Известный драматург вернулся из политики в театр, чтобы посмеяться над своими оппонентами и над самим собой
Известный драматург вернулся из политики в театр, чтобы посмеяться над своими оппонентами и над самим собой
Премьера пьесы Вацлава Гавела «Уход», состоявшаяся недавно в пражском театре «Арха», вызвала восторг у критиков и у зрителей. Это редкое по нынешним временам единодушие, конечно же, объясняется тем, что Гавел — не просто писатель, он бывший президент Чехии, возглавивший ее после «бархатной революции» и довольно бесцеремонно вытесненный из власти нынешним президентом Вацлавом Клаусом.Сюжет пьесы как раз об этом: канцлер некой страны Вилем Ригер теряет власть, а вместе с ней и роскошную виллу. Его соперник Властик Кляйн (трудно не заметить издевательского смысла имени: Властик для русского уха звучит так же, как для чешского, Кляйн по-немецки «маленький», а инициалы у злодея те же, что и у президента Чехии) хочет построить на месте виллы торговый центр, казино и бордель. Но все же главное в «Уходе» — отнюдь не публичное сведение счетов с действующим главой Чехии, новый экономический строй которой Гавел одним из первых назвал «мафиозным капитализмом». Пьеса, в сущности, о другом.
Экс-президент начал писать ее в конце 80-х, с презрением наблюдая, как отчаянно цепляются за власть коммунистические бонзы, которых он с друзьями-диссидентами беззаботно выкидывал на свалку истории. А дописал почти через двадцать лет, когда примерил шкуру политика на себя и понял, что она, как хитон, пропитанный ядом Лернейской гидры, намертво липнет к телу.
Его заинтересовала магическая природа власти, и в трактовке этой темы он пошел супротив давно сложившей в мировой драматургии традиции. Образ монарха, утратившего престол, всегда вызывал сострадание. Король Лир, Ричард II, Антоний и Клеопатра... У Гавела «престол» — пустая фикция, а его утрата — всего лишь фарс. В этом он родствен Владимиру Набокову, который в «Истреблении тиранов» советовал вышучивать смехотворную убогость власти. Перед Гавелом, однако, стояла куда более трудная задача — вышутить самого себя. И у него хватило внутренней свободы сделать это.
Он не щадит своего героя, издевается над его крахом. Но тень величия, которой традиционно наделен низложенный властелин, сохраняется в глубине зрительского сознания. Это противоречие и содержит в себе мощную сценическую энергию. Когда новоявленный Лир катается по сцене под проливным дождем, он вызывает одновременно сочувствие и презрение. Аналогичный эффект рождает и образ «вишневого сада», который Гавел тоже использует в пьесе — вилла Ригера окружена чахлыми вишнями. Мы уже готовы привычно сопереживать «лишенцу», но уж коли на месте сада собираются возвести бордель, сочувствие оказывается невольно окрашено иронией.
Когда Гавел стал президентом и занял старинную резиденцию в Пражском граде, он созвал туда уличных фокусников и жонглеров, чтобы изгнать духов неправедной власти. Духи оказали серьезное сопротивление. Иллюзии «бархатной революции» быстро рассеялись. Как политик Гавел потерпел поражение. Теперь он взял реванш как художник.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451728
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343361
- 3. Норильск. Май 1268591
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897671
- 5. Закоротило 822098
- 6. Не может прожить без ирисок 782247
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758706
- 8. Коблы и малолетки 740859
- 9. Затворник. Но пятипалый 471252
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403068
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370464
- 12. ЖП и крепостное право 361382