А через что еще ее теперь обретать-то?

Оцените материал

Просмотров: 9881

Поклонение Пиноккио

Марина Давыдова · 16/03/2012
МАРИНА ДАВЫДОВА о церковных, государственных и общекультурных праздниках и о феномене «прерванной традиции»

©  Corbis / Foto S.A.

Поклонение Пиноккио
В начале апреля в свет выйдет очередной номер журнала «ТЕАТР», на сей раз посвященный Большому театру и опере как театральному жанру. В традиционной рубрике «ТЕАТР на OPENSPACE.RU» мы публикуем предпосланную ему колонку главного редактора.


Деревянная кукла из сказки Карло Коллоди сама по себе не связана с Большим театром, которому в основном и посвящен этот номер. Зато связанная с ней история помогла мне понять кое-что очень важное в нашем отношении к главному музыкальному театру страны.

В конце прошлого года, гуляя по Флоренции в окрестностях Палаццо Веккьо, я забрела в крохотную домовую церковь, принадлежавшую некогда семье Беатриче. Согласно легенде, именно неподалеку от нее Данте встретил впервые любовь своей жизни. В церкви в это время проходила выставка детских рисунков. Их главным героем, разумеется, был увенчанный лавровым венком поэт в неизменном красном облачении. Но, по случаю рождественских дней, часть рисунков изображала также Богородицу, Иосифа, ясли с окружившей их разнообразной живностью и пришедших поклониться Спасителю волхвов. Мое внимание привлекла одна из картинок, на которой непосредственно у яслей красовался… Пиноккио. Я поначалу не поверила своим глазам. Потом поняла, сколь примечательна эта неожиданная контаминация: в воображении ребенка путеводная звезда привела к младенцу Христу не только восточных магов, но и героев детских сказок. В этом было что-то удивительно трогательное.

Став взрослым, англичанин, немец или итальянец может веровать или не веровать в Бога, воцерковиться или не воцерковиться, но события христианской истории, сформировавшие так или иначе европейское сознание, входят в его жизнь сызмальства. Не думаю, что неведомый мне автор, нарисовавший поклоняющегося Иисусу Пиноккио, станет ревностным католиком, но его жизнь протекает в рамках некоей традиции, которая не прерывалась ни для его родителей, ни для его бабушек и дедушек. И нет вокруг него человека, который не понимал бы, что смыслообразующим событием всех елочных гуляний являются не поиски пропавшей Снегурочки, а рождение Спасителя. Что на елках горит не кремлевская, а Вифлеемская звезда. Что в Рождество принято ходить не в музей, ДК или Колонный зал Дома союзов, а в церковь. Ведь любая из них в эти дни так красива. Случайно, что ли, оксфордский профессор Ричард Докинз, один из главных (причем воинствующих!) атеистов современности, заявил как-то раз, что он с удовольствием поет в хоре Christmas carols — рождественские гимны.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • илья кесельман· 2012-03-16 19:45:40
    Конечно, дела наши обстоят действительно почти так, как написала Марина, с одной оговоркой - такое отношение к православию и культуре (и культурному наследию, и традициям) можно наблюдать не в России, а всего лишь в Москве - и среди очень узких провинциальных кругов, к ней тяготеющих.
    Если бы автор статьи нашла бы в себе силы предпринять путешествие не во Флоренцию, а, скажем, в какой-нибудь городок эдак пару тысяч верст от Москвы на восток или на юг, ей быстро бы стало ясно, что:
    - никакого религиозного фанатизма нет и в помине, зато есть такой роскошный набор всевозможных суеверий, что для сект самого разного пошиба там - раздолье.
    - до Большого театра им совершенно не никакого дела. А культурное наследие ограничено в основном фильмами Рязанова
    - и тем не менее хорошие люди встречаются довольно часто, просто, используя в свою очередь другое сакраментальное выражение, можно сказать, что "их деньги в другом банке".

    Вообще это интересный повод для размышлений. Отрыв москвича от провинциала в России сейчас несравненно выше, чем лет тридцать назад. "Берег турецкий и Африка" из известной песни столичному жителю стали гораздо ближе. Ну и на здоровье, но во-первых, в этом случае некорректно говорить про Россию в целом, а потом, такое мировоззрение тоже несколько сужает кругозор.

    Например, в театре Наций показали спектакль из Минусинска по последней пьесе Гуркина - и гробовая тишина, ну хоть бы один какой-нибудь отзыв или рецензия. И профессионалы и любители дружно проигнорировали - ну как же, это не комильфо, Минусинск какой-то, да и вообще, чужое это все, не наше... Позавчерашний день.

    Вот эта проблема - колоссальной разорванности социальных слоев, оторванности столицы от всей остальной страны - кажется мне гораздо более достойной внимания, чем Пиноккио во Флоренции.
  • negator· 2012-03-16 23:49:04
    Эй капитан, смените рубрику, это словно заметку про убийство в кинотеатре отнести к разделу новости кино.
  • zurab· 2012-03-17 06:12:23
    Какой саморазоблачительный материал получился. Вот почему репертуарный театр покоя не даёт.
  • pv· 2012-03-17 15:20:29
    и кесельман, и negator, и zurab правы -- москвичам следует быть сромнее и умнее, вообще-то говоря: автор погулял по флоренции - с чем его и поздравляем, вспомнил о буратИне - забавно, но не более того... россия большая и очень разная, смотреть на нее глазами вавилонской столицы - большая ошибка, если не преступление... очень люблю отдыхать на псковщине пушкинской, навещать чудный новгород древний, валаам - равно как и красивейшую уфу... такое впечатление, что одна москва, отчасти питер - беснуется, не зная чем еще себя завести и развлечь, а на периферии, в глубинке - течет нормальная ЖИЗНЬ спокойных трудолюбивых людей, созидающе терпеливых и мудрых... а дураки везде есть
  • gg59· 2012-03-17 17:55:07
    Странно. Мне всегда казалось, что главная задача того, что у нас именуется критикой, и есть привлечение внимания к институциям. Не к театру, не к спектаклям, а к небольшому набору театральных зданий, независимо от того, что там идет. И театральной персоной можно стать, лишь работая в этих зданиях. Кому направлено возмущение? Разве не сами критики вырыли эту яму?
    Конечно, не только критики. Логическое следствие устройства всего театрального дела. И "проектное мышление", как мне видится, нашу ситуацию не исправит, но это уже другой разговор.
  • Aleks Tarn· 2012-03-19 10:07:22
    Марина, и Вы туда же - в поиски Традиции (хорошо еще - не Национальной Идеи, а то б совсем покислело)... Такая умница, а в ту же игру играете: "иди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Традиции тысячелетия нужны, а стране Россия, меж двух пространств торчащей, как лом в соломе, - два-три века от силы, да и те ведмедем потоптаны. И Большой с Мариинкой тут никак не помогут. Потому что, в отличие от упомянутого Вами европейского Рождества (которое и впрямь - традиция), Большой называется иным словом, куда более точным - бренд. И Мариинка - бренд, и Станиславский, и Чехов, и Толстой. А на Традицию вы еще, увы, не наработали.
  • pv· 2012-03-19 15:17:10
    понесло алекса: хватает одного триди здесь с его триндёжем, так нет, еще и "культурный человек", вроде, какими-то брендами бредить стал
  • Viesel· 2012-03-20 23:55:07
    Чисто для справки: речь идет о Chiesa di Santa Margherita dei Cerchi (http://it.wikipedia.org/wiki/Chiesa_di_Santa_Margherita_dei_Cerchi) на виа Данте.
    "Принадлежала семье Беатриче" - это немного сильно сказано. Но встреча Пинокьо с Христом в феврале 2012 года была на месте ;)
  • tridi· 2012-04-08 01:44:25
    Повторюсь: ох, как же трудно пишутся заказные статьи)
  • tridi· 2012-04-08 01:49:15
    pv, вы так тоскуете по tridi?) Понимаю, обаяние личности и всё такое прочее)
Все новости ›