В конце минувшего года один из лучших спектаклей московской афиши был сыгран последний раз. На OPENSPACE.RU – фрагменты уникальной съемки, сделанной в Авиньоне-1998
Генриетта Яновская поставила «Грозу» в 1997 году. В том же году на Авиньонском фестивале высадился впечатляющий отечественный десант: включенные в основную программу Авиньона-1997 спектакли ПетраЧитать!
Впрочем, у Яновской «русскость» эта (а у Островского есть среди прочих чудесная ремарка: «Все персонажи, кроме Бориса, одеты по-русски») — с оттенком какой-то советскости. Мир ее спектакля менее всего похож на старую добрую провинцию. Дымковские игрушки, обрамляющие сценическое пространство, и развешанные на деревьях пасхальные яйца — лишь знак патриархального уклада глубинки. Не стилизация, а именно знак. Действие «Грозы» происходит не в маленьком русском городке, а скорее в большой коммуналке — в ее давящем и гнетущем пространстве, где царит вечная теснота, а герои все время сталкиваются друг с другом и оказываются невольными свидетелями чужих бесед. Здесь все и всё на виду. Никуда не скроешься — только вверх, под колосники. Наверху происходят сцены объяснения в любви, оттуда же произносит (а точнее, прокрикивает) свой знаменитый монолог о грозе-благодати Кулигин, которого Игорь Ясулович играет не резонером, а местным сказителем, несостоявшимся поэтом, все свои монологи ритмизующим по законам поэтической речи.
Фрагмент 1
В этом спектакле нет кровопийц, надрыва и сгущенных красок темного царства. Мерзость жизни стала привычной. К обидам и оскорблениям здесь относятся запросто, как к должному. В первой сцене Кудряш и Шапкин разговаривают с Кулигиным, демонстрируя почти уркаганские замашки. Но это они не со зла. По привычке. Раз слабее — должен терпеть. Даже купец Дикой (Владимир Сальников), лишенный всякой барственности и больше похожий на забулдыгу, тиранит Бориса тоже больше для порядку. Никому, кроме Кулигина, это не кажется ни безнравственным, ни жестоким.
В этом темном царстве советских предместий, в многонаселенном городе-доме (а спектакли у Яновской почти всегда населены безымянными персонажами) Кабаниха Эры Зиганшиной парадоксальным образом сама излучает свет. Она тут почти как наседка. Надо и по хозяйству распорядиться, и сына уберечь, и больному приживалу игрушку подарить. Она-то лучше других знает, что «закон» и «обряд» — это всего лишь формальность. Но перестань их соблюдать — и все пойдет прахом.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
Прекрасный спектакль, один из моих любимых. Спасибо.
-
Из зала-то этот унылый, плохо сыгранный провинциальный авангард смотрелся с трудом, а на видео - и подавно.
-
Anton_ Khitrov, присоединяюсь.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452102
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343567
- 3. Норильск. Май 1269569
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897883
- 5. Закоротило 822432
- 6. Не может прожить без ирисок 783981
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760898
- 8. Коблы и малолетки 741711
- 9. Затворник. Но пятипалый 472857
- 10. ЖП и крепостное право 408167
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404002
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371308