Перед нами случай, когда Някрошюс работал не по сокровенному выбору, а «по заказу»?

Оцените материал

Просмотров: 40663

«Калигула» Эймунтаса Някрошюса

Марина Токарева · 04/02/2011
Новый спектакль литовского режиссера с Евгением Мироновым в заглавной роли – мастерская работа, которой чего-то катастрофически не хватает

Имена:  Альбер Камю · Евгений Миронов · Мария Миронова · Эймунтас Някрошюс

©  Марюс Някрошюс

Сцена из спектакля «Калигула»

Сцена из спектакля «Калигула»

Подошла, как говаривал классик, минуточка! Современность отчетливо требует театральной рефлексии по поводу режима. Ответ на старый вопрос Джона Донна, по ком звонит колокол, насыщается новой конкретностью. На сцене столицы — в разных жанрах и с разной степенью успеха — появилось несколько спектаклей о наших днях, их поврежденности, порче, вывихах.

«Калигула» Театра наций обнаруживает внутреннее родство с последним проектом «Табакерки» — спектаклем «Околоноля». И не потому, что классический текст Альбера Камю сопоставим с романом Натана Дубовицкого-Суркова, а потому, что в установках и итогах есть общее. Эти спектакли — продукты сговора. И в обоих одна и та же говорящая деталь: в зале — персонажи президентской рати, герои спектакля пришли на премьеру. Их присутствие сводит попытку протеста до лукавого светского жеста.

* * *

Идее поставить «Калигулу» с Евгением Мироновым несколько лет. Но, видимо, неслучайно все сложилось именно теперь. Миронов в новой роли лидера Театра наций остро нуждается в крупной режиссуре, новом, неиспытанном уровне сложности. Он получил его вместе с одной из самых известных ролей в драматургии ХХ века и одним из самых «трудных» режиссеров постсоветского пространства.

©  Марюс Някрошюс

Сцена из спектакля «Калигула»

Сцена из спектакля «Калигула»

Впрочем, перед нами — новый ракурс не только артиста, но и постановщика. В любом спектакле Някрошюса главное — сам Някрошюс, его мощная личность, его способ контакта с произведением, его поиски смысла, его легкость и угрюмство, словом — режиссура. Здесь нет самодовлеющих сценических метафор и — самое удивительное — нет доминанты постановщика. Ощущение, что Эймунтас Някрошюс отложил в сторону свои знаменитые умения, как лежащие на сцене серые, оглаженные природой камни, и занялся одной задачей — артистом Евгением Мироновым.

Спектакль вышел не ожидаемой фреской о метафизике зла, а подробным, с мастерской светотенью психологическим портретом, в котором все сосредоточено на главном герое.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • trepang· 2011-02-04 17:11:48
    >> "Финальный жест — убийцы императора закрывают лица осколками зеркал. В них мелькают темные блики и отражения. Наши".

    идея из "Между актов" Вирджинии Вулф​
  • zurab· 2011-02-04 17:53:39
    "мастерский" спектакль, которому катастрофически не хватает мастерства - режиссёрского прежде всего. Метафоры по глубине и уместности сравнимы с заданиями для кроссворда.
  • asl· 2011-02-04 18:04:26
    "Эти спектакли — продукты сговора. И в обоих одна и та же говорящая деталь: в зале — персонажи президентской рати, герои спектакля пришли на премьеру. Их присутствие сводит попытку протеста до лукавого светского жеста".

    Да уж, доказательство! Вам самим не смешно? Не важно, кто приходит на премьеру, важно, кто ходит на спектакли во время его прокатной жизни. И будет ли у таких спектаклей прокатная жизнь.
Читать все комментарии ›
Все новости ›