Не было никакого резона затевать эту постановку, не зажегшись каким-то новым прочтением хрестоматийного текста.
Спектакль «Брат Иван Федорович» свидетельствует, что студийность знаменитой «Студии театрального искусства» начинает все больше отдавать академичностью
«Я буду темным и негромким», − обещает спектакль Сергея Женовача «Брат Иван Федорович» с первых же своих минут. Пока глаз свыкается с мраком, а ухо − с тишиной, занимаешься тем, что рассматриваешь спину сидящей наЧитать!
До самого конца представления на сцене не рассветет. Ни одна лишняя лампочка не загорится (художник по свету — Дамир Исмагилов). Вдобавок ко всему художник Александр Боровский под предлогом того, что с момента кончины Федора Павловича прошло совсем мало времени, одел героев исключительно в траурные цвета, да еще и укутал их всех по-зимнему. Что остается актерам при наличии столь жестких постановочных ограничений? Только чернеть себе по углам да негромко переговариваться. Даже когда участники спектакля мало-помалу рассядутся наконец по крепким казенным скамейкам, никаких общих дискуссий режиссер не допустит. И хотя актеры, будучи не в силах сдержать страстей, иногда очень даже возвышают голос, можно сказать, что спектакль Сергея Женовача состоит из восьми дружеских перешушукиваний в жанре «пока суд да дело».
Именно что суд да дело: Женовач сознательно скармливает публике спойлеры, не давая увидеть завязку этого увлекательного детектива о коллективном отцеубийстве. Считайте, мы вошли в зал в конце длинного спектакля, пропустив все «самое интересное».
В интимных тет-а-тетах, которые нам предложены, главный участник − вовсе не Иван Федорович (Игорь Лизенгевич), как можно было бы предположить по афишному названию, а его брат Алеша (Александр Прошин). Женовач построил весь первый акт как ряд исповедей, где герои признаются праведнику Алеше во всяческих своих гадких поступках и помыслах. По очереди отсаживаются с ним с одной церковной скамеечки на другую и начинают выплескивать на славного парня, совсем не похожего на сладкого херувима, всю свою черноту. Его дело — выслушивать, их дело — упиваться своим безбожием. Рассказывать, например, как это делает Лиза (Мария Курденевич), о том, что она хочет сидеть напротив четырехлетнего мальчика, распятого на кресте, и, слушая его стоны, есть ананасный компот. Бога же нет. И все позволено.
Если в первом акте тебе при помощи всяких околичностей доносят не самую новую мысль о том, что Бога нет, то второе действие будет посвящено тому, что черт таки есть. Сначала обаятельный актер Сергей Аброскин (Смердяков) сочными мазками нарисует перед Иваном весь их совместный путь к отцеубийству, а после этого черт не заставит себя ждать. Он (Сергей Качанов) выпрыгнет на Ивана Федоровича чуть ли не из кадки с фикусом, торчащей в углу сцены, и расскажет ему много интересного о нем самом. Бога нет, черт есть, а значит, можно предсказать и финал этого представления. Когда под конец спектакля рассеются сумерки в том месте, где, как нам казалось, находится алтарь, мы не разглядим там, конечно же, Саваофа с ангелочками. Только длинный скучный стол с канцелярскими принадлежностями — ведь завтра же начнется судебная волокита.
Сергей Женовач, надо отдать ему должное, предпринял довольно увлекательный литературоведческий анализ одиннадцатой книги четвертой части «Братьев Карамазовых» и создал весьма стройную театральную конструкцию. Актеры, при всей неровности их игры (совсем не задалась, например, пока что Грушенька у одаренной Марии Шашловой), тоже худо-бедно справляются со своими задачами. Но отчего же так скучно временами делается на этом спектакле?
Читать!
Ссылки
- Марина Шимадина. Сергей Женовач поставил «Записные книжки», 07.09.2010
- Алексей Бартошевич. Томас Остермайер против Сергея Женовача, 08.10.2010
- Мария Хализева. «Река Потудань» Сергея Женовача, 17.02.2009
- Алексей Бартошевич. Что такое театральный дом? 23.12.2008
- Вания Каракасиян. Блогеры против Сергея Женовача, 06.06.2008
- Мария Лепская. «Битва жизни» Сергея Женовача, 23.05.2008
КомментарииВсего:4
Комментарии
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452060
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343540
- 3. Норильск. Май 1269353
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897861
- 5. Закоротило 822384
- 6. Не может прожить без ирисок 783764
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760690
- 8. Коблы и малолетки 741628
- 9. Затворник. Но пятипалый 472620
- 10. ЖП и крепостное право 408152
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403892
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371180
Похоже, не еще одну "священную корову", а еще одного "козла отпущения".
На OS Михалкова уже втоптали в грязь так, что уже и не видно, теперь нужен еще кто-нибудь из мэтров. Ну что же, со вкусом у вас все нормально - поехали...
Все это в большей степени относится к комментариям, чем к статье. У любой труппы есть хорошие постановки, а есть и не очень удачные. Поэтому обобщения все же пока лучше оставить при себе.
"Поэтому обобщения все же пока лучше оставить при себе". А Вы что здесь - айн, цвайн, драйн? Обобщения - это по вашей части (при чем здесь Михалков, который втоптал себя в грязь исключительно самостоятельно). Театр, изо всех сил стремящийся оставаться студией-сектой, и уже не первый сезон убегающий в одно и то же архаичное "духовное" пространство, - разве не повод для обсуждения? Меня не шибко интересует Женовач, мне молодых и талантливых ребят жалко, которых он ведет в тупик.