В конце минувшего года один из лучших спектаклей московской афиши был сыгран последний раз. На OPENSPACE.RU – фрагменты уникальной съемки, сделанной в Авиньоне-1998
Генриетта Яновская поставила «Грозу» в 1997 году. В том же году на Авиньонском фестивале высадился впечатляющий отечественный десант: включенные в основную программу Авиньона-1997 спектакли ПетраЧитать!
Впрочем, у Яновской «русскость» эта (а у Островского есть среди прочих чудесная ремарка: «Все персонажи, кроме Бориса, одеты по-русски») — с оттенком какой-то советскости. Мир ее спектакля менее всего похож на старую добрую провинцию. Дымковские игрушки, обрамляющие сценическое пространство, и развешанные на деревьях пасхальные яйца — лишь знак патриархального уклада глубинки. Не стилизация, а именно знак. Действие «Грозы» происходит не в маленьком русском городке, а скорее в большой коммуналке — в ее давящем и гнетущем пространстве, где царит вечная теснота, а герои все время сталкиваются друг с другом и оказываются невольными свидетелями чужих бесед. Здесь все и всё на виду. Никуда не скроешься — только вверх, под колосники. Наверху происходят сцены объяснения в любви, оттуда же произносит (а точнее, прокрикивает) свой знаменитый монолог о грозе-благодати Кулигин, которого Игорь Ясулович играет не резонером, а местным сказителем, несостоявшимся поэтом, все свои монологи ритмизующим по законам поэтической речи.
Фрагмент 1
В этом спектакле нет кровопийц, надрыва и сгущенных красок темного царства. Мерзость жизни стала привычной. К обидам и оскорблениям здесь относятся запросто, как к должному. В первой сцене Кудряш и Шапкин разговаривают с Кулигиным, демонстрируя почти уркаганские замашки. Но это они не со зла. По привычке. Раз слабее — должен терпеть. Даже купец Дикой (Владимир Сальников), лишенный всякой барственности и больше похожий на забулдыгу, тиранит Бориса тоже больше для порядку. Никому, кроме Кулигина, это не кажется ни безнравственным, ни жестоким.
В этом темном царстве советских предместий, в многонаселенном городе-доме (а спектакли у Яновской почти всегда населены безымянными персонажами) Кабаниха Эры Зиганшиной парадоксальным образом сама излучает свет. Она тут почти как наседка. Надо и по хозяйству распорядиться, и сына уберечь, и больному приживалу игрушку подарить. Она-то лучше других знает, что «закон» и «обряд» — это всего лишь формальность. Но перестань их соблюдать — и все пойдет прахом.
Фрагмент 2
Фрагмент 3
Не Волга, не гроза, а прохудившаяся крыша становится главным образом этого спектакля. Под падающие капли, с мерного стука которых начинается действие, подставляют ведра, тазы, бочки, в которых потом же остужают горячие головы — гасят страсти. Здесь даже «лоно природы» загнано под крышу, даже Волга течет по какому-то желобу, и через нее переступают и перепрыгивают, как через узкую лужу. Гроза, вероятно, была бы для жителей этого странного мира отдушиной и спасением. Но для грозы нужен простор, а его-то как раз острее всего и не хватает. В этой вечной сырости и рутине, где даже природа живет по какому-то раз и навсегда заведенному распорядку, где разгулявшаяся стихия — это когда прорвало ржавую трубу, поневоле затоскуешь, заболеешь клаустрофобией.
Катерина не просто риторически восклицает: «Отчего люди не летают?», она и в самом деле разбегается и пробует взлететь, но упирается в стену. Мешковатого, неуклюжего, по-детски простодушного Бориса (в исполнении Максима Виторгана этот персонаж начисто лишен столичной щеголеватости) может полюбить только эта Катерина, так страстно взыскующая иной доли. Уже за то, что к местным обычаям не привычен, за то, что из других краев.
Фрагмент 4
Да что Катерина? Острая тоска по другой, непохожей на здешнюю, жизни (пусть в сниженном, пародийном виде) обуяла даже Феклушу. Она слушает рассказы богомольной странницы про султанов, дальние страны и людей с песьими головами с таким упоением, что хозяева горло могут сорвать, возвращая ее к повседневным, будничным заботам.
Фрагмент 5
Спектакли Яновской вообще очень часто строятся на противопоставлении реального и запредельного миров. Вырваться из-под спуда житейской обыденности мечтают все — от Иванова («Иванов и другие») до задавленных бытом советских обывателей («Гудбай, Америка!!!»). В «Собачьем сердце» этот запредельный мир даже материализуется. Он вторгается в жизнь профессора Преображенского в виде оживших персонажей «Аиды». В «Грозе» — прячется за зеркальными дверцами. Из-за них появляется перед Феклушей и отвешивает ей земной русский поклон человек с песьей головой, чья маска удивительно напоминает золоченые уборы египтян из «Собачьего сердца». В это запредельное пространство бегут Варвара с Кудряшом. Оттуда же, из-за зеркальных дверей, приносят уже мертвую Катерину, лишь на считанные минуты вырвавшуюся из каменного плена.
Фрагмент 6
Сейчас, оглядываясь назад, начинаешь заново и с какой-то особой остротой замечать до мелочей продуманную театральную фактуру и партитуру этого спектакля, в котором нет ни одного случайного жеста, ни одной случайной интонации, а каждый звук, каждая мизансцена, даже каждый гэг дышат смыслом. «Грозу» Яновской хочется рассматривать и пересматривать, как живопись старых мастеров, в которой всякий раз обнаружится какая-то новая деталь, ускользавшая от взгляда в прошлый раз. Впрочем, не только в деталях суть. Хороший спектакль умеет впитывать в себя меняющееся время и, не меняясь формально, обретать какие-то новые смысловые обертоны. В конце 90-х, когда он был поставлен, в нем естественным образом важна оказалась тема обретенной страной свободы, которой та не смогла распорядиться, превратив ее в распущенность, во вседозволенность, в мелкую и крупную уголовщину пресловутых «лихих 90-х». И желание Кабанихи сохранить хоть какие-то скрепы, пусть формальные, чтобы уберечь жизнь от полного и окончательного распада, в спектакле Яновской казалось как минимум естественным. А быть может, и спасительным. Сейчас, спустя много лет, когда страну изрядно подморозили и сковали одной большой «скрепой», но уголовщины и общей мерзости отчего-то не убавилось, на первый план для меня лично вышла иная тема — вот этой тоски по другому миру, в который отчаянно хочется убежать вдоль узкого желоба реки Волги. Туда — за зеркальную дверь!
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
Прекрасный спектакль, один из моих любимых. Спасибо.
-
Из зала-то этот унылый, плохо сыгранный провинциальный авангард смотрелся с трудом, а на видео - и подавно.
-
Anton_ Khitrov, присоединяюсь.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451744
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343375
- 3. Норильск. Май 1268621
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897678
- 5. Закоротило 822130
- 6. Не может прожить без ирисок 782267
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758863
- 8. Коблы и малолетки 740897
- 9. Затворник. Но пятипалый 471316
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403110
- 11. ЖП и крепостное право 379779
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370492