То, что должно быть мейнстримом, заняло у нас место артхауса и авангарда и в сознании подавляющего большинства зрителей исчерпывает понятие «серьезное искусство».

Оцените материал

Просмотров: 26362

Кризис театрального перепроизводства

Марина Давыдова · 10/12/2010
Сценическую культуру Москвы погубит не скудость – ее погубит чудовищное, непотребное и совершенно бессмысленное изобилие

Имена:  Алвис Херманис · Виктор Рыжаков · Давид Бобе · Кирилл Серебренников · Константин Богомолов · Кристиан Люпа · Кшиштоф Варликовский · Кшиштоф Горбачевский · Миндаугас Карбаускис · Олег Кудряшов · Патрис Шеро · Петр Фоменко · Сергей Женовач · Юрий Бутусов

©  Getty Images / Fotobank

 

 

В российской столице очень много театров. И вообще – много театра. Это общеизвестно. Это является предметом гордости. Мой приятель, некоторое время назад возглавлявший Британский совет в Москве, был очень впечатлен, узнав, как велика наша сводная театральная афиша, и увидев, как по вечерам люди толпятся у стационарных учреждений культуры. «Такое ощущение, что все у вас только и делают, что ходят в театр», – не без зависти сказал он.

Мне тоже всегда казалось, что это изобилие благотворно. Когда знакомые обыватели спрашивали, не многовато ли у нас театров в одном отдельно взятом городе, я отвечала известной притчей (точнее, былью) про И.В. Сталина, который решил, что не стоит снимать сразу много фильмов, большая часть которых плоха, а надо снимать шесть хороших в год. Но выяснилось, что шесть хороших снимать невозможно, получается снимать только шесть плохих. Для того чтобы имелись сливки, надо иметь молоко. Для того чтобы получить железо, нужна руда. Чтобы народилось три (даже два) талантливых режиссера, надо, чтобы был контекст, некое театральное варево. Это было для меня аксиоматично. Теперь эта логика, во всяком случае, применительно к нашей столице, больше не работает. Из молока действительно можно сделать и сливки, и сметану, и сыр, и много чего еще, но из помоев получатся только помои. Более того, их запах рано или поздно пропитает собой все то, что было некогда молоком или сливками.

В сущности, уже пропитал…

Случилось это так. В Москве имеется огромное количество больших стационарных театров (красы и гордости нашей столицы) с залами на 700, 800, 1000 мест. И их, чтобы театр не вылетел в трубу и не закрылся вовсе, каждый вечер надо заполнять. Чтобы их заполнять, надо ставить то, что востребовано публикой. Публикой же, вкус которой давно и безнадежно испорчен ТВ, в наибольшей степени востребована чудовищная дребедень с участием звезд, условно именуемая драматическим театром и иногда стыдливо прикрываемая именами Гоголя или, скажем, Островского. Все не являющееся дребеденью присутствует на московских сценах в гомеопатических дозах, как некий побочный продукт хозяйственной деятельности театров. Девяносто же процентов огромного, разросшегося до неприличия театрального хозяйства Москвы фактически существует для воспроизводства дребедени. Ее надо выпускать, чтобы заполнять залы, чтобы потом рапортовать, что театральный процесс идет полным ходом, и получать новые дотации на выпуск новой дребедени. Поистине порочный круг.

Если бы дребедень существовала в какой-то специальной резервации (некоем аналоге Вест-Энда), это не имело бы для театра катастрофических последствий. Но она существует повсеместно. Она вездесуща. Никаких директорий, резерваций и границ для нее давно уже нет. Это разъедающая все и вся ржавчина. Пространство, не покрытое ржавчиной, каждый год сжимается, как шагреневая кожа.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:22

  • asl· 2010-12-10 13:37:42
    а сколько театров в москве? потому что в берлине больше сотни, а в париже - полусотни, точно.
  • i1g2o3r4· 2010-12-10 14:13:52
    Борьба за искусство ни к чему не приведёт , к сожалению . Воспитывать зрителя - дело неблагодарое и хлопотное . Не каждому по плечу ! И по таланту! И само важное . Очём говорить? Не как ? А о чём ? Художник говорит о себе , через себя о нас , грешных ... О бытие ... Из чего оно складывается . О смысле . О истине , наконец . Истине , как о художественном озарении , Или прозрении . Говорит так ,зритель ощутил это озарение на себе! Я тоже так чувствую , но не могу выразить . А художник помог мне понять самого себя! Вызвал во мне переживание и видеале изменение сознания . Я себя понял благодаря увиденному . Вот такого искусства не наблюдается . Исключения - Женовач , Фоменко . Но издесь не всё и не всегда походит на Истину! Присутствует некая догматичность , назидательность и театральность , в смысле нежизненность . Но во всяком случае , есть поиск и нужда . Но необходимость зрелища и хлеба ! Доступность всего и вся привели к художественной катастрофе - нравственной девальвации , обесцениванию творческой жизни . Чир неминуемо ведёт к гибели Искусства , в смысле делать вещь искусно . С жаждой жизни . Спасибо за материал Марины Давыдовой ! С уважением ИВЧЕНКО ИГОРЬ .
  • Roleder· 2010-12-10 15:09:57
    Это напоминает недавнее выступление Парфенова. Кризис, как выясняется, всеобъемлющий.
Читать все комментарии ›
Все новости ›