Для пропаганды современного искусства не надо запускать на ТВ безмерный сериал Германики. Надо просто периодически в прайм-тайм, а не в «Закрытом показе» в несусветную поздноту показывать хорошее кино.
Стоило ли превращать артхаусный фильм в сериал, а «новую драму» — в его сценарий?
Читать!
Я лично не радуюсь. Для меня все случившееся — история про то, как дурак (отечественное ТВ) сам себя заставил Богу молиться. Не уверена, что он расшибет при этом только собственный лоб. В самом деле… Люди, проживающие по ту сторону нашей западной границы, имеют куда больше вкуса и интереса к современному искусству, но и там понимают, что камерные спектакли не стоит играть на стадионе, спектакли Кристофа Марталера — на сценах Бродвея, а качественное артхаусное кино не надо превращать из фильма в длиннющий сериал. Между тем «Школа» есть сериальный парафраз фильма Германики, разве что чуть смягченный. Та же дрожащая камера, та же попытка мимикрии художественного кино под документальное, те же герои, те же ситуации. Так что «Все умрут, а я останусь» могли бы стать одной из серий «Школы». Но то, что в качестве односерийного фильма, снятого в документальной стилистике, может быть названо неким художественным достижением, в виде сериала превращается в нонсенс, не столько шокирующий (уж чего там такого шокирующего, ума не приложу), сколько утомительный и малоинтересный.
Фильм «Все умрут…» выглядит как умело снятый слепок с фрагмента реальности. Мимикрирующий под документальное кино сериал, который крутят изо дня в день по главному каналу страны, неизбежно воспринимается как слепок самой реальности. Он уже в силу самого своего формата претендует на некую всеохватность. Он как бы не про фрагмент реальности говорит, а про всю реальность, именуемую «школой». Но никакой всеохватности (про глубину было сказано выше) тут на самом деле нет — есть однообразие. Создатели «Школы» — вот уж воистину как нерадивые школьники — всё бубнят одно и то же с одной и той же интонацией: неприглядна наша реальность. Ох, неприглядна. Неприглядна, вам говорят!! Мы уже поняли. Спасибо.
Да ладно Германика… Представим себе, что наше — или чужое — ТВ обратилось не к одаренной молодой девушке, а к некоему титану современного кино. Например, к старшему Алексею Герману. И предложило снять для «Первого канала» что-то похожее на фильм «Хрусталев, машину!», только на 60 серий. Это ж в страшном сне не приснится. Шедевр (а я искренне полагаю этот фильм Германа шедевром) неизбежно превратился бы в какого-то ТВ-монстра. При всей моей любви к выдающемуся режиссеру я бы взвыла уже на третьей серии. Да и не стал бы Герман ни за какие коврижки снимать сериал по мотивам собственного фильма. Уж нашарил бы, как говорится, мозгов… Осознал бы несоответствие сериального формата своей художественное идее. Молоденькая (всего-то 26 лет) Валерия Гай Германика мозгов не нашарила.
Можем ли мы ее за это осуждать? Нет, ибо у нас воистину все поставлено с ног на голову. Молодого режиссера, получившего за свой фильм приз на Каннском фестивале и еще ряд других вполне престижных кинопризов, уж, казалось бы, необходимо было обеспечить на родине фронтом работ. Вместо этого способная девушка полтора года находилась в простое и, ясное дело, маялась. После чего к ней пришли большие дяди и спросили: хочешь поучаствовать в суперпроекте на «Первом канале»? Будешь делать что хочешь и умеешь. Ну как преодолеть такое искушение? Германика и стала делать то, что умеет. То есть существовать в пределах той эстетики, которую счастливо обрела в ранних фильмах… Результат — на экране.
Зададимся теперь главными вопросами. Почему «Первый канал» и лично Константин Эрнст решили бороться с тем самым ТВ, которое они же нам когда-то навязали, столь своеобразным образом? И в самом ли деле сериал «Школа» — альтернатива тому, что крутят по «Первому (второму, третьему, четвертому…) каналу» в свободное от «Школы» время?
Изменение формата сыграло со способным режиссером опасную шутку. Поразительным образом «Школа» при бросающихся в глаза отличиях от мыльных опер (не важно, про прекрасную няню или про прекрасных ментов) обнаруживает с ними одно печальное сходство. И там и сям мы видим проникновение в глубину жизни на три микрона. Тут тайна жизни вся на поверхности. И то, что в одном случае поверхность гладкая, глянцевая, а в другом шероховатая, цепляющая, дела не меняет. Читать текст полностью
Ссылки
Надо ли убрать сериал «Школа» из эфира Первого канала?
Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:
Надо ли убрать сериал «Школа» из эфира Первого канала?
-
Нет, я против подобной цензуры70936%
-
Нет, таких сериалов и фильмов должно быть больше36118%
-
Да, потому что это мерзость30516%
-
Нет, он мне нравится27914%
-
Да, молодежи надо показывать только хорошие примеры1709%
-
Да, и судить Германику за клевету на российскую школу1337%
КомментарииВсего:17
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452509
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343850
- 3. Норильск. Май 1270587
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898111
- 5. Закоротило 822799
- 6. Не может прожить без ирисок 786610
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763095
- 8. Коблы и малолетки 742491
- 9. Затворник. Но пятипалый 474748
- 10. ЖП и крепостное право 408501
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405191
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372145
ну я не видела этого сериала, видела только "Девочек", но это вообще не самый плохой вариант.
А ещё рассуждают об апатии искусства. Чудны дела твои, господи!
если автору не нравится формат сериала, а нравится полнометражное кино, ничего не попишешь. мне формат - нравится (а "большое кино" - нет), и сериал "Школа" тоже вполне нравится. какое еще проникровение в реальность требуется от такого жанра - не пойму. и говорить о том, что он на каком-то глубинном уровне не отличается от продукции России и НТВ - большое лукавство. так же, как и бояться за обывателя, которого, дескать, "Школа" отвратит от "современного искусства". рейтинги очень красноречивые, и хвала Эрнсту с Германикой за такой проект.
«…качественное артхаусное кино не надо превращать из фильма в длиннющий сериал. Между тем «Школа» есть сериальный парафраз фильма Германики, разве что чуть смягченный. …Но то, что в качестве односерийного фильма, снятого в документальной стилистике, может быть названо неким художественным достижением, в виде сериала превращается в нонсенс, не столько шокирующий (уж чего там такого шокирующего, ума не приложу), сколько утомительный и малоинтересный».
Всё верно, действительно, приёмы, используемые в сериале, те же, что и в фильме «Все умрут, а я останусь», но именно в сериале зрителю из дня в день показывают самых разных персонажей – учеников, учителей, родителей учеников, при этом у зрителя складывается сразу же резко негативное отношение почти ко всем этим действующим лицам. Практически все они совершают некрасивые (мягко говоря) поступки, шокируют своей бездуховностью и пустотой. Все эти не самые хорошие люди сливаются в одну общую серую массу. Однако, время идёт, и вот за действиями этих персонажей, которые казалось бы ни понять ни простить нельзя, исподволь начинают проглядывать человеческие лица. Я, например, стала ловить себя на том, что сочувствую то одному, то другому, при этом нимало не оправдывая их поведения, Сегодняшняя же серия фильма вообще перевернула моё отношение ко многим персонажам сериала. Так, мне кажется, нужно быть очень чёрствым человеком, чтобы не испытать щемящее чувство сострадания к девочке Носовой, страшно одинокой, недолюбленной, никем не понятой, прячущей под своим макияжем и причёской уязвимое, ещё совсем детское «я». А Епифанов, совершающий чуть не в каждой серии уголовно наказуемые деяния? Разве не вызывает сочувствия этот мальчик, пытающийся всеми правдами и неправдами спасти свою больную мать? А бездарный педагог, классная руководительница, совершенно не понимающая детей, с которыми работает и которые платят ей той же монетой? Педагог она, конечно, никудышний, но человек, наверное, всё-таки неплохой, если не стала жаловаться на Епифанова его больной матери, понимая, какую боль может причинить ей.
Вот и получается в кино, как в жизни. Мы очень часто судим людей поверхностно: и поспешно: по первому впечатлению, по внешнему виду, по поведению, особенно не вникая, что стоит за всем этим. Мы любим навешивать ярлыки и очень неохотно отказываемся от них. Мы обижаемся на непонимание со стороны ближних, хотя сами не очень-то стремимся их понять. Тем, кто продолжает смотреть сериал «Школа», умница Германика наглядно показала, что человек по определению неоднозначен. Может быть, благодаря этому кино, удастся что-то новое узнать о себе (допускаю, что это будет не самое приятное знание), взглянув на себя, на свои поступки, на свое отношение к людям со стороны, а, может, удастся лучше понять тех, кто находится рядом с нами, - будь то подрастающие дети или стареющие родители.
Конечно, 60 серий многовато, и это чувствуется уже сейчас, в самом начале показа. Но если герои сериала вызывают такие разные чувства – от негодования и возмущения до сочувствия и сострадания, думаю, что новое кино Германики имеет непосредственное отношение к искусству.