Пожалуйста, ни слова про Сколково!

Оцените материал

Просмотров: 20011

Диалог о «Золотом петушке»

Дмитрий Ренанский, Николай Берман · 29/06/2011
Оперный и драматический критики поспорили о спектакле, поставленном Кириллом Серебренниковым в Большом театре

Имена:  Василий Синайский · Владимир Маторин · Кирилл Серебренников

©  Александра Мудрац  ⁄  ИТАР-ТАСС

Сцена из оперы «Золотой петушок» - Александра Мудрац

Сцена из оперы «Золотой петушок»

Дмитрий Ренанский: Для начала я хотел бы пояснить, «Золотой петушок» — вторая полноформатная работа Серебренникова в музыкальном театре, первой был мариинский «Фальстаф»: один из лучших, на мой взгляд, и совершенно недооцененных российских оперных спектаклей последних лет. Этот пятилетней давности оперный дебют К.С. был примечателен главным образом способностью режиссера взаимодействовать с драматургией первоисточника (то есть собственно композиторской партитуры). Этим даром, надо сказать, обладают очень немногие наши постановщики. Так что «Золотого петушка» все ждали с большим нетерпением, тем более что этому сочинению Римского-Корсакова в театре не очень-то повезло…

Николай Берман: Я, в свою очередь, хотел бы обозначить другой контекст, который в значительной мере определил облик «Золотого петушка». Дело в том, что этот спектакль находится в прямом взаимодействии с «Околоноля» и «Отморозками», их даже можно назвать трилогией. И для К.С. это был концептуальный ход — он поставил три спектакля о власти, дающих взгляд на нее с диаметрально противоположных сторон. Первый из спектаклей, предположительно созданный по книге главного кремлевского идеолога, показывает, как она видит себя сама, демонстрирует ее рефлексию и своеобразное ее саморазоблачение, доводящее до самоуничтожения. Второй, в основе которого роман одного из самых ярых ее (власти) противников, посвящен людям, которые пытаются ее победить, но в результате терпят крах. Дебют К.С. в Большом — это взгляд на власть с третьей стороны. Он являет власть во всем ее блеске и великолепии, в кричащей роскоши, в том облике, в котором ее видит среднестатистический россиянин, включающий каждый вечер телевизор и принимающий на веру то, что ему говорят. Принципиально важно, что это спектакль именно Большого театра, который до сих пор остается в нашем сознании одним из главных символов имперского величия и официоза — такой масштабной политической провокации у нас не было как минимум двадцать лет, а в Большом, вероятно, вообще ни разу за всю его историю.

Ренанский: А вот и нет. У «Золотого петушка» есть одна проблема: он безбожно устарел — лет на десять, а то и на пятнадцать. По сути, все то, с чем работает К.С. в своей последней постановке, отработано его коллегами много лет назад (разумеется, я говорю здесь не о прямых заимствованиях, а о вторичности эстетики). Первый источник «Золотого петушка» — спектакль Дмитрия Бертмана в «Геликон-опере» 1998-го, что ли, года: вполне себе политическая сатира с царем Додоном, похожим на Геннадия Андреевича Зюганова… Источник номер два — это «Жизнь за царя» Дмитрия Чернякова, выдающийся спектакль Мариинского театра 2004 года, во втором, «польском» акте которого была блистательно отработана та самая «кремлевская» тема, которую разрабатывает К.С. Главное отличие, правда, заключается в том, что у Чернякова она была осмыслена так объемно и многозначно, как только один этот режиссер может: скажем, там во время балетного дивертисмента на сцену выпархивали молодые солдатики, а ученицы балетной школы в тюниках делали класс, держась руками за их штыки. И это было таким политическим высказыванием, которого стоит, простите, весь «Золотой петушок». И, наконец, была вышедшая в конце того же 2004 года «Царская невеста» Юрия Александрова — в известной степени пережевывавшая находки «Жизни за царя». Там уже были все те бляди в кокошниках, которых мы сегодня наблюдаем в «Петушке», весь квазисоветский лубок. То есть уважаемый Кирилл Семенович, при всей моей любви к нему, опоздал.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • aleksey_kiselyov· 2011-06-30 02:32:20
    наши ходили, говорят скука.
  • users.livejournal.com/_nikolay· 2011-06-30 06:43:42
    Просто ваши не всегда понимают современный театр!
    Если это - скука, то что тогда не скучно, я вообще не представляю!
  • aleksey_kiselyov· 2011-07-01 04:04:50
    куда нам
  • users.livejournal.com/_nikolay· 2011-07-01 07:12:01
    куда нам всем...
  • Vladislava Kuprina· 2011-07-05 13:32:05
    Думаю, нужно хорошо разбираться в политическом контексте, чтобы подобные диалоги вести. Кто с кем и за что..... Коль, при всем уважении....
  • users.livejournal.com/_nikolay· 2011-07-10 08:04:24
    По-моему, я как раз хорошо разбираюсь.
Все новости ›