Перед нами случай, когда Някрошюс работал не по сокровенному выбору, а «по заказу»?

Оцените материал

Просмотров: 40842

«Калигула» Эймунтаса Някрошюса

Марина Токарева · 04/02/2011
Новый спектакль литовского режиссера с Евгением Мироновым в заглавной роли – мастерская работа, которой чего-то катастрофически не хватает

Имена:  Альбер Камю · Евгений Миронов · Мария Миронова · Эймунтас Някрошюс

©  Марюс Някрошюс

Сцена из спектакля «Калигула»

Сцена из спектакля «Калигула»

Подошла, как говаривал классик, минуточка! Современность отчетливо требует театральной рефлексии по поводу режима. Ответ на старый вопрос Джона Донна, по ком звонит колокол, насыщается новой конкретностью. На сцене столицы — в разных жанрах и с разной степенью успеха — появилось несколько спектаклей о наших днях, их поврежденности, порче, вывихах.

«Калигула» Театра наций обнаруживает внутреннее родство с последним проектом «Табакерки» — спектаклем «Околоноля». И не потому, что классический текст Альбера Камю сопоставим с романом Натана Дубовицкого-Суркова, а потому, что в установках и итогах есть общее. Эти спектакли — продукты сговора. И в обоих одна и та же говорящая деталь: в зале — персонажи президентской рати, герои спектакля пришли на премьеру. Их присутствие сводит попытку протеста до лукавого светского жеста.

* * *

Идее поставить «Калигулу» с Евгением Мироновым несколько лет. Но, видимо, неслучайно все сложилось именно теперь. Миронов в новой роли лидера Театра наций остро нуждается в крупной режиссуре, новом, неиспытанном уровне сложности. Он получил его вместе с одной из самых известных ролей в драматургии ХХ века и одним из самых «трудных» режиссеров постсоветского пространства.

©  Марюс Някрошюс

Сцена из спектакля «Калигула»

Сцена из спектакля «Калигула»

Впрочем, перед нами — новый ракурс не только артиста, но и постановщика. В любом спектакле Някрошюса главное — сам Някрошюс, его мощная личность, его способ контакта с произведением, его поиски смысла, его легкость и угрюмство, словом — режиссура. Здесь нет самодовлеющих сценических метафор и — самое удивительное — нет доминанты постановщика. Ощущение, что Эймунтас Някрошюс отложил в сторону свои знаменитые умения, как лежащие на сцене серые, оглаженные природой камни, и занялся одной задачей — артистом Евгением Мироновым.

Спектакль вышел не ожидаемой фреской о метафизике зла, а подробным, с мастерской светотенью психологическим портретом, в котором все сосредоточено на главном герое.

Читать текст полностью

КомментарииВсего:7

  • trepang· 2011-02-04 17:11:48
    >> "Финальный жест — убийцы императора закрывают лица осколками зеркал. В них мелькают темные блики и отражения. Наши".

    идея из "Между актов" Вирджинии Вулф​
  • zurab· 2011-02-04 17:53:39
    "мастерский" спектакль, которому катастрофически не хватает мастерства - режиссёрского прежде всего. Метафоры по глубине и уместности сравнимы с заданиями для кроссворда.
  • asl· 2011-02-04 18:04:26
    "Эти спектакли — продукты сговора. И в обоих одна и та же говорящая деталь: в зале — персонажи президентской рати, герои спектакля пришли на премьеру. Их присутствие сводит попытку протеста до лукавого светского жеста".

    Да уж, доказательство! Вам самим не смешно? Не важно, кто приходит на премьеру, важно, кто ходит на спектакли во время его прокатной жизни. И будет ли у таких спектаклей прокатная жизнь.
  • zanogu· 2011-02-07 14:36:27
    " холмы Палатина", ага. Горы Эвереста, озёра Байкала.
  • gorod_solnca· 2011-02-19 22:48:53
    Жизнь спектакля - есть и будет.
    Просто слишком много сил, чувств, переживаний положено на алтарь этого спектакля. Он обречён быть громким. Вот только есть одна опасность. "Крику" в искусстве легко перейти в шёпот. И совсем не потому, что творение - слабо. Наоборот, такие спектакли требуют колоссальных нагрузок. Посему голос творцов не выдерживает - срывается.После бури всегда приходит затишье. После страстей - опустошённость. Но мне очень хочется верить, что - требовательному режиссеру Някрошюса, сумасшедшему гению Миронову, выразительному актёрскому ансамблю - "Калигула" принесёт не усталость и пустоту, а чувство катарсиса, очищения и внутреннюю свободу;)
  • Слава Верников· 2012-01-13 02:14:17
    Время показало, что "Калигула" несусветно провалился и прокатной жизни у него нет и быть не могло в силу абсолютной несостоятельности - ни актерской, ни режиссерской, ни постановочной и т.д. и т. п. Зрители массово покидали спектакль, не дождавшись конца первого действия. Голосовали, так сказать ногами, а некоторые и головами, уснув на 15 или 20 минуте.
    Кстати, известно ли Вам, что актер, известный своей честностью - Алексей Девотченко (он играл Херею в "Калигуле") - ушел из спектакля, оценив последний ужасающе низко. Теперь Евгений Миронов и иже ищет ему замену. И напрасно: кому нужна постановка, после которой зрители требуют возврата денег, а работники театра организовывают подставных уток (я был свидетелем их разговора), чтобы хоть кто-то аплодировал или выкрикнул что-нибудь хорошее.
  • Olga Ugriumova· 2012-04-11 12:40:30
    Cлава, я смотрела спектакль 7 раз. Последний - в марте (9-го, если не ошибаюсь). Девотченко играл, и играл, как всегда, однообразно, кстати - истерика, психоз, не верила ни одному слову. То, что некоторые зрители уходят - кстати, из первых рядов партера, это значит, что, скорее всего, им тяжело, тяжело думать, мыслить и чувствовать. Спектакль сильный, но тяжелый эмоционально. А большинство из тех, кто имеет возможность купить билет за 7000 р. в партер, ходят в театр для галочки или "для театра", а не для напряжения и катарсиса. А их места занимают те, кто сидел на балконе или стоял в первом отделении (не имея возможности купить билет) - благодарные и заинтересованные зрители чаще всего! И, судя по разговорам во время антракта, многие не то, что не читали "Калигулу" Камю, а и не знают ничего из истории. А все-таки к таким спектаклям и к такой режиссуре надо быть подготовленным. Это же Вам не развлекаловка, а Калигула-Камю-Някрошюс-Миронов!
Все новости ›