Просмотров: 15356
Главные впечатления московских критиков в сезоне 2009/10
Франк Касторф, Люк Бонди, Жозеф Надж, Ян Фабр и Матс Эк оказались в аутсайдерах, а Екатерина Гранитова сравнялась с Эймунтасом Някрошюсом
В конце сентября после долгого перерыва выйдет в свет первый номер обновленного журнала «Театр», с которым сайт OPENSPACE.RU намерен поддерживать тесное сотрудничество. Нашей первой совместной акцией стал опрос московских критиков, который мы предлагаем вашему вниманию.Читать!
Исходя из результатов опроса, можно сделать как минимум два вывода.
1. Драматические критики почти не смотрят оперу, балет или современный танец, а если и смотрят, то в подавляющем большинстве игнорируют полученные впечатления. Громкая премьера Большого театра «Воццек» упомянута только двумя респондентами (Павел Руднев и Алла Шендерова), поставленный в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко и получивший множество наград хореографический опус Начо Дуато Na floresta один раз (Марина Тимашева). Столько же раз упомянут и его спектакль, показанный на Чеховском фестивале, «Многогранность формы тишины и пустоты» (Екатерина Дмитриевская). Даже общепризнанный шедевр Матса Эка «Жизель», приезжавший на гастроли в минувшем сезоне, впечатлил одну только Екатерину Дмитриевскую.
2. Гастрольные спектакли вообще проигрывают в сознании критиков московским премьерам. Ни одного упоминания не удостоились показанные на фестивале «Сезон Станиславского» «Кукольный дом» выдающегося американского авангардиста Ли Бруера и «Комната Изабеллы» Яна Лауэрса. Между тем эти объездившие полмира спектакли сделали бы честь любому самому престижному фестивалю. Практически незамеченными остались интересный и тонкий спектакль Кристиана Смедса «Чайка» («Сезон Станиславского») и одно из самых ярких событий театральной Европы — «Оргия толерантности» Яна Фабра (фестиваль NET). Из спектаклей Чеховского фестиваля нескольких упоминаний удостоилась лишь «Донка» Даниэле Финци Паски. О Жозефе Надже вспомнила только Алла Шендерова. О Франке Касторфе — никто.
Достойно размышлений, что добротный спектакль Ирины Керученко («Кроткая») впечатлил большее количество опрошенных, чем прекрасный спектакль одного из лучших режиссеров современной Европы Гжегожа Яжины «У нас все хорошо» (был показан в рамках «Золотой маски») и — к слову говоря — чем спектакль ее собственного учителя Камы Гинкаса «Медея». А симпатичная студенческая работа «История мамонта» (режиссер Екатерина Гранитова) собрала столько же голосов, сколько «Идиот» Эймунтаса Някрошюса. Остается понять, какие из этих впечатлений останутся в истории театра.
Мы приводим ответы критиков в той версии, в которой они были получены редакцией.
Дина Годер. «Время новостей»
1. «Дядя Ваня». Театр имени Евг. Вахтангова;
2. «Великая война». Компания Hotel Modern, фестиваль NET;
3. «Идиот». Режиссер Эймунтас Някрошюс, фестиваль «Сезон Станиславского»;
4. «Тарарабумбия». Режиссер Дмитрий Крымов, «Школа драматического искусства»;
5. «Рыдания». Театр «Практика»;
6. «У нас все хорошо». Режиссер Гжегож Яжина, фестиваль «Новая пьеса» в рамках «Золотой маски»;
7. «А мы и не знали». Фестиваль «Другой театр» из Франции;
8. «Донка». Чеховский фестиваль.
Елена Груева. Time Out Moscow
1. «Идиот». Режиссер Эймунтас Някрошюс, театр «Мено Фортас» (Литва) на фестивале «Сезон Станиславского»;
2. «Дядя Ваня». Режиссер Римас Туминас, Театр имени Вахтангова, и главное — Сергей Маковецкий в роли Войницкого и его удивительный дуэт с Владимиром Симоновым в роли Серебрякова;
3. Ольга Яковлева в роли Бережковой в спектакле «Обрыв». Режиссер Адольф Шапиро, МХТ имени А.П. Чехова;
4. Репертуарная политика РАМТа — проект «Молодая режиссура», давший пять отличных спектаклей в постановке выпускников мастерской Женовача, четыре из которых — для детей; привлечение настоящих мастеров (пусть и с разной степенью успеха, все равно опыт для труппы бесценный), давший главную для этого театра удачу сезона — спектакль «Ничья длится мгновение». Режиссер Миндаугас Карбаускис; освоение жанра мюзикла и очаровательный завершающий аккорд по комедиям Чехова «Чехов-gala»;
5. «Три мушкетера. Десять лет спустя». Режиссер Юрий Погребничко, театр «Около дома Станиславского» — удивительно свежий ремейк старого спектакля, обретший после введения нового поколения не только новые обертоны, но и совершенно новые смыслы.
6. «Донка». Режиссер Даниэле Финци Паска, театр «Сунил» (Швейцария) — на фестивале имени А.П. Чехова;
7. «Кроткая». Режиссер Ирина Керученко, МТЮЗ — удивительная для молодого режиссера смелость сравнения с легендарным спектаклем Льва Додина с Олегом Борисовым, причем без всякой на него оглядки: искренний, с двумя замечательными актерскими работами Игоря Гордина и Елены Ляминой, спектакль;
8. «История мамонта». Режиссер Екатерина Гранитова, мастерская Олега Кудряшова (РАТИ — ГИТИС), и главное — дебют исполнителя главной роли Служкина Андрея Сиротина;
9. «Триптих». Режиссер Петр Фоменко, «Мастерская Петра Фоменко»;
10. «Метод Гренхольма». Режиссер Явор Гырдев (Болгария), Театр наций, — первый за последнее время образец «хорошо сделанного спектакля» по «хорошо сделанной пьесе». Работать «на классе» у нас давно не получалось.
Екатерина Дмитриевская. «Экран и сцена»
1. «Многогранность формы тишины и пустоты». Хореограф Начо Дуато, Национальный театр танца Испании, Международный Чеховский фестиваль;
2. «Жизель». Хореограф Матс Эк, гастроли Лионского балета;
3. «Идиот». Режиссер Эймунтас Някрошюс, театр «Мено Фортас», фестиваль «Сезон Станиславского»;
4. «Великая война». Компания Hotel Modern, фестиваль NET;
5. «Дядя Ваня». Режиссер Римас Туминас, московский Театр имени Евг. Вахтангова.
Роман Должанский, «Коммерсантъ»
1. «Метод Гренхольма». Режиссер Явор Гырдев, Театр наций;
2. «Оргия толерантности». Фестиваль NET;
3. «Дядя Ваня». Режиссер Римас Туминас, Театр имени Вахтангова. Хотя, по совести говоря, мне он не больно-то нравится;
4. «Три мушкетера». Режиссер Юрий Погребничко.
Страницы:
- 1
- 2
- Следующая »
КомментарииВсего:3
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3440174
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338328
- 3. Норильск. Май 1268305
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897614
- 5. Закоротило 822023
- 6. Не может прожить без ирисок 781718
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758157
- 8. Коблы и малолетки 740674
- 9. Затворник. Но пятипалый 470788
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402787
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370276
- 12. Винтаж на Болотной 343163
Ольга Егошина
Слово "впечатление" было ключевым. Я настаивала, сто раз повторила девушке, чтобы вопрос формулировался именно так. И судя по всему, большинство опрошенных поняли, что речь идет не только о премьерах - ведь почти все назвают что-то гастрольное (и Марина Тимашева, и Дина Годер, и Олег Зинцов, и Алла Шендерова, и Лена Груева, и Катя Дитриевская и, и Глеб Ситковский), кто-то что-то балетное, кто-то - как ты - что-то оперное. Но общая картина все равно складывается в пользу симпатичных студенческих работ или добротных камерных экзерсисов. (Дядя Ваня Туминаса - не в счет, это действительно сильный спектакль).
Оль, готова предположить, что в случае с тобой произошла накладка. Хотя подозреваю дело было так. "Ольга, здравствуйте, мы проводим опрос, вы не могли бы назвать свои свои театральные впечатления минувшего сезона". Ты строго: "Все мои впечатления вывешены на сайте smotr.ru." Девушка робко кладет трубку. Если было не так - прости великодушно. Девушке дам втык.
Но вот, например, Саше Соколянскому я вопрос сформулировала лично, причем в письменной форме. Он вопрос понял и даже назвал среди впечатений книгу Первая студия МХТ/МХАТ Второй, которую никак не отнесешь к московским премьерам (она, кстати, действительно чудесная). Но НИ ОДНОГО гастрольного спектакля он все равно не называет.
Просто слово впечатление почти автоматически ассоциируется прежде всего с местными радостями. С премьерами МХТ, РАМТа, МТЮЗа. И поэтому спектакль Керученко производит большее "впечатление", чем мощный "Кукольный дом"Ли Бруера, которого не упомянул НИ ОДИН опрошенный(в том числе и назвавшие гастрольные спектакли, то есть понявшие вопрос). Ни один не вспомнил "Комнату Изабеллы" Яна Лауэрса. В Европе это было одно из главных событий соотвествующего сезона - восторженная пресса, лавина приглашений на фестивали. А у Лауэрса с его "Комнатой" просто не заметили даже. И это - "однако, тенденция". Может, я не права, но мне кажется, что опрос этот что-то существенное выявил. При том количестве гастролей, которые случаются теперь в Москве, при огромном количестве копродукций (один Театр Станиславского-Немировича чего стоит!) мы уже можем позволить себе жить не только в московском, но в общеевропейском пространстве. Надо только немного перенастроить оптику.
мд