Если б не судьба-индейка, они могли бы ходить в один детский сад.

Оцените материал

Просмотров: 40857

«Фрекен Жюли» Томаса Остермайера

Марина Шимадина · 27/12/2011
Постановка известного немецкого режиссера оказалась испытанием даже для артистов уровня Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой

Имена:  Евгений Миронов · Томас Остермайер · Чулпан Хаматова

©  Кирилл Иосипенко  ⁄  ИТАР-ТАСС

Чулпан Хаматова и Евгений Миронов в спектакле «Фрекен Жюли» - Кирилл Иосипенко

Чулпан Хаматова и Евгений Миронов в спектакле «Фрекен Жюли»

Театр Наций сыграл первую премьеру на своей исторической, только что отремонтированной сцене. Новый спектакль с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой собрал множество светских персонажей от Ксении Собчак до Аллы Пугачевой, но радостного единения актеров с залом, какое всегда случается на «Рассказах Шукшина», тут не произошло. Если Алвис Херманис показал нам прекрасную сказку о нас самих, то Томас Остермайер поставил перед публикой зеркало, отражающее весьма неприглядную картину.

Известный немецкий режиссер, 43-летний руководитель «Шаубюне», уже не раз привозил в Москву свои жесткие провокативные спектакли — «Нору», «Замужество Марии Браун», «Гамлета», — но ни разу не работал с русскими актерами. Если, конечно, не считать мастер-класса на фестивале «Территория» в Перми. Тогда он разбирал со студентами того же «Гамлета» и, помнится, излагал криминалистскую теорию о том, что в основе любого преступления лежат два фактора — деньги и сперма. Не знаю, как к Шекспиру, а вот к «Фрекен Жюли» эта формула подходит идеально. В основе пьесы два конфликта: война полов и социальное неравенство. Но в отличие от женоненавистника Стриндберга, который пугал всех последствиями феминизма, Остермайер по привычке делает упор на социальный аспект.

По его заказу драматург Михаил Дурненков переписал пьесу, переселив героев из шведской усадьбы XIX века на современную Рублевку. И безнадежно, казалось бы, устаревшая вещь стала звучать как новая драма или даже как новое кино. Но не мелодрама в духе «Водителя для Веры», герои которой перемахивали через социальные границы с легкостью сказочной Золушки, а скорее как беспристрастная «Догма», фиксирующая жизнь персонажей во всех отталкивающих подробностях. В спектакле вездесущий глаз камеры неусыпно следит за происходящим и с одинаковой документальной холодностью транслирует на экран как интимные сцены, так и содержимое мусорного бака. Начинается все со снятой крупным планом разделки куриной тушки, которую программа «Едим дома» забраковала бы за неаппетитную натуралистичность. Подобной стилистики режиссер придерживается и в дальнейшем. На том же столе, где кухарка Кристина потрошила курицу, чуть позже Жан разложит свою хозяйку. И зрители будут сочувствовать ей не больше, чем несчастной птице из супермаркета. Причем весь этот анатомический театр будут два часа непрерывно посыпать издевательски красивым снежком, который наши режиссеры любят припасти на эффектный душещипательный финал.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • actual· 2011-12-28 01:32:25
    Классный рассказ.

    (Только с меня и "Крейцеровой сонаты" хватит. "На цыпочках. через детскую...")
  • Слава Верников· 2012-01-12 22:51:23
    Да позвольте-с: зачем же столько слов по поводу такой, простите, чепухи? Несостоятельный спектакль во всех отношениях, и скучный.
    Вот мне было скучно смотреть на эти кухонные разборки с исключительно, по сути, бытовым садизмом, происходящим от бездарности.

    Если не читать статьи о Фрёкен Жюли, то о том, что показана в ней остросоциальная российская реальность можно догадаться с большим трудом, потому что не задевает она. Нужно всматриваться и вслушиваться. Но ведь не во что!!! Слишком бездарно высказана она и в литературном аспекте, и в любом другом.
    Извиняюсь за прямоту. Что делать? Захотелось сказать правду. Если не зритель, то кто же? У на ведь принято хвалить людей, имеющих медальки и премии. Пусть заслужат последние. Не зрители им их дают, и уж тем более, не искусство, а связи! Вот о чем в России нужно говорить прежде всего!!! И когда это закончится, все встанет на свои места... во всех областях
Все новости ›