Юрия Бутусова трогательно окрестили «первой ласточкой» месхиевской театральной весны.

Оцените материал

Просмотров: 8973

Питерская реформа как враг реформ вообще

Лилия Шитенбург · 22/05/2012
Действия Дмитрия Месхиева и петербургского комитета по культуре кажутся целенаправленной акцией по дискредитации любой реформы в области театра

Имена:  Дмитрий Месхиев · Юрий Бутусов

©  Коллаж OpenSpace.ru / Фото Игорь Руссак / ИТАР-ТАСС

Питерская реформа как враг реформ вообще
С той же неизбежностью, с которой за зимой следует весна, за февральскими скандалами, выпавшими на долю петербургской культуры, последовали скандалы майские. Начались они с учреждения «Комиссии по проведению комплексного анализа деятельности государственных театров городского подчинения», которая наследовала предыдущей комиссии, созванной в связи с давним творческим застоем в Театре комедии. Ситуация в театре той первой комиссией была дипломатично признана «в целом удовлетворительной».

Во вторую комиссию вошли некоторые (далеко не все) руководители городских театров, театроведы из Театральной академии во главе с ее ректором, два режиссера, один артист, вездесущий советник губернатора по культуре Рудольф Фурманов и неожиданно извлеченный из глубокого забвения независимый мемуарист Александр Белинский. Опубликованные вскоре первые результаты мозгового штурма сотрудников комитета по культуре и «комиссаров» повергли в легкое недоумение театральный Петербург, в состояние шока — многих руководителей театров и в состояние искреннего изумления — некоторых членов самой комиссии, утверждавших впоследствии, что часть решений, озвученных от их имени, ими не только не принималась, но даже не обсуждалась.

Отрекаться и вправду было от чего. В нескольких скупых строках официальной информации содержались следующие пункты:

— замена бессрочных контрактов для худруков театров на срочные (один год с последующим возможным продлением на три года);
— учреждение общегородского худсовета, который должен давать репертуарные рекомендации театрам и влиять на новые назначения директоров и худруков;
— единоначалие художественного руководителя в театре — «исполнительный директор» отныне ведает только финансово-хозяйственной частью, но отвечает за все худрук.

Сомнения вызывало все. И взятый с потолка срок контракта (если в театр придет наконец новый худрук — что он успеет за год при несменяемой труппе и в условиях «единоначально» свалившихся на него хозяйственных забот?). И очевидное несогласование местных инициатив с федеральными законами. И сам способ, благодаря которому бессрочные контракты превратятся в срочные. Да и принцип единоначалия худрука, не являющийся персональной затеей петербургского комитета по культуре и поддержанный лично Путиным, имеет не только положительные (примат творчества над финансами), но и отрицательные (навязывание художнику несвойственных ему функций) стороны, которые неминуемо дадут о себе знать, если опытные продюсеры и режиссеры в кресле худрука будут играть по одним правилам. И плюс ко всему этому идея пресловутого «городского худсовета», регулирующего репертуарную политику: Месхиев, к слову, не прочь при случае высказаться о «лишних» опытах «осовременивания классики». Что само по себе уже настораживает.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:26

  • prostipoma· 2012-05-22 21:12:12
    Безотносительно к содержанию текста - когда редакция Спейса поймет, наконец, что быть отраслевым изданием (а оно, вообщем, этим и является), это определенный ремесленный стандарт. В статьях о культурной политике, менеджменте - ноль статистки. Какие-то кляузы, тайные стенограммы актерской тупости,аппаратный срач. При этом Бирюкова не способна посчитать оркестры, у Аршиновой какая-то мифическая статистка доносов мамаш на педагогов. Здесь - какие-то абстрактные ляля про зрителей, которые, ой-ой, сразу сбегут из театра после смены худрука. Самые незащищенные- это, оказывается, худруки. Худрук - дичайший рудимент советской системы, и все эти байки про "театр -дом"- разговоры для бедных. Хороший режиссер не останется без работы ( "заграницей" просто цунами питерских демиургов), вся,так печально захлебнувшаяся "новая волна" - Праудин,Козлов,Дитятковский,Могучий вполне себе творили в качестве вольных художников. Почему театры - оплачиваемые казной частные вотчины, вопрошу неоригинально? Критериев, видите ли, нет. А какие критерии для того же Александрова? Он что, Фельзенштейн или Дзефирелли?
    И даже посещаемость - это не критерий, лучше всего посещаются самые гнусные рассадники мещанского вкуса, который так гнетет госпожу Давыдову.Неужели нельзя понять, что как раз сменяемость начальства, как в нормальном мире, это шанс хотя бы на гипотетиечский успех, когда как несменяемые старые пни, двадцать лет назад поставившие последний нормальный спектакль, это гиря, тянущая всех на дно.
  • Andrey Pronin· 2012-05-23 01:05:23
    Уж не знаю, что там и когда поймет редакция Спейса, но более "безотносительным" к содержанию данного текста был бы разве что комментарий, содержащий статистику о бузине в огороде и дядьках в Киеве
  • prostipoma· 2012-05-23 11:59:44
    Господин Пронин,

    поставлять вам статистику не входит в мои профессиональные обязанности. Они ваши. Гонорары за это получаете вы. Но ведь пойти поговорить с Месхиевым, взять циферки из комитета - на это мастера слова не способны.Только ваять "рецензии", а остальное - все равно, что заставлять "художника" считать деньги.
    Я понимаю, что театральное начальство Петербурга крайне возбуждает именно перспектива быть переведенными на срочный контракт, и ничего, кроме как, обычной жалобы в трудинспекцию этот текст не представляет.
    1) Почему за год худрук не способен справиться с театром - это что, оборонный завод? Если не способен - значит не может, есть масса других профессий. Почему везде есть система "пробного года", а в Питере - ну сразу конец света.
    В любом случае - ноль внятной, подкрепленной примерами и фактами аргументации.
    2) На основании какой статистики утверждается, что с переменой худрука падает посещаемость? Где именно?
    3)что за "художник, с "несвойственными ему функциями". А должность завхозов что, отменили? И проблема, что "художник" , лезущий на рук.должность не владеет азами менеджмента и управления - это проблема ЛГИТМИКа, а не Путина.
    4)с какими ИМЕННО законами не согласовано?
    5)какими критериями руководствуются сами худруки, когда выгоняют "нерадивых"?
    Мне страшно интересно. Я тысячу раз видел, как гонимые худруки совершенно вопреки любым критериям и КЗОТу расправлялись с неугодными.
    6) и самое главное, на основании чего они решили, что имеют право на несменяемость и бессрочность, что противоречит, например, европейской системе. Где несменяемы сотрудники и сменяемо руководство и режиссеры.


    ничего это нет. Прицеплен Фамусов и кляуза не "мракобесие" Месхиева.
    Есть типичный случай байки, о том как силы добра и прогресса борются с гнусной реакцией. Хотя эти силы добра, по большей части, из той же оперы, что и ваш комитет культуры. Фигура Александрова тут очень знаковая.
    Речь, повторю, не о том, кто прав, а кто виноват, а о том, что ремесленный стандарт, что в написании ябед, что в журналистике, что в управлении театрами никто не отменял. И критерии это стандарта довольно ясные.
  • prostipoma· 2012-05-23 13:10:07
    Вот, довольно выразительно
    Петербург- со своими 5 миллионами, 83 театра, 2500тыс посещений за год (2010).
    Берлин -3,4 млн, 47 (!) театров, 2888 тыс посещений за год - причем динамика положительная, причем Берлин сильно уступает Гамбургу по количеству посещений на душу населения.
    Довольно интересны и общие показатели ок. 29 млн. посещений в 2006 на всю РФ, и 34 млн. на всю Германию.
    То есть монструозная система - это ОК. Худруки тут невинные овцы, во всем виноват, конечно, проклятый режим.
  • Andrey Pronin· 2012-05-23 14:12:51
    ой, это не я, кажется, сказал, что немецкий театр лучше российского, а вы. В мои обязанности комментатора ни черта не входит, и гонорара я за это не получаю. А в обязанности автора заметки не входит писать диссертацию или курс лекций. А чрезмерная читательская проницательность иногда вводит в комическую коллизию. Автор заметки, кажется, призывает как раз к реформе, только продуманной и основанной на разумных основаниях. И уж ни к какой несменяемости худруков не призывает. И не призывает к несменяемости Александрова. Вы другой текст читаете, свой какой-то
  • prostipoma· 2012-05-23 14:54:12
    Нет, это Вы не читали мой коммент - а взялись отвечать. Я не получил ответа на соотв. пункты. Второе- не получил ответа, как можно писать тексты о "реформах" опираясь на какие-то свои внутренние ощущения,не, как минимум, на цифры.
    Я не получил ответа почему бессрочный контракт,это круто, а срочный - катастрофа. Ни от автора текста ни от вас.

    Ну так у французов еще круче
    46 только частных театра в Париже имеют более трех миллионов посещений. К этому lдобавить Комеди Франсез - 282 тыс и Опера - 738.

    Сиятельный Мариинский театр дает культурной столице (чай не Бангладеш) - пятую часть посещений. Че делают остальные 82 заведения?
    Причем, очень характерное КПД. Опера дала 437 представлений - 738 тыс. МТ - 524 представления - 522 тыс. зрителей. Это мегаменеджер Гергиев со своей Алисой и "новой филармонией".

    И вот именно это- критерии, по которым худруков надо увольнять, а не устраивать им пожизеннную ренту.

    Вам не надо рассказывать про "срочные контракты" менеджмента во Франции? Про долю, частного, не казенного искусства? А вы держитесь зубами просто за косую систему с неувольнямыми худруками.

    http://www2.culture.gouv.fr/culture/deps/2008/pdf/Chiffres-cles-2009.pdf
  • prostipoma· 2012-05-23 14:59:11
    И про реформу. Ее 20 лет назад надо было проводить, но в ней не Путин с Мединским не заинтересованы ( им похрен). А в первую очередь сами "художники" и их медийные медиумы, вроде автора статьи. Туча плохо посещаемых театров, туча скверных культурных вузов - это ярмарка тщеславия за госсчет.
  • Andrey Pronin· 2012-05-23 16:32:24
    Автор текста, я полагаю, не является сторонником бессрочных контрактов, я тоже не являюсь. Я являюсь противником срочных контрактов на год, когда новый худрук приходит, а у него уже лежат на столе три контракта с режиссерами Ивановым, Петровым и Сидоровым, когда новый сезон распланирован до его прихода. Когда он может оказаться заложником несменяемого завхоза, который будет воровать туалетную бумагу, а сядет в тюрьму худрук. Я являюсь противником такого контракта с режиссером Александровым, который режиссер Александров сможет оспорить в суде. Это не внутренние ощущения, это повседневная реальность. А умозрения, исходящие из того, что в Петербурге-де 82 театра (а театр "Плоды просвещения" посчитали? а театр сновидений?), могут быть сколь угодно пафосны, но это философистика, потяни меня за палец. Бутусов убрал с репертуара связку бульварных хитов - посещаемость упала: это практика. Собственно, исходить из практических целесообразностей и призывает автор заметки.
    Но за то, что я держусь за косую систему с неувольняемыми худруками, спасибо. Это неожиданно и свежо. Когда будут бить в очередной раз, сошлюсь на вас: мол, я свой, ребята. Это подтвердил такой-то, вот только фамилию вашу не смогу назвать, так что так и будут мутузить.
  • zmejukina· 2012-05-23 16:48:22
    Сколько раз говорю себе : "Лучше возьми с полки Агату Кристи или Уилки Коллинза !!!"...Заканчивается все чтением тэатровэдов. И ведь (злодеи) тексты пишут все объемнее -палец аж затек крутить колесико мышки... Обсуждать на самом деле уже нечего. После всей истеричной шумихи начала мая ,лично я в извечном противостоянии "художник и власть" уже не на стороне "художников" точно. Как покажет себя "власть" поживем-увидим. А слушать истерики руководителей театров, читать театроведческую псевдоаналитику - надо предоставить это самим деятелям культуры ...
  • satourn· 2012-05-23 19:47:12
    M-me Zmejukina прилюдно отчиталась о том, как много времени в её жизни потрачено попусту.
    Что же, по комментарию судя - едва ли не всё.
  • zmejukina· 2012-05-23 20:24:43
    Но только не надо складывать пальцы веером- как говорится можно в ответ и" веером по лбу" получить !!! Вопрос в том,что побуждать к написанию чего-либо могут : любовь,интерес,азарт и т.д. Когда высказывания холодны (как собачий нос) и псевдофилософичны, то после них (и впрямь) может потянуть на книги "независимого мемуариста"-там хоть какой-то интерес к происходящему(происходившему) !!!
  • satourn· 2012-05-23 20:54:02
    Как и в случае с собачьим носом, холодность высказываний - всего лишь признак здоровья.
    А для тех, кто [был] знаком, скажем, с отечественным коммунальным бытом, "интерес к происходящему" - сомнительная рекомендация. Особенно когда - на пространстве короткой реплики - обеспечена двумя порциями по три восклицательных знака.
    Знакомая интонация. Из того же быта. Который обладания веерами не предусматривал.
    Так что не страшно.
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • prostipoma· 2012-05-25 14:32:40
    Уважаемый г-н Пронин,

    все таки Вы невнимательно читаете, то о чем пишу.

    1) меня в конкретном случае вывел из себя типичный текст а ля русский театровед, а не мнение автора текста или Ваше ( в декларациях о том, что Вы всеми руками за реформы я не сомневался, но как дело касается практической части - ..) Когда метафоры подменяют матчасть - вроде вашей туалетной бумаги. Повторю,это текст про проблемы менеджмента - здесь нужна внятная аругментация с цифрами, а не Фамусов и ябеды на не любящего осовременивание классики Месхиева(кто бы говорил) , Как может быть "практическая целесообразность" без цифр?. То, что выпускники Моховой (и проч) на такие тексты неспособны - это сплошь и рядом. Вам надо рассказывать с какой скоростью выгугливается европейская статистика, а с какой русская?
    Вот Вы, только в комменте, более или менее предметно изобразили, в чем, по вашему проблема годичного контракта. Автор -увы.
    Пишет, что были бессрочные контракты - ну вроде как нормально, а вот срочные ужас. Ваше мнение, это прекрасно - но в тексте, извините другое. То есть автора и вас, хоть вас и били, видимо, статус кво устраивал.
    2) ну не придумали других критериев, кроме как статистики. Заполняемость зала - это первый критерий, по которому судят интенданта. И искусство менеджмента, это как в парижской опере, где,я вас уверяю, все вполне прогрессивно,небульварно и залы, тем не менее заполняются .
    И довольно забавно слушать про борьбу с мещанским вкусом ценой потери публики. Бутусов все же не какашки Кастелуччи или кровищща Тальхаймера. Я видел массу, хороших, традиционных спектаклей, которые также фигово посещаются, как и "новации". Истина о том, что государство должно спонсировать некоммерческое искусство банальна, но на самом то деле в РФ казна содержит как раз таки мещанское, антрепризное искусство. Именно поэтому полезно посмотреть на французские цифры, где очень ограниченное казенное участие, не мешает цвести частному сектору ( в социальном плане, для артистов, это,конечно, очень жестко).
    У вас, милые мои, было дофига времени публику как-то воспитать, а не рыдать, как Давыдова, отчего все такие тупые и реакционные. И на основании этого, как это здесь очень любят, выгораживать профнепригодный русский театральный менеджмент, на который покусился комитет культуры. Вам я цифры и привел, чтобы показать, что "практика" бывает совсем другой. В Германии на футбол народу ходит меньше, чем в театры.
    2) Аргументации против пробного года я не понял, если честно. Во-первых, никто не заставляет подписывать худрука такой контракт, если ему тяжело и он не может, как пишет автор, справиться с труппой( там - в тексте - ничего нет про солидарную ответственность за туалетную бумагу), если работодатель заинтересован - он подпишет контракт на три года, если нет - зачем таки отношения между плательщиком и бюджетополучателем? Примеров, когда худрук начинает собачиться с труппой на второй месяц, а уволить без эпопеи - увы, приводить не надо?
    Курьезен довод об уже подписанных контрактах - а как иначе? Весь цивилизованный мир планирует на пять лет вперед, и это совершенно классическая ситуация, когда интендант работает с проектами его предшественника. И, соотв, с его стратегией будет работать его наследник - и это вот бесценное качество думать головой вперед двигает горы. Про посадку за туалетную бумагу говорить не буду, тк из текста автора это не следует. И вообще - обычно тырят на брудершафт. И консолидированная ответственность за уголовные преступления - довольно спорное толкование УК. Опять же, все упирает в квалификацию менеджера-худрука, и вообще устройства театральной системы. Есть бухгалтер, который обязан, простите, указывать худруку на проблемы баланса.
    Почему-то, как наворовать на две кваритры, это художники умеют, а как до финансовой дисциплины - о блин, ну я же поэт!
    И еще. Меня всегда поражала позиция околотеатральных людей, в частности, журналистов. Все прогрессивные, все хотя реформ и как в Европе. Но почему тогда за 20 лет не изменилось ну ровным счетом ничего? Не ужели не понятно, что зона профессиональной отвественности журналиста ( а особенно журналистов, рвущихся в кураторы) - это и есть влияние на культурную политику? И влияние - это не написать какое мракобесие у Дорониной или Тачкина, а целый ряд компетенций - от умения написать внятную, финасово и организацинно ясную стратегию (беспомощность в этом особенно видна на кураторских оптыах культуржурналистов - от Парина до Должанского) до способности поехать в амстердамский гей-бар и поговорить об одиночестве Гергиева там, не трясясь за собственную шкуру.
    Умозрение - это не видеть связи между посещаемостью, продуктивностью, способами финансирования тех 82 театров и бессрочными контрактами,раздутым рынком труда, перенасыщенным, с низким КПД (ср. штатные расписания казенных сцен в Германии и России), творчески импотентским, а пенять на проблемы вкусам Месхиева. Статистика прекрасно показывает, что весь экспансивный рост театральных институций ( еще более дикий в Москве) никаких других причин, кроме как возможности за счет бюджета тешить собственное тщеславие и иметь пожизненную социальную устроенность. А попытка гнездо разворошить вызывает сразу бурю. Бесправное положение рядовых артистов и сотрудников, годами гноившихся теми же худруками, никогда не дождется таких дружных медийных возмущений - это так, норма нашей жизни.
  • IMac-II· 2012-05-25 15:05:15
    Любимая г-жа Простипома!
    Игра цифрами -- прекрасно (отдельное спасибо за ссылку на французскую культурную статистику).
    "Опера дала 437 представлений - 738 тыс. МТ - 524 представления - 522 тыс. зрителей..." Это все, конечно, так, но!
    Зачем сравнивать Божий дар с яичницей: Оперу с Мариинским театром, а следовательно, тысячелетний Париж с изуродованным/изничтоженным за сто лет Ленинградом. Я говорю про качество и количество зрительского мяса (извините за цинизм). Скажите спасибо, что и 1000 человекоподобных собирается на каждое представление МТ (и эти-то мало что понимают в том, что и зачем слушают-глазеют). Вы смотрели когда-нибудь в Коломне (где МТ расположился) внимательно по сторонам, в ларьки/магазины заходили, в окна подвалов заглядывали? Это и есть потенциальные посетители. Поставьте сейчас хоть Мортье, хоть Жоэля (если Мортье раздражает), хоть с бессрочным, хоть со срочным контрактом на хозяйство в МТ -- обхохочемся через год вместе с Вами. Ну разве что китч Дзефирелли смягчит силу удара жопы об тэйбл. На фоне социо-культурной и антропологической катастрофы в Питере, "театральная реформа" -- это как трюфелями спасать голодного блокадника. Мария-Антуанетта уже предлагала пирожные.
    Amen
  • IMac-II· 2012-05-25 15:23:14
    И еще г-же Простипоме:
    я был бы счастлив (без шуток), если бы редакция Openspace сподобилась, наконец, вытащить Вас из подвалов комментов в бельэтаж писания собственно текстов. Ей Богу, и для редакции Openspace, и для нас, читателей, да и для Вас, уважаемая Простипома, это было бы очень полезно. Может, подумаем об этом всерьез? Я готов лоббировать.
  • zmejukina· 2012-05-25 16:48:36
    Да-да! И меня тоже в "бельэтаж писания собственно текстов"!!!))) Я все задам,всем все скажу (жалкие людишки!),от моего гнева не уйдет никто!.......Только из вышенаписанного мне все-таки не ясно : "Так кто же все-таки убил мэтра Роше?")))
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • Marina Dmitrevskaya· 2012-06-01 13:56:10
    http://www.novayagazeta.spb.ru/2012/35/8 О ТОМ ЖЕ ПИСАЛА УЖЕ НОВАЯ ГАЗЕТА...
  • zmejukina· 2012-06-02 08:30:52
    "Новую газету" читали. Там так же публикация "ни о чём". Ради исторической справедливости признаём : "ни о чём" г-жи Дмитревской вышло в свет на неделю раньше "ни о чём" г-жи Шитенбург. Укроп и петрушка г-жи Дмитревской всегда свежее и "зеленее", чем у товарок! )
  • zmejukina· 2012-06-02 09:52:51
    Майские события, на мой взгляд, показали, в первую очередь, что главный враг реформ- ужасающий уровень цеха питерской театральной критики. Если финансовый аналитик в состоянии высказаться только на тему: "Все бессмысленно- мир катится в пропасть!", грош цена ему как профессионалу. Можно бесконечно долго говорить о некомпетентности чиновников на уровне обывателя, но ,если ты профессиональный аналитик в области театра- будь любезен соответствовать! Именно из рассуждений профессионалов и могут увидеть эти самые чиновники реальную картину. Что мы имеем? Г-жа Дмитревская в сюжете РТР ,говорит о работе комиссии : "Ну что такого? Мы просто побазарили!"(при чём делает это с нездоровой игривостью в глазах!).Ну а далее выдает в "Новой газете" комментарий к истории в стиле: "Я вошла в лес невинной Красной Шапочкой!". Г-жа Шитенбург выдает(см.выше) материал под девизом:"У них все равно бы ничего не получилось!". Это-аналитика? Г-жа Зарецкая,вообще настолько застряла в склоках с отдельными театральными деятелями и коллективами, что начинаешь думать,что её тема -вопросы ЖКХ. Можно бесконечно долго рассуждать о том,что чиновники прибегают к советам "независимого мемуариста",при этот абсолютно не задумываясь о мере своей ответственности в высказываниях профессионала в научном изучении театральных процессов! Стыдно,дамы! Пора за ум браться! )))
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • zmejukina· 2012-06-02 15:32:40
    В любом случае надо прекратить плодить таких "специалистов" как саранчу и выпускать театроведов ежегодно пачками -этот факультет на Моховой пора закрыть .
  • Владимир Тактоевский
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • bullet· 2012-06-26 23:33:51
    Prostipoma, честное слово, в связи с закрытием Спейса, единственное о чем жалею, что не буду иметь возможности наслаждаться Вашими комментариями, скажите, как Вас можно найти?
  • Philip Nodel· 2012-06-26 23:39:03
    Уважаемый Prostipoma! Если с изменением формата ОС рубрика и Вы вместе с ней исчезнете - это будет слишком несправедливо! Присоединяюсь к просьбе не пропадать и найтись где-нибудь на Фейсбуке, к примеру, или написать что-нибудь на [email protected], если Вы не пользуетесь социальными сетями, только не пропадайте! :-)
Все новости ›