Оцените материал

Просмотров: 14937

«Новой драмы» больше нет

Мария Сидельникова · 30/04/2009
Эдуард Бояков и Михаил Угаров предложили OPENSPACE.RU две версии одного знаменательного события

Имена:  Михаил Угаров · Эдуард Бояков

©  OPENSPACE.RU

«Новой драмы» больше нет
В своем дневнике драматург Михаил Угаров сообщил, что фестиваль современной пьесы «Новая драма», созданный в 2002 году по инициативе Эдуарда Боякова и самого Угарова, закрывается. «И не из-за кризиса, а из-за принципиальной невозможности договориться друг с другом», — сообщил драматург. МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА попыталась узнать у Эдуарда Боякова и Михаила Угарова, что же произошло на самом деле.

ЭДУАРД  БОЯКОВ, режиссер, худрук театра «Практика», основатель фестиваля «Новая драма»

— Что произошло?

— Мне нечего сказать, я уже все сказал. Закрылась не «Новая драма» — закрылся фестиваль. Явление продолжает существовать, и оно будет развиваться. Просто сейчас делать фестиваль в такой конфигурации, как он был придуман, когда было два партнера — театр «Практика» и «Театр.doc», нет смысла. Честно говоря, это было мое предложение так обойтись с фестивалем. Помимо нас сейчас существуют очень серьезные игроки новой драматургии, для того чтобы собирать это движение по всей России. Оно вышло за пределы нашей тусовки и очень серьезно влияет на контекст искусства в обществе. Я считаю, что лучше, если мы будем заниматься каждый своими проектами, и все будет хорошо.

— В чем ваши разногласия с «Театром.doc»? Из-за чего вы все-таки приняли такое решение?

— Да нет никаких разногласий. Понимаете, у нас до сих пор срабатывает советская логика: если однажды человека назначили худруком театра, то он должен обязательно до панихиды отслужить. Все по-другому, надо по-другому к жизни относиться, не то что к искусству. Станиславский говорил, что проект больше десяти лет не живет.

— Но, по Станиславскому, у «Новой драмы» было еще три года жизни.

— Сейчас время другое, все быстрее происходит и меняется. Фестиваль просто закрыт. Я лично ни про какие разногласия между нами не говорил, конкретно у меня их не было. Я вообще эту тему не обсуждаю и ни на что не намекаю. Считаю, что фестиваль выполнил свою миссию, и знаю, что «Театр.doc» затевает свой какой-то проект. У нас наверняка тоже будет что-то свое. И я делаю все, чтобы с «Доком» сотрудничать в рамках этих проектов, мы не расстаемся врагами.

— В чем вы видите выполненную миссию фестиваля?

©  ИТАР-ТАСС

Эдуард Бояков

Эдуард Бояков

— Это важнейший театральный проект для российского театра, и он остался недоосмысленным, неотрефлексированным. И тут претензия прежде всего к критикам и к экспертам. То, как много мне сейчас звонят с вопросами по поводу фестиваля «Новой драмы», — это показатель патологии, которая характерна уже для всего критического сообщества. Для меня это приговор и действительно понимание того, что необходимо придумывать совсем другие проекты, даже в рамках медийного пространства. Меня просто бесит, что я получаю по десять звонков в день. На девять из них я вообще отвечаю категорическим «нет», и только из уважения к OPENSPACE.RU я что-то говорю. Но, черт возьми, никто, включая и OS, не позвонил мне с вопросом, как я отношусь к новой пьесе Максима Курочкина или как можно поставить текст Пряжко. Вот что меня абсолютно бесит! Это мой ответ на ваш вопрос. И такая ситуация — это приговор всему сообществу. Для меня мнение Олега Кулика или Владимира Мартынова о спектаклях театра «Практика» гораздо важнее, чем мнение любого русского критика сегодня. И делать внутри этой тусовки и для этой тусовки фестиваль, который называется «Новая драма», сегодня уже не имеет никакого смысла. Эти семь лет показали, насколько наши современные драматурги обогнали наш современный театр. Может, это парадоксальная мысль, но то, что фестиваль закончил свое существование, показывает, что этот разрыв уже невыносим. Надо делать новые проекты на новой территории.

{-page-}— Значит ли это, что «Новая драма» в том или ином виде под вашим руководством переедет в Пермь? Будете ли вы делать какой-нибудь альтернативный фестиваль?

— Задавая такой вопрос, вы меня провоцируете, чтобы я сказал, что хочу кому-то утереть нос. Я этого не хочу делать. В Перми действительно будет мой театральный проект, который я буду делать как продюсер, как худрук «Практики» и скоро объявлю о нем. Но если бы вы меня спросили о нем две недели назад, разговор был бы содержательным. А сейчас говорить об этом — просто подбрасывать дрова в костер. Зачем? Это никак не связано. Я еще три-четыре месяца назад начал обсуждать мой проект в Перми. Он не будет проходить под брендом фестиваля «Новая драма», так как мы договорились его не трогать. У этого направления огромный потенциал, и я уверен, что все только начинается.

МИХАИЛ  УГАРОВ, драматург, худрук «Театра.doc», основатель фестиваля «Новая драма»

— Что произошло?

— Мы закрыли фестиваль «Новая драма». Это не скандальная история. В какой-то момент просто произошла очень логичная вещь: вокруг фестиваля начали создаваться инфраструктуры — «Театр.doc» у меня, у Эдуарда Боякова театр «Практика». И, естественно, начались какие-то сложности в сфере интересов. Происходили мелкие конфликты, которые решались путем компромиссов. Потом это начало перерастать в конфликты идеологические, и довольно серьезные. Например, должен ли современный театр быть модным тусовочным местом, как хотел Эдуард, таким местом, где олигархи собираются, где звезды играют в спектаклях. Мне все-таки казалось, что нужно оставаться в демократической нише. И это гораздо важнее, чем становиться частью индустрии «сегодня вернисаж, а завтра театр». Все это копилось и переросло в большой конфликт. Стали решать, что делать. И тут произошел Съезд кинематографистов, который на меня произвел огромное впечатление. И когда мы собрались в очередной раз, я сказал: «Эдик, давай все-таки мириться, смотри, что вокруг происходит, должна оставаться живая территория. Давай оба плюнем на амбиции и ради общего дела давай продолжать». В ответ он мне сказал, что либо мы закрываем фестиваль, либо я делаюсь его единственным руководителем и мы выстраиваем властную вертикаль. При таких словах мне хочется ругаться матом, как в пьесах «новой драмы». Я пришел с миром, а человек мне говорит: жизнь или кошелек. Я предложил подумать неделю, собрались во второй раз, и все подтвердилось: фестиваль закрывается.

©  ИТАР-ТАСС

Михаил Угаров

Михаил Угаров

— Жалеете ли вы, что фестиваль в прежнем виде закончил свое существование? Вы же были против того, чтобы его закрывать.

— В том виде, в котором он существовал последние несколько лет, нет. С моей стороны было слишком много компромиссов, терпения, особенно последние два-три года. Если честно, то я почувствовал облегчение. Эдуард, наверное, тоже почувствовал, потому что я, конечно, мешал ему разворачивать свою схему фестиваля. Я все время спорил, говорил «нет». Теперь этого не будет.

— Каковы итоги семи лет жизни «Новой драмы»?

— Свою первичную задачу «Новая драма» выполнила. Фестиваль ввел в культурный оборот понятие «новая драма», профессия драматурга стала престижной, чего не было еще семь лет назад. Количество современных пьес в процентном соотношении в репертуарах театров — и московских, и провинциальных — резко увеличилось, это статистика показывает. Собственно, для этого мы и создавали фестиваль.

— Что будет вместо «Новой драмы»?

— Мы обратились в «Золотую маску» с просьбой принять нас. Ведь когда-то «Новая драма» начиналась именно с «Золотой маски». Они согласились. Это будет ее дочерний фестиваль, одна из программ. Он будет иначе называться, так как мы договорились не использовать «Новую драму» как бренд. Обычно «Маска» проходит в апреле, мы предварительно договорились о марте. Пока неизвестно, насколько мы изменим схему этого фестиваля. Наверное, будет все так же. Лаборатория, спектакли московские и провинциальные, что-то зарубежное. Состав наш останется прежний: я, Елена Гремина, Кристина Матвиенко; только мы потеряли Эдика, точнее, он сам потерялся. Мы будем делать свое, а он в Перми вместе с Гельманом разворачивает мощную региональную театральную программу. Конечно, он выполнял всю организационную работу. Идеологически это все было наше, наполнение фестиваля. Но «Золотая маска» очень сильная организация в плане менеджмента, поэтому, думаю, мы не сильно что-то потеряем. А может быть, даже выиграем.

Другие материалы раздела:
Глеб Ситковский. Две жизни одной Таганки, 28.04.2009
Алексей Бартошевич. Прощай, слово! 24.04.2009
Марина Шимадина. «Золотая маска» подвела итоги, 21.04.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›