В УИ-1936 искусство подражало жизни, в УИ-2011 искусство подражает только искусству.

Оцените материал

Просмотров: 23465

«Утраченные иллюзии» в Большом

Дмитрий Ренанский, Анна Гордеева · 27/04/2011
ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ объясняет, как сделаны «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова, а АННА ГОРДЕЕВА – как Алексей Ратманский отразил в этом драмбалете свои отношения с театром

Имена:  Алексей Ратманский · Борис Асафьев · Владимир Дмитриев · Леонид Десятников · Ростислав Захаров

©  ИТАР-ТАСС

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Дмитрий РЕНАНСКИЙ
В поисках утраченного времени


Предыдущей работой Леонида Десятникова в музыкальном театре, также инициированной Большим, были «Дети Розенталя» (2005). При видимых внешних различиях (где, казалось бы, опера по Сорокину, а где балет по Бальзаку) «Дети Розенталя» и «Утраченные иллюзии» (УИ) образуют дилогию: сюжет обеих партитур — работа не столько с музыкальным языком и композиторской техникой, сколько с культурными парадигмами.

Ключ к новой партитуре Леонида Десятникова стоит искать в обстоятельствах ее заказа: Алексей Ратманский, как известно, предложил композитору написать музыку на готовое либретто, созданное Владимиром Дмитриевым для драмбалета Бориса Асафьева и Ростислава Захарова. Если УИ-1936 сочинялись как театральный ремейк одноименного романа Оноре де Бальзака, то авторы УИ-2011 отталкивались не столько от конкретного текста или story, сколько от их отражений (и искажений) в историко-культурных призмах.

©  Дамир Юсупов / Большой театр

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

Сцена из балета «Утраченные иллюзии»

В УИ-1936 искусство подражало жизни, в УИ-2011 оно подражает только искусству: если Дмитриев — Асафьев — Захаров пересказывали музыкальным и театральным языком бальзаковскую фабулу, то Десятников работает скорее по рецепту набоковского Себастьяна Найта (и своего гуру Игоря Стравинского): «Я хочу показать вам не изображение пейзажа, а изображение различных способов изображения некоего пейзажа, и я верю, что их гармоническое слияние откроет в пейзаже то, что мне хотелось вам в нем показать».

Сюжетом «Детей Розенталя» была невозможность существования оперы в сегодняшнем мире и в конечном счете ее гибель. Если учесть, что в иерархии музыкальных жанров (да и в иерархии европейской культуры) опера занимает высшую позицию, становится понятно, что в «Детях Розенталя» Десятников говорил о принципиальной для современного художника невозможности creation — об утрате последних иллюзий относительно пресловутой возможности высказывания. В УИ он не столько говорит, сколько пересказывает, не столько создает, сколько реконструирует.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • mena_muria· 2011-04-29 03:52:52
    Балет Ратманского --беспросветная (не считая лошади)-- зелёная тоска, так что время, проведённое сегодня в БТ , увы! тотально утрачено
Все новости ›