В Японии есть знаменитый театр кабуки. Вот и наш театр в значительной своей части – это тоже кабуки. Только на российский манер.

Оцените материал

Просмотров: 25433

Русский артист как главная беда русского театра

Марина Давыдова · 27/01/2012
Милый, добрый, безопасный бенефис – вот предел мечтаний всего нашего театрального истеблишмента. Дальше мысль не двигается

©  Глеб Солнцев

Русский артист как главная беда русского театра
 

Недавно в «Мастерской Петра Фоменко» случился капустник. А на этом капустнике был номер, гениальный во всех отношениях. Вот этот номер. Посмотрите. Участвуют заслуженные артистки Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и сестры Кутеповы. По-моему, дивно!



В блистательном экзерсисе фоменковских звезд отразилась вся жизнь нашего театра. Здесь, иронично и самоиронично (!) преподанная, она прекрасна. И в голову не приходит бить тревогу. Все отлично, все танцуют. Каботинствуют, миндальничают, обсуждают современное искусство (кто им текст-то писал — ну ведь правда блеск!).

Да и вообще, если без иронии даже: ведь весь мир знает, какие у нас артисты — лучшие на всей земле!

Сложность только в том, что сами наши артисты тоже знают, что они лучшие на всей земле и что им все позволено. Причем не только в капустнике.

Приходит новый режиссер в театр. Или, не дай бог, новый главный режиссер — умный, талантливый, с амбициями и художественной стратегией (такое еще случается). И артисты сразу спрашивают (некоторые про себя, а многие и вслух): а что, собственно, вы можете нам предложить? Вот у нас тут есть одна старейшина (практически национальное достояние), три просто народных и еще пять заслуженных. И какие у вас на нас планы? Режиссер чешет репу. Он читает много классических пьес и романов и с радостью примечает, что в произведении великого писателя N есть роли для одной пожилой народной, одного древнего старика и еще одного очень известного лицедея средних лет на роли брутальных мужчин. Режиссер радуется как ребенок — пасьянс худо-бедно разложен. Теперь надо бы еще концепцию какую-нибудь придумать. Но это, как говорится, дело десятое.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:17

  • Валерий Сторчак· 2012-01-28 00:17:50
    Да, конечно, все в театре должно зависеть от людей, называющих себя критиками! "Значимость театрального события определяется социальной остротой, оригинальностью выбранной темы, сложностью и новизной театрального языка и пр."
    Само же Искусство здесь не при делах, вообще.
    Надо "Утром в зазете - вечером в куплете", пооригинальней и чтоб никто не догадался (кроме "критиков").
  • Nikolay Kononov· 2012-01-28 00:36:34
    Правда, женщины в скетче прелестны! Ничего не скажешь - хороши до невозможности. Только какое отношение их кураж имеет к театру, кроме геометрического, конечно. Парадоксально, но точно также кукрлыкали, перекуривая, девы и юнцы на пороге театрального заведения на Моховой, мимо которого я несколько лет хаживал.
    А то что в репертуарные театры ходить вообще нельзя, а наше кино в 99 проц. смотреть - очень обидная истина наших дней. Хорошая статья, соболезнующая.
  • Сергей Седов· 2012-01-28 01:40:15
    По мне, "режиссёрский" театр такой же мёртвый, как и "актёрский". Даже ещё мертвей, потому что с претензиями.
  • Гозий Махмудов· 2012-01-28 02:49:38
    это про москву речь или про россию?
  • olegzhuk7897· 2012-01-28 02:59:13
    Убедительно. Справедливо. "Обидная истина наших дней". Не думал, что в начале 21-го века придётся защищать завоевания режиссёрского, мыслящего театра. А именно это делает Марина Давыдова. Побольше бы доказательности и побольше бы конкретных примеров, без боязни обидеть "священные чудовища" нашего театра. Недостаточную смелость критика можно оправдать только одним - она всё-таки больше ЗАЩИЩАЕТ, а не НАПАДАЕТ.
  • anothermn· 2012-01-28 11:13:43
    Спасибо Вам, Марина, получился хороший спектральный анализ сегодняшнего положения, полностью совпадает с моими ощущениями.
  • Геннадий Смирнов· 2012-01-28 11:45:03
    Есть в русском театре беда и посерьезней. Это русская критика.
  • Виктор Рудниченко· 2012-01-28 16:03:52
    Геннадий, каков театр, такова и критика!
  • zurab· 2012-01-28 16:53:11
    Это "Лир" - капустник.
  • Yaroslav Sartakov· 2012-01-29 20:16:36
    Очень знакомая картина, у нас в филармоническом деле все похоже, сколько угодно исполнителей и дирижеров, которые сами по себе уже ничего не представляют, зато ограждены званиями и титулами по самое не могу. И сделать с ними ничего нельзя, а слушатели год от года слушают ту ахинею, которую они несут со сцены.
    Скорее всего, проблема в самой концепции репертуарного театра, когда артиста от флуктуаций слушательского спроса намертво защищает КЗОТ и прочие права трудящихся. Был бы краткосрочный контракт - появилась бы возможность что - то менять, а не изображать стремление к переменам
  • Eric· 2012-01-29 23:34:59
    У мадам Давыдовой мечтания прямо как у провинциальной барышни - "продвинутый сценограф", "продвинутые кинорежиссеры" (слова-то какие!). Она все еще придыхает про "осовременить текст классической пьесы" - ах, какая "новая новинка!
    "Значимость театрального события определяется социальной остротой, оригинальностью выбранной темы, сложностью и новизной театрального языка" - что за стиль газеты "Вечерний Крыжополь" образца расцвета застоя?
  • Margarita Vaniashova· 2012-02-02 15:16:00
    Это проблемы актерской школы. Актеры часто растренированы, речь идет о многих актерах среднего и старшего поколения.Молодые пытаются почувствовать время в лабораторных опытах, к которым стремятся. Но им особенно не хватает багажа. Сериалы развращают и создают видимость отчаянной легкости профессии - и актерской, и сценарной, и режиссерской. Автор права, когда говорит о том, что американцы чувствуют школу куда лучше, чем наши актеры. Слишком велика привычка опоры на режиссера. Но теперь у нас практически нет режиссеров-педагогов. Актера необходимо ввергать в "другое" пространство, нежели то, в каком он привык существовать. Его необходимо все время держать в состоянии творческого разбега. А иначе - вялотекущее существование, невостребованные и неосуществленные амбиции...
  • shaporinalubov· 2012-02-03 07:41:31
    Лучшим театром был театр крепостной
  • Lisa-actrisa· 2012-02-03 12:54:10
    не согласна с автором статьи! Последнее время выходят неплохие спектакли, заставляющие зрителя задуматься, остановиться на время, что-то осмыслить и переосмыслить. Если они в силу своей посещаемости обрастают популярностью, на мой взгляд, положительная сторона.
    А размышлять вот так вот "в общем" об актерах и режиссерах неправильно!
  • Ольга Павлова· 2012-02-18 12:26:58
    По мне так, каждому свое. Хочется смотреть режиссерский - смотри. Не хочешь - или на "звезд" ни одно ни другое никому не мешает. Простите людям их счастье и пройдите мимо. Чего страдать????
  • tridi· 2012-02-19 00:39:10
    //Русский артист как главная беда русского театра//

    А мне как-раз показалось, что русский артист - это душа русского театра.
    В сезоне 2010/11 гг. пересмотрел все спектакли Малого театра - и убедился в этом.

  • tridi· 2012-02-19 01:12:43
    //Участвуют заслуженные артистки Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и сестры Кутеповы. По-моему, дивно!//

    Блестящая сценка - остроумная, динамичная, смешная, пластичная. Костюмы - стильны и функциональны. Текст - со смыслами и подтекстами, но не проявлен в полном объёме. Музыкальное оформление - несколько случайное: фрагмент из 8-го струнного квартета Шостаковича (автобиографического с монограммой dsch) и гениальная итальянская ария, выжимающая слезу.
    А игра актрис - высший пилотаж именно русской театральной школы.

    Но не сотвори себе кумира - думаю, что не только у Фоменко есть сыгранные ансамбли с текстами нешекспировского уровня и в сопровождении прекрасной классической музыки).
Все новости ›