Оцените материал

Просмотров: 21911

Новый театральный сезон начался с голодовки артистов

Анастасия Иванова · 31/08/2009
Часть труппы Нижегородского ТЮЗа пошла на крайние меры по идейным соображениям: она не хочет превращать свой театр в провинциальный отстойник

Имена:  Владимир Золотарь · Максим Крохин

©  wikimedia.org

Здание Нижегородского ТЮЗа

Здание Нижегородского ТЮЗа

Вечером 28 августа в финале детского мюзикла «Бременские музыканты» забавный персонаж Шут (молодой актер Вячеслав Ямбор) объявил забитому до отказа залу Нижегородского ТЮЗа: «Мы считаем, что судьба нашего театра в том виде, в котором он сейчас существует, под угрозой, и мы хотим сообщить, что прямо сейчас, после того как мы переоденемся и снимем наши костюмы, мы объявляем голодовку!» Для обычных зрителей такой поворот событий стал сюрпризом. Однако были в зале и те, кто специально пришел посмотреть, чем закончится детский спектакль. Информация, что актеры ТЮЗа собираются голодать, появилась в сети еще накануне. Открытым оставался лишь вопрос, действительно ли они решатся на крайний шаг. Они решились.

Актеры ТЮЗа в отличие от шахтеров голодают вовсе не по причине невыплаты скудного жалованья, а по идейным соображениям. Еще неделей раньше труппа театра разделилась на два враждующих лагеря, и началась война. Причиной ее стало объявление о том, что в руководстве театра появится «новый старый» человек — Виктор Симакин, прежде уже дважды приходивший работать в ТЮЗ. Его нынешняя официальная должность — замдиректора по творческой работе, проще говоря, худрук.

Часть труппы выступила за нового руководителя, и этих актеров отчасти можно понять. Три года назад в театре произошла ломка: пришли новые люди — талантливые режиссеры Вячеслав Кокорин и Владимир Золотарь. Они поснимали весь прежний репертуар, состоявший в основном из детских сказок и скромных по затратам «произведений из школьной программы», — вместо них появились спектакли спорные и затратные, которые, однако, заставили говорить о театре далеко за пределами Нижнего Новгорода. ТЮЗ стали приглашать на престижные фестивали, включать в конкурсную программу «Золотой маски» и т.д. Большинство из поддержавших Симакина не имели отношения к этим свершениям театра и составили его так называемый творческий балласт. Разумеется, они обрадовались возвращению прежнего руководства. Зато молодое поколение и ведущие актеры ТЮЗа, задействованные в последних постановках, отказались принять нового худрука. Они обратились с открытым письмом к губернатору Нижегородской области. При этом актеры выступили не столько против Симакина, сколько за своего главного режиссера — Владимира Золотаря.

Письмо губернатору Нижегородской области В.П. Шанцеву

В итоге часть труппы, состоящая из 12 человек, встретилась с новым руководителем для обсуждения творческих планов. На эту встречу журналистов позвали охотно.
В это же время большая часть актеров готовилась к голодовке и «внеплановому» спектаклю — мюзиклу «Бременские музыканты» (премьера прошлого сезона). Играли его до начала сезона, чтобы собрать средства на поездку в Екатеринбург на фестиваль «Реальный театр». Дело в том, что одним из первых шагов нового руководства театра был отказ от всех престижных гастролей, на которые, разумеется, были приглашены спектакли Владимира Золотаря. Отказ мотивируется нехваткой средств. Впрочем, на Международный шекспировский фестиваль в Москву (туда приглашен «Король Лир» Золотаря), который оплачивает все: дорогу, перевозку декораций, аренду площадки, — новое руководство театра ехать тоже не намерено.

До начала «внеплановых» «Бременских музыкантов» никакой официальной реакции от руководства области на открытое письмо не поступило. Директор ТЮЗа Максим Крохин (назначенный почти одновременно с Симакиным) отдал распоряжение не пускать прессу на спектакль. Но несколько журналистов, в том числе автор этих строк, все же попали в зал вечером 28 августа.

Пока пробирались по коридорам театра, почувствовали, что такое «театральная война», — отовсюду слышалось: «свои», «чужие», «тише», «быстрее». На «Бременских музыкантов» нас провел один из актеров. Двери открывали с боем. Актеры даже не надеялись, что кому-то из журналистов удасться пройти — со сцены уже звучало обращение к зрителям: «Мы просим вас поддержать нас! Я хочу, чтобы вы были нашим средством массовой информации! Дело в том, что СМИ… их не пустили!» Тут только актеры увидели журналистов. А вскоре директор театра Максим Крохин объяснил свое решение не пускать прессу на спектакль.

Крохин. То, что сегодня актер со сцены объявил о голодовке, — это большая ошибка! Нельзя при детях такое делать!
Корреспондент. Но пресса же — не дети!
Крохин. Это мое решение как директора, я старался хоть как-то сохранить репутацию ТЮЗа.

После этого директор театра на глазах у журналистов отправился на вахту — узнавать, «где голодают-то эти актеры». Так и спросил у вахтерши… А в это время актеры уже закрылись в двух гримерках и начали голодовку, взяв с собой воду и витамины. Всего 11 человек. Их главное требование — снять с должности Виктора Симакина. С журналистами они общались через окно.

Анастасия Ковалив, актриса Нижегородского ТЮЗа. Мы будем голодать, пока Виктора Алексеевича Симакина не снимут с должности. И никаких уступок! Здесь в основном молодежь, те молодые актеры, которые связывали свое будущее именно с этим театром! К нам будут приезжать врачи и следить за нашим здоровьем!
Елена Фирстова, заслуженная артистка России, актриса ТЮЗа. Я не понимаю, как будут развиваться события. Но, честно говоря, я верю в справедливость!

Сообщество в Живом Журнале появилось уже ночью (с четверга на пятницу), после того как все журналисты и те, кто долго толпился у окон запертых изнутри гримерок, уже разошлись по домам.

Главный режиссер ТЮЗа Владимир Золотарь вернулся из Питера, где находился в творческой командировке, в пятницу утром. Садиться за стол переговоров с новым замдиректора театра он отказался принципиально: «Мне вообще сложно будет общаться с ним, да и не о чем! На мой взгляд, он предал обе этики — и человеческую, и режиссерскую. Режиссерскую — когда после протеста актеров не пошел и не сказал в департаменте, что работать не будет. А человеческую, когда с его санкции прессу пытались не пустить на спектакль, где артисты собирались объявить о голодовке! Эта позиция чудовищна. Голодайте, гибните — главное, чтобы прессы не было!»

Вместе Золотарь и Симакин никогда не работали, да и, по сути, они даже незнакомы. Однако главный режиссер уверен, что договориться о чем-либо просто не получится. Он видит один выход: кто-то из них должен уйти из театра.

Весь вечер пятницы голодающие актеры ждали, что кто-то из представителей власти приедет в театр и лично с ними встретится. Этого не произошло.

В субботу к голодовке планируют присоединиться новые актеры, старшее поколение ТЮЗа: народный артист России Леонид Яковлевич Ремнев, заслуженный артист России Евгений Николаевич Калабанов, артист Олег Дамирович Фаттахов.

А на официальном сайте театра — тишина. Афиши на сентябрь, кстати, тоже нет. В театре все спокойно!

Читайте далее:
Письмо губернатору Нижегородской области В.П. Шанцеву
Страницы:

КомментарииВсего:37

  • DELL· 2009-08-31 16:00:55
    Дель Илья - актер СПБ
  • DELL· 2009-08-31 16:07:04
    Ой, не там подписался...
  • DELL· 2009-08-31 16:07:35
    http://www.openspace.ru/news/details/11963/?view_com... Люди! Даже если вы не в курсе, распишитесь по этой ссылке! Поверьте, это очень важно!
Читать все комментарии ›
Все новости ›