Удивительно было обнаружить в этом сумрачном финне такую искреннюю любовь к закулисью, к волшебству, к сказке, в конце концов.
Новоиспеченный лауреат Европейской театральной премии на сцене «Балтдома» объяснился в любви к театру
Церемония награждения лауреатов Европейской театральной премии в минувшее воскресенье состоялась в Петербурге. В этот раз Европа отметила главной наградой (60 тысяч евро) Петера Штайна и далаЧитать!
Смедс, как большинство финнов, на вид суров и нелюдим. Он совершенно безразличен к своему внешнему виду и наплевательски относится к правилам хорошего тона: прийти на торжественную церемонию в растянутой футболке и странного цвета штанах или пожаловаться во время интервью на мучающее похмелье — для него почти норма. В то время как все вокруг говорят о театре, Смедс его создает. Он сочиняет свой, ирреальный, ни на что не похожий мир, больше напоминающий сон, нежели явь.
«Мистер Вертиго» для Смедса-хулигана, Смедса — нарушителя общественного спокойствия — своего рода рубеж. Не хочется о сорокалетнем режиссере говорить «постарел», но он определенно успокоился, остепенился. Вопрос, надолго ли, но факт налицо. В новой постановке он не расстреливает портрет президента своей страны, как делал в спектакле «Неизвестный солдат». Не пугает Евросоюз нашествием своих соотечественников, вываливающихся из мусорного контейнера вперемешку с окурками и смятыми пивными банками, испуская газы и злостно рыгая, как в Mental Finland. Персонажи «Мистера Вертиго» (инсценировку романа американца Пола Остера режиссер делал сам) не напаивают Санта-Клауса до потери сознания и не распинают его на кресте, облив предварительно кетчупом. Новый спектакль Смедса, несмотря на его драйв, брутальность, лихую круговерть (круговерть — в прямом смысле этого слова, ибо тут все вертится, и крутится, и несется колесом), полон такой созидательной энергии, что впору сравнить его с мистерией.
В Финляндии его играют на сцене Национального театра в Хельсинки. В Петербурге показали на сцене «Балтийского дома». Зрителей усаживают тоже на сцене — в специально выстроенный амфитеатр. Перед их лицами бархатный занавес. Он ползет вверх, настраивая на начало представления. Но это обманный маневр: за бархатным занавесом оказывается глухая стена пожарного занавеса. Нас, сидящих в зале, замуровали. И вдруг пол под амфитеатром дергается: это начинает свое движение поворотный круг, а вместе с ним и зрители. Маленький оркестр, гримировальные столики, то ли помост, то ли эшафот, чучела животных, множество свечей в подсвечниках, перья индейцев и ковбойские шляпы (намек на Америку, в которой происходит действие), ружье на стене, меловая надпись Redrum (murder, то есть убийство, написанное наоборот)… Все это мелькает перед глазами. Так когда-то давно, в детстве, ты катался в тележке по пещере Страха в луна-парке…
В это пространство попадает мальчик Уолт (в спектакле Смедса Уолта играет совсем не мальчик, а вполне взрослый артист, очень похожий на нашего Алексея Девотченко). В романе он беспризорник, на которого обратил внимание мастер Иегуди, путешествующий по миру с труппой бродячих артистов. Иегуди, разглядев в Уолте особый дар, берется обучить его левитации и хождению по воде. Причем прибегает для этого к самым жестоким методам и средствам, так что его цирк немного напоминает религиозную секту. (Кстати, в основу романа положены реальные события, случившиеся в Америке в 20-е годы прошлого века.) В спектакле Смедса способность к левитации становится синонимом актерского мастерства и актерской свободы — способности в буквальном смысле воспарить над сценой. Герою, чтобы постичь все тайны театра, придется многое пройти и многое узнать: и мордобой, когда он попытается удрать от мастера Иегуди; и приступы поноса от страха выйти на сцену (гомерически смешная сцена, когда Уолт бегает по сцене со спущенными штанами, сверкая голой задницей и размахивая рулоном туалетной бумаги). И минуты славы — как знак признания и обожания на Уолта (а заодно и на первый ряд зрителей) обрушивается груда нижнего белья. Брутальные сцены сменяются сценами, исполненными доброй иронией: Уолт появляется в балетной пачке с беленьким пирожным и фарфоровой чашечкой в руках (воплощение его мечты танцевать на сцене «Ком-театра»), а монтировщики, бутафоры и прочий персонал спектакля выстраивается в громкоголосый хор, исполняющий что-то очень романтическое.
После тридцатиминутного антракта зрители возвращаются, но уже не на поворотный круг, а в зал. И про Уолта на время забывают. Начинается параллельная история. Перед нами приоткрывается завеса тайны личной жизни мага Иегуди. Разыгрывается история его любви с леди Марион Уизерспун, которая заканчивается разрывом. Оставшаяся одна, леди М. манит пальцем зрителей, приглашая их вновь подняться на сцену и разделить с ней скорбную трапезу: встав на стул, она льет и льет себе на голову бутылку за бутылкой, топя боль и тоску в алкоголе. Поднявшиеся на сцену зрители в этот момент уже расселись по периферии поворотного круга.
А после вновь является мастер Иегуди, собирает вокруг себя оркестрик и зовет публику сомкнуть кольцо вокруг него, встать плотно друг к другу на сам поворотный круг. Круг движется, как оторванная льдина, на которой сбились в кучку те, что надеются выжить. И пока продолжается вращательное движение и льется музыка, пока горят свечи и позвякивают стекляшки многочисленных люстр, к горлу подступают слезы. Хочется плакать от счастья, хотя никакого повода для этого вроде бы и нет. Просто Смедс мастерски создал иллюзию, в которую поверил каждый пришедший на спектакль. Он поймал зрителя и купил его с потрохами, как можно купить шоколадкой малыша. Впрочем, этот тот самый случай, когда каждый зритель «сам обманываться рад». Казалось бы, на тему «весь мир — театр» сказать уже нечего. Но Кристиану Смедсу удалось вставить свое слово в рассказ о вечном театре жизни и играющем свои роли человечестве. Он поставил спектакль о безграничных возможностях того, кто верит в чудо вообще. И, как бы это пафосно ни звучало, в чудо театра. Удивительно было обнаружить в этом сумрачном финне такую искреннюю любовь к закулисью, к волшебству, к сказке, в конце концов. Мечты приводят нас туда, где мы хотим оказаться. И делают нас теми, кем мы на самом деле хотим быть. Каждый может, как Уолт, стать великим и ужасным мистером Вертиго, обладателем тайного знания и вечной мудрости. Театру подвластно все.
- 29.06Большой продлил контракт с Цискаридзе
- 28.06В Екатеринбурге наградили победителей «Коляда-plays»
- 27.06На спектаклях в московских театрах появятся субтитры
- 22.06Начинается фестиваль «Коляда-plays»
- 19.06Иван Вырыпаев будет руководить «Практикой»
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451747
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343378
- 3. Норильск. Май 1268622
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897685
- 5. Закоротило 822136
- 6. Не может прожить без ирисок 782278
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758956
- 8. Коблы и малолетки 740914
- 9. Затворник. Но пятипалый 471326
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403118
- 11. ЖП и крепостное право 385222
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370502