Оцените материал

Просмотров: 19154

Почему я не митингую

04/02/2009
Письмо в редакцию от молодой девушки АСИ П., объясняющее шесть причин, по которым даже сознательная молодежь предпочитает не ходить на митинги

©  Виктория Ломаско

Почему я не митингую
Миша!

Отвечаю тебе, как мы договорились, — почему нормальные, сознательные, относительно молодые люди в России не участвуют ни в какой политической жизни и не ходят протестовать. Кстати, то же спрашивают меня мои европейские друзья. «Вот у вас поменяли Конституцию. Ты уже выразила свое несогласие?» И очень удивляются, что нет.
Для них это нормально. Достаточно власти сделать микрошажок по части ущемления свобод — они тут же хватают плакаты. Транспаранты у них прямо под подушкой. И это не какие-то ярые активисты, а обычные люди, как мы с тобой. Но здесь, мне кажется, дело в отношениях с властью. Они действительно пытаются с ней, извини за выражение, коммуницировать. А мы, циничное поколение, считаем, что нечего ждать от властей хорошего, — власти специально созданы для того, чтобы мешать нам жить. Моя итальянская подруга мне сказала: «Вы терпите до последнего, а потом начинаете все крушить. Протестовать надо, пока не поздно предотвратить коллапс, а не тупо его дожидаться — и потом бежать на улицу». Ее правда. Но вот прямо сейчас я понимаю, что надо что-то делать, но ничто не заставит меня принять участие в какой-нибудь акции.
Почему я торможу? Чтобы не делиться с тобой сугубо личными переживаниями, которые никому не интересны, кроме меня и некоторых родственников, почитала блоги и не только. И систематизировала чужие мнения на этот счет (ты знаешь мою любовь к системности, которая не отменяет моей буйности, не знаю почему).

Мне кажется, что осенние митинги в поддержку «2х2» тут более показательны, чем все остальные акции протеста. Просто потому, что здесь политический контекст если и присутствовал, то в довольно ясном каждому виде. Это не мутная история с Ходорковским, Бахминой и проч. и проч. Здесь все просто — хотели закрыть канал, появилась опасность, что теперь вообще возникнет цензура (тот же Саркисов сказал, что тогда «Иронию судьбы» тоже надо запрещать, потому что это пропаганда алкоголизма), и народ повалил на пикеты.

Вообще, на примере этой истории становится понятно, что происходит с акциями протеста сейчас в России, каково отношение к ним основной массы населения, какая существует по этому поводу паранойя и прочее.

Вот, собственно, по пунктам. (Только учти, я все это излагаю с позиции поколения 78—82, которое считается самым аполитичным и вообще никак не выражающим свою «гражданскую позицию». Показательно, что даже на митинге в поддержку «2х2» никого толком из старших не было. Хотя, если ты помнишь, канал провозглашал, что их смотрят в основном кидалты. Вот резонный вопрос, почему была одна детвора, и довольно невразумительные на него ответы.

1. Акции протеста дискредитировали себя из-за большого количества молодежных и немолодежных партий, которые занимаются этим профессионально.

Я часто (в качестве корреспондента и просто так) бываю на различных пикетах и митингах, и мне есть с чем сравнивать. Обычно на подобные мероприятия приходят «политические активисты» — неважно, от власти ли, от оппозиции ли, — но у всех у них какие-то скучные, невыразительные лица. Потому что они знают уже, что делать и какие кричалки кричать, как себя вести перед прессой и что отвечать на вопросы корреспондентов. Все обкатано, потому что посещение пикета для них — не спонтанная инициатива, а часть будничной «политической работы».
Александр Храмов, «Москвичи спасают Кенни», «Русский журнал»


Вроде бы можно пойти и, к примеру, попротестовать против того, что экзамен по литературе не становится обязательным. Но потом узнаешь, что это организует какой-нибудь «Союз рабочей молодежи», к которому совершенно не хочется иметь никакого отношения. Сразу начинаешь думать, кто спонсирует этот союз и надо ли тебе, теряя четыре часа жизни, работать на его процветание.

2. Акции протеста в результате превращаются в адское сборище людей, которые вообще непонятно зачем сюда пришли. Скорее просто бухнуть, поорать и помахать руками.

И так происходит с большинством, заметь, массовых акций.

Например, я только один раз ходила протестовать — когда американцы начали бомбить Белград. Мы все ушли из института и отправились к американскому посольству.

Было еще утро, но во всех магазинах в окрестности предусмотрительно перестали продавать яйца, что, конечно, свидетельствует о высоком уровне развития мозга у сотрудников американского посольства.

Народу было совсем немного, в основном сербы и студенты вузов, находящихся неподалеку. И на самом деле в этот момент было такое единение и братание со всеми, просто невероятно. Вся толпа скидывалась, и мы несколько раз бегали за яйцами куда-то в магазин в начале Нового Арбата.

Пока не было яиц, все просто что-то выкрикивали, когда мы появлялись, все сообщество приходило в необычайное возбуждение. Я долго целилась и попала в глазок камеры наблюдения.

Но это был, веришь, искренний порыв возмущенных людей. Рядом с нами стояли те, у кого в Белграде в тот момент находились их семьи, родственники и друзья.

Между тем протесты продолжались еще пару дней. И когда я как-то вечером проезжала мимо, то увидела плачевное зрелище — толпу непонятных алкоголиков, людей, едва держащихся на ногах, которые кидали бутылки в разные стороны и выкрикивали нечто мало имевшее отношение к судьбе Сербии. Все больше: «Америкосы — вы уроды!», «Америкосы идите в жопу» и прочее.

С пикетами «2х2», по сути, произошло то же самое. Если 13 сентября в Новопушкинском сквере было все мило и живо, дальше пошло по убывающей.

{-page-}
Про 22 сентября пишут уже примерно так (болдом выделяю самое важное):

Пестро одетые молодые люди, преимущественно неформалы, без конца скандировали «Руки прочь от 2х2!» и «Мое время — мне решать!», постоянно курсируя по «пятачку», выделенному московскими властями для проведения акции. Некоторые из них были наряжены в самодельные маски, изображающие героев опальных мультфильмов. Все они самозабвенно плясали и кричали «Они убили Кенни, сволочи!» в такт барабанам, которые кто-то из участников мероприятия принес в сквер. Омоновцы, следившие за происходящим, только перекидывались понимающими взглядами и брезгливо ухмылялись.(…)
Вскоре провожать до метро многочисленных готов, эмо-кидов и юных скейтбордистов милиционерам надоело, и они решили предъявить им ультиматум: либо вы снимаете с себя всю символику 2х2, либо едете отсюда. Молодые люди предпочли второе, и вскоре площадка перед входом в метро, как и сам Новопушкинский сквер, практически опустели. Некоторые участники митинга все же ненадолго задержались возле входа в метро, так как заметили в толпе известного участника телевикторины «Своя игра» Анатолия Вассермана, уже ставшего интернет-мемом. «Онотоле! Онотоле! Пыщ!» — кричали Вассерману некоторые молодые люди, но тот невозмутимо прошел мимо и скрылся в толпе. (…)
Между тем некоторые участники акции отправились к ОВД «Тверское», чтобы попытаться вызволить доставленного туда организатора митинга. Вместе с ними туда пришли и корреспонденты «Газеты.Ru». Там один из участников мероприятия сообщил, сославшись на телефонный звонок своего приятеля, что на Новослободской, куда отправилась основная масса защитников телеканала, «похоже, драка».
Как выяснилось, никакой драки возле клуба «План Б» не было. Просто его владельцы неожиданно поняли, что с таким количеством желающих попасть на бесплатный концерт им не справиться.
Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» дежурившие возле клуба милиционеры, на концерт собралось около 2 тыс. человек. Администраторы клуба назвали цифру еще больше — 5 тыс. Как оказалось, уже в 17 часов в «План Б» стянулось более тысячи человек. Причем, как отметили и милиционеры, и владельцы заведения, многие из пришедших были сильно пьяны. Об этом говорила и груда пустых пивных бутылок и банок из-под алкогольных коктейлей, валявшихся возле входа в клуб.


Конечно, «Газета.ру» может сгущать краски. Но есть и отзывы свидетелей.

Шел я вчера на тренировку и случайно наткнулся на странный митинг. Меня привлекли шлемы из фольги на многих участниках, и я подошел полюбопытствовать, что это такое. Оказалось, это тот самый пресловутый митинг в поддержку 2х2. Зрелище, надо сказать, омерзительное. Ну и гнусные же рожи у современной молодежи. Интересно, какой враг свободы придумал этих даунов вывести? После того как в прокуратуре увидят эти физиономии, уверен, судьба канала будет предрешена. Потому что эти рожи и есть главное доказательство того факта, что этот канал приводит к деградации.

Или:

Ну после всего того,что произошло 22 сентября, я не удивлюсь,что канал закроют!)
В который раз убедилась, что 90% населения нужно престрелять))))
Неужели эти долбаёбы подумали, что пьяным дебошем они ЗАЩИТЯТ КАНАЛ))
Пиздец какой-то...
НИКОГДА и НИЧЕГО в нашей стране не будет существовать нормально, пока Земля носит таких мудланов.


Вот, кстати, и тонкая натура Божена Рынска, которая сходила поддержать Алексаняна, тоже была неприятно поражена тем, где она оказалась. Впрочем, неприятно поразить Б. Рынску может и брошенный на тротуаре окурок, но все же.

Что сказать... Ебу и плачу... Я никогда не была на подобных мероприятиях. А тут стояла и практически в зубах держала список подлецов. Пришли Шендерович, Иртеньев, пара славных журналистских лиц. И стайка пожилой демшизы, стоять рядом с которой мне было неловко. Уж извините, честно пишу о своих чувствах.
Почти все мои знакомые — успешные красивые богатые и знаменитые звонили мне, писали мне, благодарили за неравнодушие к делу Алексаняна. Почти все мои знакомые презирают триумф моли, саму моль и молий беспредел. Но это все — ресторан-talks, проклятья посреди посиделок, между стартерсом и main course. На такие митинги люди моего круга не ходят. Даже активно сочувствующие. Дело не в страхе, а в чувстве неловкости. Ну где я, и где эта жалкая, безумная кликуша? Где успешный бизнесмен, прошедший весь трудный путь с конца восьмидесятых аж, выстоявший, выживший, ненавидящий тем не менее подлость и абсолютно не нашедшие себя в постсоветской России персонажи?
Грубо и некрасиво говоря, страшно — именно это чувство я испытала — присаживаться на одно поле с лузерами, с демшизой. За глупости, которые выкрикивают сумашайки, вчуже неловко. Как зрителю, которого клоуны вытащили на арену. Поэтому не ходят и мастера культуры. А ведь в личных беседах они не скрывают своей гадливости к нынешним гэбэшным рептилиям. Сторонники рептилий, скажем прямо, выглядят куда убедительней кучки гостей из советского прошлого.
Лозунги... «Россия без тюрем». Как это — без тюрем? А, например, врача Молокову куда сажать будем? Я очень надеюсь дожить до того времени, когда нашистских преступников, как преступников нацистских придет пора вылавливать по одному и казнить либо сажать.


3. Акции протеста бессмысленны. Что толку на них ходить, если все равно от этого ничего не изменится.

Это самое распространенное мнение, которое я слышала.

Потому как знаете, пассионарность у нашей нации на нуле, мы все за*@ались уже за сотни лет бесполезной борьбы, которая ни к чему не ведет и ничего не строит. Просто всем хочется, наконец, накопить денежек, купить тачку, построить дачку и сидеть в гамаке по выходным. (…)
Я тоже хотел на митинг в поддержку телеканала пойти, как и многие, я уверен, здравомыслящие люди, понимающие, что унылая и дегенеративная машина госаппарата со всеми своими путинцами и медведевцами скоро сотрут наши мосги в порошок, подотрутся страницами с текстами сартра и бланшо и размагнитят киноленты линча и тарковского, но НЕ ПОШЁЛ ЖЕ. Потому что в лом и потому что чувствую бесполезность — с едросой невозможно спорить, как невозможно объяснить люберу почему Деррида постоянно пишет в «Призраках Маркса», что ему не хватает места в книге.
Это же роботы, в них нет ничего человеческого и хрупкого, их ни в чём не убедишь, с ними ни о чём не договоришься, их нельзя заставить задуматься над происходящим. Такие дела».


http://alex-celly.livejournal.com

Без Дерриды и вечных его оппонентов люберов не обошлось, конечно. Но это достаточно показательный комментарий. {-page-}

4. Страх. Либо ты попадешь в милицию, либо у тебя начнутся неприятности. Многие считают, что они находятся под пристальным наблюдением и что ни один волос с их головы не упадет незамеченным госбезопасностью.

Вот из того же автора.

Ну и похуй, что музыку не послушаешь, или книжку почитаешь другую. А то будешь бороться, придёшь на митинг, а там тебе башку проломит герой-омоновец, или менты потом гаш подкинут в камере, а сядешь-то ты, года на четыре, а за это время друзья и тачки купят, и дачки построят.

А вот Божена Рынска искала своего героя и нашла:

А это пишет другая девушка — она в первый раз сходила на акцию протеста:

Да. На пикете. Первый раз в жизни на пикете. Для меня это большой шаг вперед. Еще совсем недавно я подписи электронные боялась оставлять, а тут чуть ли не как соорганизатор выступила.
Мама порадовала. Услышав от меня по телефону, что, мол, на одном пикете, мама, вместо всего того, что ждешь от нормальной мамы, то бишь вариации на тему «побьют-убьют-в милицию заберут», осуждающе сказала: «Ты что, сумасшедшая? Жара же дикая!»


Ссылки не даю, потому что пост подзамочный.

5. Неприятное ощущение, что тебя обманывают. Вроде бы ты идешь поддержать любимый канал, но кто его знает, какие страшные силы за этим стоят. Может быть, белые облака — это не просто белые облака.

Показательна в этом смысле колонка в lookatme.

Совершенно не играет роли была ли данная акция разборкой в бизнес среде, экспериментальной акцией по запуску вирусных механизмов в молодежных умах, безумным экспериментом по манипуляции мобилизационными возможностями молодежи или действительно обычным процессом инициированных Православными авангардом. Теперь мы точно знаем, что никогда до конца не сможем быть уверенным в истинном содержании идущих к нам медийных посланий.

Это вообще показательная мегапаранойя, которая обычно вскрывается в спорных случаях типа Алексаняна или Бахминой. Вроде жалко людей по-человечески, но кто знает, что за этим стоит. Также большинство людей убеждены, что кто-то непременно наваривает на этом деньги.

Где-то в комментариях скептики считают, что тем, кто пришел поддерживать «2х2», тоже заплатили.

Мнение вроде абсурдное, но показательное. Случаи, когда студентов сгоняли на акции протеста, уже бывали.

6. И последнее, очень субъективное.

Однажды к нам в институт приходил Э. Лимонов. Тогда он не был так сед, не носил дурной бороды, выглядел молодцом и во время своей встречи со студентами почему-то все время держал руку в кармане. Этим он походил на мужчину-модель с американского постера какого-нибудь фильма о крутых чуваках.

Позвал Лимонова наш преподаватель, который высоко ценил литературный талант Э. В. Впрочем, Лимонов ничего не хотел говорить ни про свою прозу, ни про поэзию, а рассказывал, как они устраивают различные митинги. «Это такая энергия толпы! — говорил он, не вынимая руки из кармана. — Очень мощно, очень!»

Мы все смотрели на него с недоверием.

Мне кажется, после того как мы помаршировали в своем детстве, побили в барабаны, подудели в горны, а потом на наших глазах низвергли всё, даже Ленина, которого мы так доверчиво любили, никто из нашего поколения никогда и ни за какие коврижки больше не захочет чувствовать себя частью толпы. И энергия эта не сдалась никому. Даже если дело очень благое. Мы можем обсудить ущемления свобод в малой компании, возмутиться, не согласиться — но уж точно не пойдем никуда протестовать.

Ну не пойдем же, верно?

Пока!

Твоя Ася

Еще по теме:
Евгения Пищикова. Почему я стала бы митинговать, 13.02.2009
Кирилл Рогов. Новое время — новые песни, 04.02.2009
Восстание масс, 04.02.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • smirnov_poet· 2009-02-09 16:42:23
    нужно провести переформатирование протестного движения в сторону проникновения протеста в городскую среду, говорить с людьми на языке города и уравновешивать протестные акции созидательными (их формы надо разработать)
Все новости ›