Оцените материал

Просмотров: 10384

Еще не возрождение — уже не вырождение

Дмитрий Ренанский · 08/12/2008
На смену традиционным лидерам северной столицы — БДТ и МДТ — приходят театры, распахнувшие свои двери для питерского андеграунда

©  Владимир Телегин

Еще не возрождение — уже не вырождение
Центральным театральным событием по-зимнему холодного петербургского ноября стала премьера спектакля «Четыре последние вещи», совместной постановки инженерного театра АХЕ и Театра сатиры на Васильевском. Это уже вторая по счету копродукция коллективов. Во второй раз режиссер АХЕ Яна Тумина ставит новую пьесу отца-основателя русского инженерного Максима Исаева с актерами стационарного театра. Впервые сыгранный в феврале прошлого года, дебют этого парадоксального дуэта, «Солесомбра», смотрелся пробной вылазкой питерского театра художников в профессиональное актерское пространство. В остальном спектакль был для АХЕ привычен: главные смыслы возникали помимо немногословного текста, драматургические узлы развязывались ахейскими фокусами. «Четыре последние вещи» ушли куда дальше. Об ускользающей красоте этого спектакля, о чувственной актерской игре, одушевляющей притчевую метафизику, о структурной разомкнутости его повествования и незакрученных смысловых гайках впору размышлять на страницах какого-нибудь толстого журнала. Важно другое: симбиоз традиционализма и новации в «Четырех последних вещах» — вестник проклевывающегося ренессанса петербургской драмы.

©  Владимир Телегин

Еще не возрождение — уже не вырождение
Это еще не возрождение, но уже не вырождение. Начало очередного витка особенно ощутимо на фоне намечавшегося кризиса начала нулевых. Студийное движение конца 80-х сошло на нет, лихие режиссерские 90-е миновали, молодые свободные режиссеры так и не вышли на подмостки репертуарных гостеатров, монополизированных одряхлевшими академиками. Один лишь антрепризный гул не стих. В конце нулевых случилась консолидация сил репертуарного театра и лидеров авангарда. Семена, брошенные в землю еще в девяностые годы театром-фестивалем «Балтийский дом», под крышей которого работал Формальный театр Андрея Могучего и «Фарсы» Виктора Крамера, проросли только сейчас.

Читать текст полностью
Все новости ›