OPENSPACE.RU попытался выяснить, сколько в Москве театров и в какие из них не ступала нога театрального критика
Читать!
Московский христианский театр музыки и драмы «Левитикон»,
Театральная лаборатория метода «ТОТ»,
Театр на Набережной,
Театр эмоциональной драмы,
театр «Тихий омут»,
Театральный центр «Вишневый сад»,
Театр Стаса Намина,
театр-группа «Поиск предмета»,
а также театры «Буфф», «Мост», «Фэст», МЕЛ, Арт Хаус, Драм-Антре, Postscriptum и т.д.
Некоторые критики знали о существовании, но практически никто не бывал в русском духовном театре «Глас», в афише которого значатся спектакли с ласкающим слух православных людей названиями «Это сам Христос-малютка», «У Бога всего много» и «За Русь святую». Многие знали о куда менее пафосном театре «Шалом», в афише которого «Испанская баллада» Фейхтвангера мирно соседствует с «Моей кошерной леди», но посетить его тоже практически никто не сподобился.
Из театров с более громкими именами список аутсайдеров возглавили Содружество актеров Таганки, Театр Армии и МХАТ им. Горького. Им в спину дышат театр «Сфера», Театр киноактера, Театр Луны, Театр на Покровке, Театр Армена Джигарханяна, Театр Рубена Симонова и некогда весьма популярный Театр на Юго-Западе. В ближайшем будущем наш сайт намерен провести дальнейшую инвентаризацию театральной сферы, выяснив, каковы художественные свершения почти неизвестных критическим перьям коллективов, а также какова государственная дотация и неизвестных, и хорошо известных театров-аутсайдеров.
Пока же мы приводим опрос семнадцати ведущих театральных обозревателей Москвы. Некоторые просто выделили жирным шрифтом театры, в которых они никогда или почти никогда не бывают, а некоторые сопровождали эти пометки короткими, но выразительными комментариями. Комментарии мы сохранили.
ДИНА ГОДЕР (газета «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»)
ЕЛЕНА ГРУЕВА (журнал TIMEOUT)
МАРИНА ДАВЫДОВА (газета «ИЗВЕСТИЯ», сайт OPENSPACE.RU)
ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ (газета «ЭКРАН И СЦЕНА»)
РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ (газета «КОММЕРСАНТЪ»)
ОЛЬГА ЕГОШИНА (газета «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ»)
МАРИНА ЗАЙОНЦ (журнал «ИТОГИ»)
ОЛЕГ ЗИНЦОВ (газета «ВЕДОМОСТИ»)
НАТАЛЬЯ КАМИНСКАЯ (газета «КУЛЬТУРА»)
АЛЕНА КАРАСЬ («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»)
ЕЛЕНА КОВАЛЬСКАЯ (журнал «АФИША»)
ПАВЕЛ РУДНЕВ (сайт «ЧАСТНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ»)
ГЛЕБ СИТКОВСКИЙ (газета «ТРУД»)
МАРИНА ТИМАШЕВА (Радио «СВОБОДА»)
ОЛЬГА ФУКС (газета «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»)
АЛЛА ШЕНДЕРОВА (журна «ВАШ ДОСУГ»)
МАРИНА ШИМАДИНА (автор OPENSPACE.RU)
КРИСТИНА МАТВИЕНКО («Афиша», «Время новостей»)
ЕЛЕНА ГРУЕВА (журнал TIMEOUT)
МАРИНА ДАВЫДОВА (газета «ИЗВЕСТИЯ», сайт OPENSPACE.RU)
ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ (газета «ЭКРАН И СЦЕНА»)
РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ (газета «КОММЕРСАНТЪ»)
ОЛЬГА ЕГОШИНА (газета «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ»)
МАРИНА ЗАЙОНЦ (журнал «ИТОГИ»)
ОЛЕГ ЗИНЦОВ (газета «ВЕДОМОСТИ»)
НАТАЛЬЯ КАМИНСКАЯ (газета «КУЛЬТУРА»)
АЛЕНА КАРАСЬ («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»)
ЕЛЕНА КОВАЛЬСКАЯ (журнал «АФИША»)
ПАВЕЛ РУДНЕВ (сайт «ЧАСТНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ»)
ГЛЕБ СИТКОВСКИЙ (газета «ТРУД»)
МАРИНА ТИМАШЕВА (Радио «СВОБОДА»)
ОЛЬГА ФУКС (газета «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА»)
АЛЛА ШЕНДЕРОВА (журна «ВАШ ДОСУГ»)
МАРИНА ШИМАДИНА (автор OPENSPACE.RU)
КРИСТИНА МАТВИЕНКО («Афиша», «Время новостей»)
КомментарииВсего:34
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444123
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340543
- 3. Норильск. Май 1268405
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897651
- 5. Закоротило 822067
- 6. Не может прожить без ирисок 781860
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758455
- 8. Коблы и малолетки 740782
- 9. Затворник. Но пятипалый 470972
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402903
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370334
- 12. Винтаж на Болотной 343203
Не нарочно, конечно - просто совпало. В тех те же театрах вам скажут: а кто ж вам виноват, что вы не ходите, дорогие критики?
Во-вторых, надо понимать занятость. Я смотрю 220-250 спектаклей в год - живьем, столь же на видео. Больше смотреть физически невозможно. Каждый день приходится выбирать из 10 событий, премьер, гастролей. Никто из нас не мазохист, и все-таки предпочитает смотреть событийный, качественный театр, и разумеется, выбор падает не на театр "Глас" или Театр им. Маяковского.
И конечно же, смотреть качественный театр интереснее, но вдруг и в этих театрах не сплошь бездари? вдруг сообщество просто кого-то упустило? какого-то талантливого актера, который там зачах? Чисто теоретически.
Об этих заповедниках надо писать. Хотя бы потому что они занимают особняки, площади, получают дотации и пр. А залы часто пустые. И так десятилетиями.
По мотивам данного опроса стоит провести опрос среди театров и постоянных зрителей: знаете ли вы критика такого? )))
Официально приглашаю всех означенных и лично Павла Руднева в театр Чихачева.
И критики здесь не причем. Все-таки, дело не в самодостаточности, а в некоторой инертности как театров, так и критиков. В приведенный список не попало несколько хороших драматических театров, зато попали музыкальные. Ничто не идеально. Но коль опрос имеет место быть, то значит он кому то нужен. А вот цель этой нужности.
Иняхин - "Страстной бульвар".
Езерская - "Музыкальная жизнь", "Оперетта-лэнд" (автор "Бедной Насти")
В продолжение списка критиков, писавших в последнее время о театре Чихачева:
Заславский, Заранкин,Шляхов, Артёмнова, Кичин, Долинская и много-много еще...
Если газета каждой управы или пожарной части имеет критиков, которых не пускают в ГАБТ на премьеру (не резиновый), и оне ходят к Чихачеву - известнее они от того не становятся. Вот задать бы вопрос Давыдовой, а знает ли она таких знатных писателей как Иняхин?
Я против ярлыков. Театр на окраине, да кто туда поедет?! А то, что на Юго-Запад ходят три поколения каких то семей, четвертое появится - туда же попадет - это как? Глупость? Ерунда? Критики туда не заглядывают! Заглядывают и много!!! Только другие, не из этого списка. Мне в нем тоже не все имена известны. Ну так мне за это стыдно и я исправлю ситуацию - найду статьи и прочитаю. А вот критикам не стыдно не знать про театры? Не стыдно, не разу их не посетив, составлять "объективную" картину театральной Москвы? Нет времени - ерунда. Это - как хирург будет говорить, что у него не было времени на изучение абсцесса и причин его возникновения, потому - не так важно, что больной умер от этого, операция то в целом прошла успешно.
Удивительный снобизм "культуртрегеров".
Фактически театральные критики расписались в своей профнепригодности! О каком состоянии современного театра можно рассуждать, если не знать, что происходит в театральной жизни Москвы? (Я уж не говорю о других городах и странах!)!
Многие театры нуждаются в серьезном анализе их состояния. Театр им. Моссовета, Сатира, Ермоловой - почему бы не проанализировать ситуацию, почему бы не попытаться разобраться, что происходит с когда-то лучшими театрами Москвы? Куда там! Критики презрительно туда не ходят! А серьезный, обстоятельный, непредвзятый анализ состояния многих московских театров необходим!
А уж снизойти до небольших, "немедийных" театров, где не играют и не ставят звезды - это и вовсе нереально!Там же и "пресс-служб нет, и не зовут"! Есть там пресс-службы и литературные части! Только они прекрасно понимают, что до них не "снизойдут". А тем не менее, в этих театрах происходит своя жизнь, там идут подчас действительно искренние спектакли, там играют - за копейки, без оваций и букетов, прекрасные актеры, работающие на полной отдаче. Туда ходят зрители! Там часто сохраняется театр именно как искусство - среди массового опопсовления театра. Почему бы не проанализировать жизнь этих театров? Творческую? Экономическую? А как это делать, если критики о них просто не знают?!
Зрители, любители театра гораздо любопытнее профессиональных театральных критиков! Для меня в этом списке нет ни одного неизвестного театра. Не везде была, но о существовании ВСЕХ - знаю. Как и многих других, которые не попали в этот список.
А что уж говорить о том, знают ли московские критики о существовании театров в Питере? А что им известно о театрах в России?
А уж европейский театр и вовсе представлен в Москве личными вкусовыми пристрастиями двух-трех человек (из данного списка), которые и отбирают спектакли для московских фестивалей. И потом эти люди "разъясняют" нам, что цирк - это почему-то и есть современный мировой театр, и что то, что они привозят - это лучшее. Да еще возмущаются, что зрители почему-то не желают досиживать и смотреть до конца эти "шедевры". А между тем, в европейском театре действительно много интересного. Видимо, не ведомого московским "отборщикам" так же - как им неведомы собственные московские театры.
Это абсолютно зашоренный взгляд. Есть любимые театры, "куда зовут", и есть театры-изгои. Вот о чем свидетельствует этот опрос критиков. Впору анализировать не столько театры, сколько само критическое сообщество.
Но есть еще одна тема, помимо театров-приживалок, газеты-приживалки, коим по разнарядке треба писать про подведомственное лужковско-театральное хозяйство.
Ни в одной столице мира нет такого количества БЮДЖЕТНЫХ культурных институций, включая газетульки с непременными отделами культуры,и ежу понятно, что закрыть надо три четверти из них, ибо ничего кроме фабрики по распилу бюджета и кормушки для директоров они не представляют - там аншалги делают комадным засылом школьных классов, и доказать обратное мало кто может. Если Опенспейс опубликует статистику кассы и посещаемости ВСЕХ театров Москвы, сделает большое одолжение, но, боюсь, такой статистики нет - начиная с ГАБТа.
Анализ посещаемости - очень было бы интересно! Только кто это будет делать? Критики? :-))))
А рентабельность - и искусство - это совсем не одно и то же! Школа драматического искуства тоже была при Васильеве НЕРЕНТАБЕЛЬНЫМ театром. И что? Теперь, видимо, стала более рентабельной. Только стал ли театр лучше?
Про спальные районы Вы зря. Сегодня не проблема из любого района в другой перебраться. В тот же ЮЗ люди едут из других городов(!), а вот критикам (некоторым) почему то "не с руки"...
Достоянием русской культуры является репертуарный театр, антрепризы - это явление не наше, заслуживающее внимания, признания и понимания, но, все одно, западное.
То, что сегодня, при помощи тех же критиков, пытаются многие площадки театральные превратить в прокатные - беда! Спорт у нас уже абсолютно коммертизирован, теперь за театр принимаемся? Кому это выгодно?
В среднем получается, что каждый критик так или иначе считает достойными хоть какого-то внимания примерно 4 десятка московских театра. Отличный результат, если учесть, что по гамбургскому счету у нас в лучшем случае найдется 3-4 драматических театра, о которых вообще стоит говорить и писать...
На фоне этих чудо-результатов замечу еще лишь один факт: из 18 участников опроса только Тимашева не ходит в театр Виктюка, прости Господи... Блеск! Спрашивается, что остальные там забыли?
Кого Вы знаете из этого списка?
Никого 55.6%
ПАВЕЛ РУДНЕВ (сайт «ЧАСТНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ») 13.3%
МАРИНА ДАВЫДОВА (газета «ИЗВЕСТИЯ», сайт OPENSPACE.RU) 11.1%
РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ (газета «КОММЕРСАНТЪ») 6.7%
ГЛЕБ СИТКОВСКИЙ (газета «ТРУД») 4.4%
МАРИНА ЗАЙОНЦ (журнал «ИТОГИ») 4.4%
ЕЛЕНА КОВАЛЬСКАЯ (журнал «АФИША») 2.2%
ОЛЬГА ФУКС (газета «ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА») 2.2%
АЛЛА ШЕНДЕРОВА (журна «ВАШ ДОСУГ») 2.2%
ЕЛЕНА ГРУЕВА (журнал TIMEOUT) 2.2%
ОЛЬГА ЕГОШИНА (газета «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ») 2.2%
ОЛЕГ ЗИНЦОВ (газета «ВЕДОМОСТИ») 2.2%
НАТАЛЬЯ КАМИНСКАЯ (газета «КУЛЬТУРА») 2.2%
МАРИНА ТИМАШЕВА (Радио «СВОБОДА») 0.0%
МАРИНА ШИМАДИНА (автор OPENSPACE.RU) 0.0%
ДИНА ГОДЕР (газета «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ») 0.0%
ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВСКАЯ (газета «ЭКРАН И СЦЕНА») 0.0%
АЛЕНА КАРАСЬ («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА») 0.0%
В голосовании приняли участие 45 человек.
В основном, люди читающие, посещающие театр постоянно.
(Не представляю себе людей, живущих в Москве, интересующихся театром и не пользующихся порталом:
http://www.smotr.ru/index.htm
Где и что они тогда "читают"?)
Пресс-служба есть. Здания и гос.денег нет.
Чтобы заинтересовать критиков, можно хотя бы делать качественную рекламу. Только качественную, а не такую, как афиши иных театров в переходах метро. Ну честно - увижу классную фотографию какой-нибудь интересной мизансцены просто так, на улице, или талантливую рекламную акцию - пойду.