Главная его мизансцена – оказаться поближе к суфлеру.

Оцените материал

Просмотров: 30630

Что такое мизансцена

Марина Давыдова · 04/05/2012
КАМА ГИНКАС рассказал МАРИНЕ ДАВЫДОВОЙ, как Товстоногов за «правильные» мизансцены получил Сталинскую премию, а Брук с помощью «неправильных» перевернул театральный мир

©  Ив Орлов

Что такое мизансцена
 

— Вы могли бы дать какое-то определение понятию «мизансцена»?

— Наверное… Это работа режиссера с помощью артистов в пространстве.

— Или размещение предметов и артистов в пространстве.

— Только не предметов и артистов. А артистов и предметов все же. Хотя важно, что вы добавили слово «предметы». Артист ведь может взаимодействовать и с мебелью, и с реквизитом, даже со стеной. Вообще, многим кажется, что мизансцена — это и есть язык, на котором говорит режиссер. А я думаю, что это не совсем так. Если язык писателей — слова, их последовательность, если живописец говорит с нами сочетанием цветов, объемов, линий, если язык композитора — это звуки, тембры и т.д., то наглец-режиссер уворовывает все у всех и пользуется всем сразу. Его язык тем и замечателен, что включает в себя и слова, и ритм, и цвет, и мелодии, и жесты, и паузы, и пространство. Единственное отличие режиссера в том, что этот негодяй пользуется еще и живым, беззащитным существом, которое называется артист.

— Но во всей этой палитре не является ли все же мизансцена главным выразительным средством?

— Нет, нет. Их просто критики очень любят. Их легко описывать. «Прихрамывая на обе ноги, приседая и немного сморкаясь, забившись в грязный угол в самой глубине сцены, он сказал: “Быть или не быть?”».

— Это правда. Мизансцена — подлинный подарок для пишущей братии. Вот мы сидим сейчас с вами в белой комнате ТЮЗа, в которой я смотрела когда-то «К.И. из “Преступления”». Финальную мизансцену этого спектакля (Катерина Ивановна лезет по белой лестнице вверх, а лестница упирается в белый потолок; Катерина Ивановна стучит в этот потолок и кричит: «Пустите меня туда!») описали, кажется, все рецензенты, в том числе ваша визави. Простой зритель, он ведь как думает: вот есть артист или артистка, вот она играет себе, играет и в какой-то момент ей ужасно, видимо, захотелось полезть по этой лестнице вверх. Ну, такое спонтанное желание. А критик думает: так-так, тут Гинкас что-то такое придумал, мы запишем пока в тетрадочку, потом расшифруем как-нибудь.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Валерий Сторчак· 2012-05-05 03:13:06
    Язык режиссёра - ДЕЙСТВИЕ. А не "всё сразу". Действие доминирует либо в мизансцене (физике), либо в маске(психике), либо в слове (вербально), в зависимости как у автора это написано, что важнее для развития истории. Действие - это ПЕРЕМЕНА какая-то. И режиссёр должен организовать эту ПЕРЕМЕНУ (Действие), а не метафору. Поэтому спектакли Някрошуса и Гинкаса такие скучно-нудно-мёртвые, что в них полностью отсутствует действие драматическое, а театроведы разгадывают метафоры, как будто они на выставке символизма-концептуализма, а не в театре. Ну, а то, что ни Давыдова, ни Гинкас не понимают, что такое драматический театр - это и "выше" и "поверх" профессии одновременно.
  • shaporinalubov· 2012-05-05 08:05:14
    У Туровской Бабанова мизансцены прелестно именует балетом.
Все новости ›