Оцените материал

Просмотров: 13302

Ежи Гротовский и «воцирковление» театра

Наталья Исаева · 11/09/2009
Нынешний год объявлен ЮНЕСКО годом Гротовского: память о нем вновь возвращает нас к вопросу о смысле сценического искусства

Имена:  Анна Зубжицкая · Гжегож Браль · Ежи Гротовский · Кристиан Люпа · Кшиштоф Варликовский · Людвик Фляшен · Пина Бауш · Ричард Шехнер · Роберто Баччи · Тадаси Судзуки · Теодорос Терзопулос · Эудженио Барба · Ярослав Фрет

©  Getty Images / Fotobank

Ежи Гротовский. 1966

Ежи Гротовский. 1966

Великий визионер и изгнанник через десять лет после смерти возвращается в родные края. Лекции, симпозиумы, встречи с публикой, фестивали… Один из них, «Мир как место правды», в июле собрал во Вроцлаве тех, кто так или иначе был связан с поисками великого поляка (Людвик Фляшен и Эудженио Барба), и тех, кто, как Брук и Васильев, вдохновляясь сходными импульсами, занимались собственными исканиями. Приехал со своей шанхайской группой американский режиссер и теоретик Ричард Шехнер — его ориентализованный «Гамлет» странно контрастировал с балийскими «процессиями» «Ур-Гамлета» Барбы. От театра Понтедеры приезжал Роберто Баччи со своей версией истории о датском принце — «Гамлет. Молчание, исходящее от тела», где вечный фехтовальный поединок мстителя упорно длился все представление напролет. Присутствовал Терзопулос с вечно возобновляемым «Аяксом». Был и Тадаси Судзуки со своей замечательной «Электрой», целиком выстроенной на психопатологических мотивах болезни, наваждения, мести как навязчивой идеи и неотменимой задачи. Был Кшиштоф Варликовский с постановкой 2001 года по Саре Кейн («Омытые»). В конце шел новый спектакль Кристиана Люпы «Искушение тихой Вероники» по Роберту Музилю (это часть его диптиха «Дама с единорогом», исследующего, как говорит сам режиссер, «вечную загадку женственности»).

Гротовский уже стал «священной коровой», идолом, требующим подношений и памяти. Все во Вроцлаве клянутся его именем. Там давно уже есть Центр Гротовского с медиатекой и архивными материалами, с издающимся журналом и польско-английскими публикациями (именно этот Центр, понятное дело, выступил одним из организаторов фестиваля). Но есть и множество вопросов, которые Гротовский все еще ставит перед нами. Вопросы летят и летят, как шарики от пинг-понга, отмахнуться невозможно, увернуться не удается.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›