Главная проблема постановки в том, что ровным счетом никого из явленных нам представителей голодающего класса, прямо по песне Шнурова, решительно «не жалко».

Оцените материал

Просмотров: 13464

«Проклятие голодающего класса» Сэма Шепарда и Ли Бруера

Александр А. Вислов · 29/10/2010
Как к нам «в глушь, в Саратов» приехал выдающийся американский авангардист и что из этого вышло

Имена:  Ли Бруер · Сэм Шепард

©  Михаил Гаврюшов

Сцена из спектакля «Проклятье голодающего класса»

Сцена из спектакля «Проклятье голодающего класса»

В Саратовском ТЮЗе несколько сценических площадок, очень активная творческая жизнь и, как следствие, какая-то совершенно феерическая афиша. Вот, к примеру, расписание рядового дня нынешнего сезона: в 10:00 — «Аленький цветочек»; в 11:00 — на другой сцене спектакль «Росток» (это музыкально-пластическое действо без слов, для аудитории от года до семи); далее, в 14:00 — постановка для публики чуть постарше «У ковчега, в восемь», в легкой, игровой, неназидательной форме она обращает юных зрителей к истории всемирного потопа; наконец, вечером здесь дают «Проклятие голодающего класса». Эта последняя по времени премьера уже вошла в анналы театра наряду с упомянутым выше «Аленьким цветочком» (постановка 1948 года, в общей сложности почти полторы тысячи представлений). Скажем больше: значение этого события явно переходит границы Саратовской области и даже Приволжского федерального округа.

Дело тут не только в пьесе Сэма Шепарда, которая, заметим, уже самим названием не может не отпугнуть среднестатистического российского зрителя («Дорогая, не сходить ли нам сегодня в театр? — А что идет, милый? — Сейчас посмотрю. “Проклятие голодающего класса”. — М-да… Лучше как-нибудь в другой раз»). Хотя и в ней тоже. Это первая постановка в России одного из самых известных произведений видного американского драматурга, которого за океаном многие небезосновательно полагают главным наследником славы Уильямса и О’Нила. Этого ковбоя и красавца, вошедшего, кроме всего прочего, в список «Наиболее стильных мужчин последних 50 лет» по версии журнала GQ, у нас редко, но все-таки ставили. Но «Проклятие голодающего класса», повторим, поставили впервые.

©  Михаил Гаврюшов

Сцена из спектакля «Проклятье голодающего класса»

Сцена из спектакля «Проклятье голодающего класса»

Саратовский театральный проект возник в рамках программы сотрудничества, разработанной — цитирую тюзовский сайт — «Президентской двусторонней комиссией, созданной 6 июля 2009 года президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой», и был осуществлен на грант, ни много ни мало, Госдепа и посольства США в России. Мы знаем, какие сомнительные предприятия бывают порой осенены патронажем первых лиц. И как много глупостей и даже гадостей делается на самые расчудесные гранты. Но в данном случае следствием контактов Медведева с Обамой нежданно-негаданно стал приезд в Саратов легенды западного авангардного театра Ли Бруера.

Мистер Бруер прибыл на берега Волги из Нью-Йорка, где он проживает на протяжении последних сорока лет и где руководит знаменитой компанией «Мэбу Майнс». До того как обосноваться в Нью-Йорке, он успел постажироваться в Европе, и не где-нибудь, а в «Берлинер ансамбль», и у Ежи Гротовского. Ли Бруер прекрасно знаком с европейским авангардом. Не берусь, правда, судить, насколько хорошо знает он творчество ученика Мейерхольда Сергея Эйзенштейна, но сконструированное на тюзовских подмостках действо явно отсылает к ранним сценическим опытам будущего создателя «Броненосца “Потемкин”».

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Nancy_Sinatra· 2010-10-30 13:26:01
    Интересно. Хоть езжай к вам в Саратов
  • rimskaya-m· 2010-10-30 14:54:42
    Ух ты! А мне и ехать никуда не надо. Схожу :-)
Все новости ›