«Дружок, неужели все это сделал я?» – спрашивает жену Путин.

Оцените материал

Просмотров: 18142

«БерлусПутин» в «Театре.doc»

Алла Шендерова · 21/02/2012
Политический фарс, которым «Театр.doc» отметил свой десятилетний юбилей, доказал, что самоцензура в России стремительно выходит из моды

Имена:  Варвара Фаэр · Дарио Фо · Евдокия Германова · Франка Раме

©  Полина Королева / Театр.doc

Сцена из спектакля «БерлусПутин»

Сцена из спектакля «БерлусПутин»

Фарс нобелевского лауреата Дарио Фо, в котором Путину пересаживают половину мозга Берлускони (получившийся двуглавый аномал l'anomalo bicefalo ужасается тому, что натворил прежде), в Италии шел в таком же, как Doc, небольшом театрике. Потом его, хоть и со скандалом, даже показали по какому-то частному каналу, после чего журналисты заявили великому и ужасному Дарио, что он победил цензуру.

Лично я первый и последний (пока) раз подверглась цензуре в 2003 году, в журнале «Итоги». Мне заказали статью про «Театр.doc». Вернее, это была статья про только появившуюся у нас «новую драму» — она называлась «Драма времен интернета и мобильника». Я выбрала «Кислород» Ивана Вырыпаева и Виктора Рыжакова, который вышел в «Театре.doc» годом раньше; «Потрясенную Татьяну» — семь коротких пьес Лаши Бугадзе, объединенных Михаилом Угаровым в один спектакль, — и еще пару постановок. При публикации из статьи исчезла цитата про то, что у летчика, врезающегося в здание торгового центра, и у пожарного, который тушит образовавшееся пламя, одна цель — кислород. А абзац про «Потрясенную Татьяну» сократили раза в два. Текст «Кислорода», объяснили мне, руководство журнала сочло пропагандой терроризма. Ну, а про Грузию вообще нечего писать — у нас с ней война вот-вот начнется.

Это я к тому, что постановки «Театра.doc» всегда задевали чью-то любимую мозоль. Возьмите афишу большинства академических театров: если на ней нет даты, нелегко будет отличить, сегодняшняя это афиша или, скажем, десятилетней давности. В Doc иначе. Правда, и традиционных афиш тут нет; во всяком случае, я не видела, чтобы они были где-то расклеены. Зато навскидку помню, что десять лет назад здесь шла «Большая жрачка» — фарс о том, что творится на ТВ; «Песни народов Москвы» — о жизни бомжей, где одного забулдыгу невероятно точно изображал Вырыпаев. И «Преступления страсти» — реальные рассказы женщин, сидящих в колонии, поставила все та же Варвара Фаэр. Сегодня к остросоциальным памфлетам вроде «Жизнь удалась» в «Театре.doc» добавились острополитические: «Час восемнадцать» — о том, как умирал юрист Магнитский; «Двое в твоем доме» — о домашнем аресте Владимира Некляева, ну и «БерлусПутин». Чувствуете? Это не «Театр.doc» изменился (он, как известно, только зеркало) — это изменились болевые точки.

Текст Дарио Фо, написанный при участии Франки Раме, в «Театре.doc» адаптировали: думаю, в оригинале драматург глубже внедрялся в итальянское полушарие «бицефала» и вряд ли был настолько осведомлен о жизни русского премьера, как следует из спектакля. Можно предположить, что от Фо в «БерлусПутине» вообще не так уж много. Но одно ощущается точно — дух итальянского площадного театра. А что самое главное в площадном театре? Бесстрашие и заразительность.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›