Оцените материал

Просмотров: 7850

Чеховский фестиваль открылся цирком с конями

Марина Борисова · 29/05/2009
Театр «Зингаро» показал блистательное представление «Баттута», заставившее по-новому взглянуть и на театр, и на себя самого

©  ИТАР-ТАСС

Чеховский фестиваль открылся цирком с конями
«Баттута» (по-итальянски — «шутка») — то редкое зрелище, которое вызывает встряску личного культурного багажа, хотя состоит оно из одних только трюков и ни на что вроде бы не претендует. Полтора часа вы смотрите на коней, которые мчатся по арене с бешеной скоростью, и на наездников, которые ими управляют. Но сама ловкость, с которой выполняются кульбиты; веселая, бесшабашная лихость циркачей (каждый следующий трюк в очередной раз превышает наше представление о человеческих возможностях: чувство, совсем незнакомое в обычном театре) словно выбрасывают вас в какое-то другое измерение. Мир «Баттуты» — это мир фантастической свободы. Телесной и эмоциональной.

Первые десять минут просто сидишь и справляешься с шоком от количества впечатлений. Джигитовка, игровые сценки, костюмы, яркий цирковой грим, два оркестра визави — струнный квинтет и духовой… А еще посреди бешеной скачки лирические вставки: медленные соло невесты на белом коне с длинной фатой — самом волшебном персонаже этого спектакля. Череда эпизодов в конце концов выстраивается в сюжет: в «Баттуте» представлен один день из жизни цыган — от рассвета до заката, и цыганская свадьба — с играми, танцами, застольем, похищением невесты и проч.

©  РИА Фото

Чеховский фестиваль открылся цирком с конями
И вот что замечательно: глядя на замысловатые навороты, придуманные создателем театра «Зингаро», знаменитым на весь мир Бартабасом, вовсе не ощущаешь себя несовершенным природным организмом. Совсем наоборот. Наездники вливают в тебя огромное количество энергии. И сами после спектакля выглядят совсем не уставшими, а бодрыми и веселыми. Вот он, обмен энергией между исполнителем и зрителем. Тот, о котором грезит театр…

Когда к экстриму наконец привыкаешь, начинаешь просто созерцать красоту лошадей. Они совершенные творения природы, но и человек, у которого достало мудрости быть с ними одним целым, у Бартабаса восхитителен. Восхищение вообще ключевая эмоция «Баттуты», которой так не хватает в нашем театральном пространстве. В этом пространстве почти всегда грустно. Жизнь не сложилась, человек — неудачник, все бессмысленно… «Баттута» просто излучает позитив. И жизнь удалась, и конфликт с миром отсутствует, и человек здоров, силен и счастлив.

Зачем нам это рассказали и почему на это непременно стоит идти? Кажется, что рассказали просто так. На самом деле в этом вроде бы элементарном и несерьезном спектакле — большое и важное послание. Базовое для жизни. Ловко зафиксированные архетипические ситуации цыганской жизни, от застолья до постельного интима, от жизни в кибитке до удалой скачки, складываются в единую картину мира, в которой нет места основным болезням нашей цивилизации — одиночеству, тоске, депрессии, негативу. Тут вся жизнь похожа на праздник. И вдруг с тобой, сидящим в зале, случается то, что и должно, по большому счету, случаться в театре — перерождение. После спектакля по-новому смотришь на себя, по-новому чувствуешь свое тело — и вдруг задумываешься: а вот твоя работа, она-то приносит кому-нибудь радость?


Другие материалы раздела:
Алексей Бартошевич. ГИТИС победил: что дальше? 26.05.2009
Марина Давыдова. Жизнь как повод для искусства, 22.05.2009
Марина Шимадина. «Пиквикский клуб» и «Женитьба Фигаро» на сцене МХТ, 18.05.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Ladron· 2009-06-05 14:44:08
    Ваша, Марина, принесла - мне. Спасибо! ))
Все новости ›