Современному россиянину все известно наперед и все «давно уже понятно», и этот тотальный детерминизм даже страшнее тотального цинизма
Начало XXI века, полагаю, войдет в российскую историю как время редкостного расцвета конспирологии и небывалого роста числа прозорливцев и бойких интерпретаторовЧитать!
Разумеется, приступы конспирологии и прозорливости были характерны для человечества и прежде (Тэффи смеялась: в Париже в эмигрантские газеты навалом шли письма от ее бывших соотечественников о том, как они всё предвидели в 1913 году. Тэффи говорила: сколько же умных людей было в России, и как же при таких-то умах могло ТАКОЕ случиться). И тем не менее мне кажется, что эпидемия сейчас вступила в особо обостренную фазу.
Заметили ли вы, что слова «роль», «функция», «сценарий», «проект» стали самыми популярными словами отечественной публицистики, критики и аналитики — и просто обывательской речи последних лет?
В воспаленном воображении современного россиянина жизнь предстает эдакой комедией дель арте. Это совершенно не значит, что она всегда смешна. Это значит, что ход событий в ней легко просчитать, а действия персонажей легко объяснить. У комедии дель арте две характерные черты — наличие постоянных типов (масок) и наличие некоего набора постоянных сюжетов (сценариев). Текст роли в них не зафиксирован. Внутри сюжетной схемы у артистов всегда есть зоны импровизации. Кажется, что это дает исполнителю (и его герою) большую свободу, чем в обычном театре, в котором хошь не хошь, а говори текст по ролям — как написано. Но свобода эта мнимая. Финал в комедии дель арте вычисляется на счет три, а какое-либо перерождение персонажа не предполагается в принципе. Не зная сюжета «Короля Лира», невозможно понять, какую эволюцию претерпит этот герой. Не зная сюжета комедии дель арте, можно не сомневаться: Панталоне к концу спектакля так и останется самонадеянным, скаредным и похотливым стариком, а Бригелла — разбитным и находчивым малым. Вот пройдоха, вот простак. Такой-то будет одурачен, а такой-то одурачит сам. Сегодня играется такой сценарий, а завтра другой. Но это все одна большая игра, в которой роли жестко закреплены за участниками представления.
В современной России люди, в представлении других людей, не живут — они играют роли в комедии (дель арте), сюжеты которой несложно просчитать.
Медведев выдвинул Путина в президенты. Чему же тут удивляться? Иначе быть не могло! О том, что местоблюститель Медведев выдвинет Путина на третий срок, было известно умным людям еще до рождения Медведева…
Прохоров пошел в «Правое дело» — это был проект Кремля. (Кто бы спорил!) Прохоров вышел из «Правого дела» — таки это тоже был «проект Кремля», просто другой. Так сказать, вторая серия.
Кудрин заявил о своем выходе из правительства, Медведев обиделся, Путин «слил» своего министра. Только не надо эмоций. Все идет по плану.
Вот характерный комментарий из Фейсбука:
«…Есть роли и функции, закрепленные фюрером за каждой группой и фигурой. Если функция уже не нужна, фигуру или группу выводят из игры. Поскольку любая политическая активность есть по сути спектакль, то вывод из игры должен быть эффектным и назидательным, особенно для тех, кто забыл, что он не человек, а лишь носитель функции. 11 лет Кудрин был хорош. Берег казну, отказывал непонятливым и наглым и т.д. — само воплощение злобного скряги-западника. К выборам остро необходимо порадовать народ, уважить армию (кто знает, как оно все пойдет) — функцию нужно отключить».
Ужас положения даже не в том, что жизнь часто (а политическая жизнь пугающе часто) дает для подобных высказываний весомые основания (колумнист Financial Times прямо называет политику путинской России «политикой средствами заговора»), а в том, что никак иначе воспринимать реальность вообще (отнюдь не только политическую) соотечественники уже не могут. То есть пытаются, конечно, но им все хуже и хуже это удается. Эпидемия приобрела массовый характер, ею охвачены все слои общества и все сферы жизни.
Мой коллега Андрей Пронин, внимательно изучавший зрительские форумы известных театров, констатирует: современный зритель имеет обыкновение все объяснять очень прагматическими и простыми причинами и всему немедленно находить объяснение. Минимализм декораций — «деньги украли», пышность — «деньги отмывают», поют — «для кассы», танцуют — «на сценаристе сэкономили».
Таксист, подвозивший меня в аэропорт, горячо доказывал (я старалась хранить молчание, но это не помогало), что все без исключения митинги и за и против чего-нибудь — хорошо проплаченные акции соответствующих кругов. «Прям все-все?» — это был мой единственный вопрос уже у дверей Шереметьево. «Все!»
На форумах всевидящие аргусы, блюдущие общественную нравственность и прозревающие истинные причины событий, плодятся как кролики. Первый же комментарий после рецензии на впечатливший меня спектакль Авиньонского фестиваля в постановке Кети Митчелл:
«Уверен, что и спектакль Митчелл — тот еще суррогат. (Его просто нужно отпиарить для привоза в Москву)».
В самых невинных событиях гражданам мерещится некий умысел, план, сценарий. На сайте OPENSPACE.RU рухнул сервер. «Видимо, решили стереть таким образом неугодные комментарии», — пишет широко известный в узких кругах ЖЖ-юзер. И его френды не бегут от него в ужасе, как от опасного сумасшедшего, а, выразив робкое сомнение (а может, и впрямь рухнул?), продолжают интернет-общение.
Таксисты, блогеры и анонимные комментаторы на форумах — это, конечно же, особая разновидность homo sapiens.
Но эпидемия давно уже проникла в интеллигентную среду, в самый что ни на есть ближний круг. Даже в нем все чаще и чаще положительную рецензию на что-либо расценивают как пиар. Отрицательную — как наезд. Совокупность отрицательных рецензий — как спланированную акцию по совместному наезду.
Предположение, что кому-то может нравиться или не нравиться что-то просто так, кажется почти фантастическим. Если мне не нравится, так чего ж ему-то нравится? Не иначе как у него есть какой-то корыстный интерес.
Прозревание «подлинных» причин и сценариев стало подлинной паранойей современного общества. Наклеивание ярлыков («масок») — его любимым развлечением. Они раздаются щедро — словно визитки на важном симпозиуме. Чуть зазевался — и ты уже «фашист», «коллаборационист», «русофоб», «антисемит».
В жернова «проницаний» попадают самые разные люди: и известный журналист консервативного толка Максим Соколов (он, разумеется, продался режиму), и Татьяна Малкина, ставшая в дни путча символом свободной прессы (она оправдывала поступки Путина, когда «всем всё уже было ясно»), и Всеволод Бенигсен, написавший роман о диссидентах (он конъюнктурщик; я знаю его лично, и если он конъюнктурщик, то я этуаль Opera de Paris).
Я не к тому, что антисемиты, фашисты и конъюнктурщики вообще перевелись на грешной земле. Я о том, что недоверие сограждан друг к другу оборачивается неумением, а главное, нежелание увидеть в другом живого и сложного человека, а не вот эту самую маску. И уже почти никого не смущает, что, интерпретировав поступки другого в духе «комедии дель арте», тот, кто это сделал, сам в скором времени может стать жертвой «интерпретации». Он тоже будет воспринят не как живой человек, а как участник некоего проекта, функция, исполнитель некоей роли. И его слова будут истолкованы, как текст этой роли. Маховик раскрутился и набирает обороты.
Мы катастрофически разучились слышать и понимать друг друга. Мы уже не в состоянии воспринимать жизнь как реальную драму, в которой у человека могут быть убеждения и он говорит (снимает фильм, ставит спектакль, пишет роман или статью) пусть неправильно, с точки зрения другого человека, но искренно; в которой человек может заблуждаться, ошибаться, прозревать и даже перерождаться; в которой что-то может случиться не по заранее составленному плану, а по чистой прихоти судьбы.
Этот тотальный детерминизм есть порождение тотального недоверия друг к другу. Он, так сказать, осложнение главной болезни страны. (Об этом недоверии, к слову, свидетельствуют социологические опросы — их результаты выглядят прямо-таки устрашающе.)
Тем важнее в ситуации этого недоверия совершать (заставлять себя совершить) некое не интеллектуальное даже — душевное усилие, чтобы увидеть в другом человеке человека, а в жизни — жизнь во всех ее сложностях, неоднозначностях, во всей ее спонтанности и непредсказуемости (восклицания
Читать!
В трагедии «Макбет» ее протагонист совершает главное свое преступление, убийство короля Дункана, фактически в самом начале действия, но пьеса еще длится и длится. Зачем? Ведь всё с ним вроде бы ясно. В том-то и дело, что не все. До самого последнего момента судьба героя в его руках, он еще может ее изменить, вырваться из ведьминых чар. Или не вырваться.
Этим герой настоящей драмы (трагедии, комедии) отличается от маски из комедии дель арте. Про него, как и про саму жизнь, ничего не может быть «уже давно понятно».
КомментарииВсего:12
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452175
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343634
- 3. Норильск. Май 1269836
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897936
- 5. Закоротило 822515
- 6. Не может прожить без ирисок 784387
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 761606
- 8. Коблы и малолетки 741913
- 9. Затворник. Но пятипалый 473121
- 10. ЖП и крепостное право 408255
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404297
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371507
Но главное - в отсутствии свобод. Публика сомневается, что мнения, существующие на поверхности, высказываются людьми свободными. Так ли уж публика неправа? Что мне до искренности людей несамостоятельных?
Примеров очень много, ограничусь одним: если театральный критик одновременно и директор фестиваля, нет ли здесь конфликта интересов? Стоит ли такой критике доверять?
Страшно другое: все то, о чем пишет автор – лишь верхушка айсберга. Начинается все с уверенности, что происходящее вокруг – «кем-то хорошо проплаченная акция». А вот заканчивается рано или поздно уже клиническим параноидальным бредом. И динамика роста психических, пограничных заболеваний (особенно тревожных расстройств, напрямую связанных с нехваткой информации, определенности) на это указывает явным образом.
Так что если уж решились приблизиться к этой бездне, то попробуйте и заглянуть…
Но статья ценна именно тем, что не всякий человек может заметить подобные «тектонические сдвиги», подобные явления, казалось бы, очевидные, но, в силу своей глобальности, плавности развития, часто остающиеся невидимыми. Ведь мы все в той или иной мере являемся частью этого процесса и этого общества, хотим того или нет. Всех в равной мере затягивает этот водоворот событий… И если это так, то кому проще – тем, кто думает, что знает, чем все закончится или тем, кто знает, что все это множество событий абсолютно непредсказуемо?
И тех, и других ждет психушка! :D Поэтому всем настоятельно советую просто заниматься своим делом и стараться не думать о «глобальных явлениях». Тем же, кто все-таки хочет продолжать думать, необходимо чувство меры. Главное – больше двигаться, вести здоровый образ жизни, и никакая шиза вам будет не страшна…