Ханна Арендт некогда ввела в обиход понятие «обыденность зла». Я бы ввела применительно к истории России ХХ века еще одно – обыденность катастрофы.

Оцените материал

Просмотров: 19686

Тема без вариаций

Марина Давыдова · 05/03/2010
Холокост в русском театре и кино: тема оказалась закрыта, фактически не будучи открыта

Имена:  Кшиштоф Варликовский · Миндаугас Карбаускис

©  John Downing / Rex Reatures / Fotobank

Тема без вариаций
Около двух недель назад, вещая в прямом эфире на одной из радиостанций о спектакле Миндаугаса Карбаускиса, которому на OPENSPACE.RU посвящено сразу две рецензии, я сделала небольшое отступление и сказала примерно следующее.

Мои коллеги переживали, что известный режиссер взялся за тему, которую уже лучше не трогать: она исчерпана, она стала поводом для спекуляций. Но когда и, главное, где она оказалась исчерпана? Что было поставлено или снято на эту тему больше чем за полвека в отечественных театре и кино? Промчались послевоенные 50-е, оттепельные 60-е, застойные 70-е, перестроечные 80-е, «лихие» 90-е. Оковы рухнули, и свобода показала нам свое не женское лицо. И вот, озираясь назад, мне не удается отыскать не только значимых трактовок этой темы. Мне не удается вспомнить вообще НИЧЕГО. Ах ну да… На самом рубеже столетий в РАМТе Алексей Бородин выпустил «Дневник Анны Франк» — выросший из студенческого опуса тихий, интеллигентный спектакль, с которого началось восхождение к вершинам актерской славы Чулпан Хаматовой (можно долго описывать, как изумительно играла совсем юная Хаматова девочку-подростка, уже почти женщину и еще совсем ребенка). Один спектакль на малой сцене, поставленный через полвека после того, как мир узнал о Катастрофе и содрогнулся. И это в стране, где был Бабий Яр, воины которой освободили Освенцим, в стране, где среди театральных и кинорежиссеров этнических евреев едва ли не больше, чем где бы то ни было. Только в самое последнее время (то есть уже в нулевых годах) появились «Сны изгнания» Камы Гинкаса, «Жизнь и судьба» Льва Додина, «Опус № 7» Дмитрия Крымова. Но и в них холокост не главный, а скорее привходящий сюжет. Эти спектакли, как, впрочем, и спектакль Карбаускиса (в нашем кино я вспомнить и вовсе ничего не могу), и впрямь были сделаны как бы вдогонку тому, что уже поставили и сняли режиссеры Франции, Германии, Польши, Чехии, Венгрии, Америки. Что тому виной? Наш государственный антисемитизм? Антисемитизм наших зрителей? Цензура?

Легко — и одновременно трудно — представить себе, что началось после этого моего отступления. У девушки, принимающей звонки в студии, от волнения раскраснелись щеки, а экран монитора буквально раскалился от количества пришедших на него электронных сообщений. Этот живой (даже слишком живой) отклик аудитории стал своеобразным ответом на прозвучавший в эфире риторический вроде бы вопрос. Нет-нет, никакого зоологического антисемитизма в этой лавине посланий не было, а если и был, то в каких-то микроскопических дозах. Было искреннее, неподдельное удивление. А ПОЧЕМУ эту тему вообще надо выделять как отдельную? Ну страдали люди, ну гибли, да… А кому тогда было легко? Бурятам, калмыкам, русским крестьянам? Это простодушное нежелание признавать холокост как нечто исключительное, из ряда вон выходящее одной юдофобией объяснить невозможно.

В конце концов, в соседней Польше этой самой юдофобии было не меньше, а, пожалуй, и побольше, чем в Советской России. Вскоре после войны произошел знаменитый погром в польском городе Кельце, и страну стали покидать евреи, пережившие немецкую оккупацию. В конце 60-х в результате «борьбы с сионизмом», предпринятой Владиславом Гомулкой, некогда огромная еврейская диаспора Польши фактически вообще перестала существовать. Это, однако, не помешало Анджею Вайде снять «Корчака» и «Страстную неделю». Это не помешало тому, что Катастрофа отозвалась в знаменитом спектакле Йозефа Шайны «Реплика» (1973), где использовались подлинные фотографии людей, погибших в концлагерях, и бесчисленные пары человеческой обуви; в легендарной постановке Ежи Гротовского «Акрополис» (1964), где процессия людей в робах-туниках, с похожими на маски лицами, казалась процессией заключенных какого-то всемирного концлагеря, в финале словно бы проваливающегося в преисподнюю; в «театре смерти» (определение самого режиссера) Тадеуша Кантора.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:24

  • filologinoff· 2010-03-05 17:48:11
    отличный текст. и очень страшный...
  • nafta· 2010-03-06 01:26:08
    меня театр не очень интересует, но то, что это лучший текст из всего, что было написано о Холокосте за последние годы в России, для меня очевидно. Какой-то очень точный взгляд. Даже не по себе стало.
  • shaon· 2010-03-06 08:27:19
    Причины столь тщательного замалчивания Холокоста в сегодняшней России следует искать в традиционном русском антисемитизме и в том факте, что в убийстве миллионов евреев на территории СССР самое активнейшее участие принимало местное население - русские, украинцы, белорусы и др.
    Ни в одной оккупированной немцами стране Холокост не достиг такого размаха и беспощадности, как в СССР.
    Причина этого - тотальный антисемитизм местного населения и его активнейшее соучастие в геноциде своих еврейских соседей и сограждан.
    См. мою статью "Холокост в России"
    http://shaon.livejournal.com/77321.html
  • oved· 2010-03-06 09:15:33
    Браво!
    Два очень хорошо подмеченных момента:
    1. "Катастрофа была катастрофой не только для евреев, но для всех европейцев."
    2. "Обыденность катастрофы для истории России ХХ века".

    Жаль только, что не хватило завершающей точности.

    По первому пункту: есть серьезные сомнения в том, что Катастрофа представляла собой "чудовищное исключение из правила, какой-то генетический сбой во всей европейской истории." Объективно вся европейская история евреев была прелюдией к Катастрофе, сплошным рядом неудавшихся попыток. В 40-х же годах прошлого века все сложилось одно к одному, и Европа (не Германия - Европа) совершила наконец попытку удачную. Поэтому навряд ли можно говорить здесь о генетическом сбое.

    По второму - эта особенность российской истории отнюдь не ограничивается ХХ веком. Увы. Следует набраться смелости и честно посмотреть фактам в глаза: российская масса ("бессмысленная и беспощадная") ВСЕГДА характеризовалась жлобским пренебрежением к "европейской" (а по сути и происхождению - еврейской) нравственности. Россия в этом смысле - не Европа, а Азия. Была таковой и таковой осталась. Можно ли требовать понимания сути Катастрофы от Чингис-хана?
  • sschnupfen· 2010-03-06 14:19:36
    "Не антисемитизм, а именно эта будничность жестокости, привычность к расчеловечеванию людей, судя по всему, и стала причиной того, что тема холокоста в нашем театре и кино фактически не была открыта."

    Это, конечно, красиво сказано, но не думаю, что верно применительно к кино и театру советского времени. Потому хотя бы, что, как мы знаем, снимать и ставить о Катастрофе тогда просто не давали.
    Интересно, почему позже эта тема не получила почти никакого развития? Подозреваю, проблема не в том, что автор текста определяет как "будничность жестокости, привычность к расчеловечеванию". Причина, как мне кажется, до неприличия банальна: большинству наших режиссеров и продюсеров, извините, как до звезды и до холокоста, и до геноцида, и до Первой мировой войны, и до Второй, и до Гражданской, и до афганской, и до чеченской...
  • lesgustoy· 2010-03-06 14:38:17
    со статьёй солидарен

    но в

    "где целая нациЯ была бы приравнена к биологической массе, которую можно не просто уничтожить"

    м.б. следовало написать И? нациИ?

    я понимаю что цыгане это не евреи
    но разве для правды так уж трудно не забыть и о них

    ну и конечно поминая первую мировую в такой статье
    даже не заикунться о первом геноциде 20-го века
    это тоже.... как бы это назвать....
    аберрация что ле?

    хотя жертвы того первого нам как и евреи
    вроде бы тоже не чужие

  • igorvp· 2010-03-07 02:56:35
    какая чушь
    Зачем русскому театру Холокост? Ну зачем?
    У нас есть "Три сестры", "Утиная Охота", "Гнездо глухаря" наконец. Давайте поставим в МХТ спектакль по М. Давыдовой "Фаршированная шейка"
  • Sigura· 2010-03-08 16:28:04
    все как раз таки объясняется сионизмом, а не антисемитизма, который перерос в еврейский национализм с ярко выраженными чертами расового превосходства, словно скопированных с фашизма, тошнит, честное слово

    и видя эти перекосы говорить о холокосте уже нелепо. особенно на фоне статистических данных о погибших других национальностей, где евреи первого места не занимают.

    единственное чем отличилась эта раса во второй мировой это изготовлением снарядов под фашистской палкой.

    кстати ещё, о статистике. После битвы под Москвой было 10т пленных евреев, с какой стороны, вы уже догадались? Правильно с фашистской :)
  • gegay· 2010-03-08 20:08:47
    Восстанавливая справедливость :-) стоит всё же упомянуть несколько работ в кино. "Дамский портной" со Смоктуновским и Васильевой (фильм в начале 90х имел сенсационный успех в еврейской среде, благодаря самому факту участия актера уровня Смоктуновского в истории про евреев и тому, что на тему столь близкую каждой еврейской советской семье впервые заговорили на языке кинематографа).
    и фильм Астрахана "Из ада в ад", лента может и сомнительной художественной ценности, но пронзительно честная, раскрывающая как раз отношение местного польского населения к выжившим уже после окончания войны.

    А в целом, спасибо за размышления. И за комментарии спасибо. Комментарии особенно располагают к поиску ответов на поставленные Вами вопросы.
    А Вы читаете комментарии? После глубоких и столь правдивых слов про "еврейских фашистских военнопленных" и слов про сионизм... неужели можно продолжать размышлять почему в этой стране художник не станет искать общий язык со зрителем в такой неинтересной теме как "ихние еврейские штучки"?
  • Elena27· 2010-03-08 22:35:12
    Спасибо Марина вам за статью, согласна у нас об этом не только мало говорят и избегают ставить спектакли на эту тему, но и мало, а во общем-то, и не знают ни чего или не хотят знать ,так спокойнее...ведь если начинать говорить о холокосте, то тут не избежать и темы Сталина, а у нас его собираются на победных плакатах вывешивать.Какой тут холокост, у нас треть страны репрессированы были, действительно "обыденность зла",страшно что уже несколько поколений привыкает к этому.Как не привыкнуть,когда на Красной площади все еще лежит главный "труп"?Мне стыдно,когда приезжаю в бывшие соц. страны и меня спрашивают, а у вас танки еще ездят по праздникам на Красной площади?И на кого они направленны?
  • gaveston· 2010-03-09 00:51:18
    Странно, что модератор не убирает ублюдочный комментарий этого мерзавца Sigura.
  • sdreznin· 2010-03-09 11:32:50
    Марина, привет. Как раз по теме: у меня здесь в Париже в Театре Мариньи только что прошел с большим успехом спектакль Кабарэ Терезин. Может быть, сделаем в Москве (Давид Смелянский интересуется).

    Насчет Первой Мировой я также думаю как и Вы... но она у нас традиционно ХОРОШАЯ, потому что без нее не было бы Октября... Во Франции, например, она во много раз кровавее, чем 2я мировая.

    ХОЛОКОСТ на Западе, а еще больше в США в национальном ХУДОЖЕСТВЕННОМ сознании выполняет функцию абсолютного полюса трагедии. А что еще в истории Штатов, например, есть? Гражданская война, и Вторая мировая не тянут... высадка в Нормандии? Роза Парк? Мартин Лютер Кинг? убийство Кеннеди? не трагедия. После 11 сентября ВРОДЕ бы забрезжило... но не удержалось.

    В СССР и в нашей ментальности этот полюс трагедии – Великая Отечественная, 20 миллионов. Это наш Холоокост. Пока. Счастливое совпадение: ВОВ обладала неисчерпаемым потенциалом "экшена" (простите за жаргон). Ежедневно в советское время по телику шли action movies про войну, наполненные стрельбой, драками, борьбой хорошего героя с плохими фашистами... плюс трагедия плюс заранее известный хэппи энд (опять жаргон!). Это вам не Анна Франк.

    Конечно, ситуация может измениться. Для этого в сознание людей со ШКОЛЬНОЙ скамьи должна будет внедряться идея о "коммунизме" как национальной трагедии, и о русском народе – НАРОДЕ – ЖЕРТВЕ нечеловеческого насилия. Появиться музей СССР – у меня уже давно проект есть.

    Но сегодня в России наверняка появятся спектакли о Холокосте просто потому, что появилась сильная группа людей, которых эта тема волнует и которые, главное, готовы финансировать проeкты по этой теме. То есть произойдет то, что в США произошло в 80е годы.
  • oved· 2010-03-09 14:33:00
    to: gaveston

    ===Странно, что модератор не убирает ублюдочный комментарий этого мерзавца Sigura.===

    А зачем? Он превосходно иллюстрирует главную мысль статьи.
  • Sigura· 2010-03-10 18:35:22
    ну конечно, давайте проявим воспитанность и цивилизованность, перейдем на личности

    ответить то по существу нечего :)
  • Sigura· 2010-03-11 12:46:33
    и на всякий случай поясню свою позицию

    я с уважением отношусь к евреям и понимаю боль о факте холокоста

    более того, с моей стороны было бы глупо быть антисемитом, сам из "этих"

    просто, по моему мнению статья очень однобоко

    чтоб говорить о этой проблеме надо видеть себя со стороны и в первую очередь искать проблемы в себе

    собственно этому взгляду и посещен мой первый комментарий
  • gaveston· 2010-03-13 13:43:02
    Г-ну Sigura

    Учитывая, что Вы выразили свою ЛИЧНУЮ позицию, я не вижу никаких препятствий для замечаний ad hominem. Принимая же во внимание, что эта позиция раскрывает подлость Вашего образа мыслей, можно считать, что именно такие замечания и необходимы. По существу можно ответить, если собеседник этого существа касается. Ваши же комментарии ничего существенного, кроме желчности и безграничного ресентимента, не отражают. Поэтому по существу проблемы с Вами спорить бесполезно. И именно поэтому, как уже было замечено выше, единственный достойный ответ Вам - это выражение ЛИЧНОЙ неприязни. Воспользуйтесь же Вашим собственным советом, поищите проблемы в себе.
  • Sigura· 2010-03-13 17:58:41
    нет у меня ни каких проблем с этой темой :)
    я вам хотел помочь...

    т.к. если таких как я большинство то все же вам проблемы в себе искать нужно а не большинству, имхо

    PS: "сколько же в мире на всю голову пизданутых" (с) "Спасите Джимми"
    PPS: да, да я про вас
  • gaveston· 2010-03-14 02:11:46
    Вы ошибаетесь. Что бы Вы ни писали, это всё о Вас, только о Вас.
  • cosmodust· 2010-09-23 13:25:54
    Я тут во что скажу - каждый народ бегает со своей бедой, но только вот беда евреев должна быть всеобщей.
    За неё все почему должны покаяться и все по этому поводу высказаться.
    Как? У русский нет про холокост? И холокост с большой буквы!!!
    Дак у нас и про инквизицию не особо
    и про геноцид армян...

  • i-barin· 2010-10-08 17:35:43
    Вам ответил Плохиш: http://banda-rpt.com/publ/24-1-0-811
  • i-barin· 2010-10-08 17:44:09
    "Но мы то уже люди взрослые и пиздюлей даем уже не по-детски. Надо это принимать во внимание, господа евреи - те, которые настаивают на своей исключительности, те, которые требуют особого отношения к своему народу. Особое отношение вы истребуете. Только оно будет не таким, какого желаете. Оно будет ровно таким, какое мы помним с детства по отношению к задавакам. Так что, дамы и господа, ваше рвение, стремление выделить себя и свой народ из человечества только на основании принадлежности к этому народу, а тем более - требования за то особых благ и льгот - приведет, приводило и будет приводить только к тому, против чего вы потом так старательно начинаете бороться. К антисемитизму.

    К антисемитизму, не очень уважаемая мною Марина Давыдова" (с) Плохиш
  • An4i· 2010-10-09 00:01:28
    При всем моем уважении к еврейскому народу, боюсь, что г-н Плохиш прав: именно в этой идее избранности, причем не голословной, а закрепленной текстами, кроется изначальный, подсознательный антисемитизм...Ведь даже христианство завоевало столь широкую популярность отнюдь не своими гуманистическими идеями, а возможностью для любого стать избранным, пройдя таинство Крещения.

    Так что бороться с антисемитизмом бесполезно: пусть даже идея избранности - миф, но поддерживаясь общественным сознанием, она не дает покоя всем остальным
  • inga_lev1999· 2010-10-15 17:29:09
    Спасибо Марине Давыдовой - и за ее слова, и за комментарии. Вот так, с комментариями, картина закончена.
  • inga_lev1999· 2010-10-15 17:59:47
    Спасибо Марине Давыдовой - и за ее слова, и за комментарии. Вот так, с комментариями, картина закончена.
Все новости ›