диверсии» Иван Естегнеев и директор Евгений Кулагин (они вместе возглавляют компанию «Диалог Данс») уже в третий раз сделали совершенно европейский фест. Компактный, дружелюбный. Это не значит, что на нем не выступали отечественные перформеры — а «Диверсия» в этом году чуть отодвинулась от чистого танца, так что речь лучше вести именно о перформерах, а не о танцовщиках, — иноземных гостей среди выступающих было меньше половины. Просто сразу стало видно, кто из «наших» вписывается в цивилизованную картинку, а кто существует за ее пределами.

©  Предоставлено «Диалог Данс»

Steinun and Brian. Сцена из спектакля «Безумно влюблена в mr.Perfect»

Steinun and Brian. Сцена из спектакля «Безумно влюблена в mr.Perfect»

Сбежать куда-нибудь на север через северо-запад хотелось на выступлении ветеранов — «Игуан-танц-театра» из Петербурга. Нина Гастева и Михаил Иванов определили свой перформанс «Любовь в супермаркете» как социологическое исследование на тему «Что происходит с пониманием любви в эпоху рыночных отношений?». На улицах Петербурга Гастева с микрофоном в руках допрашивает прохожих о том, как они справляются с кризисом романтических отношений в своей жизни. Бегут люди на работу, а посреди толпы их выхватывает женщина и спрашивает про романтические отношения. То есть про их кризис. Кто-то нервно хихикает, кто-то дергается, воспринимая интервьюера как распространительницу каких-нибудь сектантских книжек. Когда же Гастева спускается в зал и начинает допрашивать о том же зрителей, засовывая микрофон им под нос, чувствуешь себя как на завтраке в европейском отеле, где соотечественники, оглядываясь, пакуют впрок еду со «шведского стола». Хочется сразу сделать вид, что ты и языка-то русского не понимаешь. Но это даже, наверно, правильно, что «Игуан-танц-театр» оказался в программе «Диверсии». Что поделаешь, Россия бывает и такой — бесцеремонной, самоуверенной, тоскливой. Все равно — часть картинки.

Арт-директор феста говорил на пресс-конференции, что, отбирая участников, руководствовался лишь тем, что происходит на сцене, — никакого «географического принципа». Но все же в этом году на «Диверсии» была представлена в основном северная Европа: Дания, Швеция, Исландия, Петербург. Глаз и душа отдыхали на датском перформансе Reverse Collective. Нет, понятно, что страдания обеспеченной домохозяйки (некуда себя деть до прихода мужа с работы) — тема, не вполне «совпадающая» с бытом костромичей, но любой мог оценить, как это сделано. Как остервенело грызла морковку Мари-Луиза Стентебьерг, измельчая овощи, словно во рту у нее была электромясорубка (здоровое питание!). Как энергично она занималась аэробикой, как поливала капусту в садике, приносила еду из магазина в прозрачных лотках — и как вдруг, сорвавшись с катушек, впадала в ярость, вырывала несчастные кочаны с корнем, расшвыривала их по сцене. А какой чистой функцией, почти манекеном, являл себя персонаж Микко Йенсена! Во время всех страданий жены он сидел у задника, уткнувшись в ноутбук, — работал, обеспечивал супруге возможность дойти до ручки от тоскливой обыденности. Спектакль был поставлен про непонимание и отчуждение, но сделан был с таким отличным пониманием партнера, что с профессиональной точки зрения радовал бесконечно.

©  Предоставлено «Диалог Данс»

Анна Абалихина и Иван Естегнеев. Сцена из спектакля «Удар кинжалом»

Анна Абалихина и Иван Естегнеев. Сцена из спектакля «Удар кинжалом»

Радовал и исландский дуэт Steinun and Brian; он привез на фестиваль два спектакля — «С любовью навсегда, Дебби и Сьюзен» и «Безумно влюблена в mr.Perfect». Почти кабаретная манера общаться с залом у танцовщицы («Хм, с кем бы я тут могла переспать? Вот с этим, да. С этим, да!!! С этим — о да!!! С вами — нет, извините»), и ехидный, клоунский, но негромкий и обаятельный комментарий ее партнера. Ирония и кабаретность резко контрастировали с желанием ветеранов из «Игуан-танц-театра» залезть незнакомым людям в душу. Радовала московско-костромская копродукция, сотворенная специально для феста: работа Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева «Удар кинжалом».

Сочетание размеренного движения и зафиксированных экспрессионистских поз (стоящий на коленях мужчина уткнулся лбом в колени женщины; или сам удар кинжалом — встроенный в спектакль биомеханический этюд Мейерхольда) передавали одновременно неспешное течение жизни и дикие всплески ее. Спектакль Абалихиной и Естегнеева заканчивал фестиваль и открывал новую арт-площадку в Костроме: теперь в городе есть «Станция», пространство для современного искусства. Как и многие подобные площадки в Европе, «Станция» находится на закрывшейся фабрике — танцнарод освоил бывшую льняную мануфактуру. И как немногие такие площадки, существует она без помощи родного города: деньги достались от Фонда Форда и Совета по культуре при Президенте РФ («Акция по поддержке российских театральных инициатив»). Городская власть пока что ни «Станцию», ни фестиваль «Диверсия» не замечает. Может, оно и к лучшему? Народ выстраивает себе собственную маленькую Европу и живет в ней хотя бы четыре дня. А так бы непременно пришлось поучаствовать «в интерактивной программе с настоящим Иваном Сусаниным».

 

 

 

 

 

Все новости ›