Простите, я волнуюсь… А это видео куда-нибудь выложат?

Оцените материал

Просмотров: 66366

Как это было в Ярославле

Алена Арташева , Татьяна Каратанюк · 20/04/2012
АЛЕНА АРТАШЕВА и ТАТЬЯНА КАРАТНЮК поехали из Москвы работать наблюдателями на выборы мэра Ярославля. И вели дневник

©  Сергей Карпов / ИТАР-ТАСС

На одном из избирательных участков Ярославля

На одном из избирательных участков Ярославля

АЛЕНА АРТАШЕВА. 31 марта. Поезд из Москвы

— Привет, агитпоезд!
— А здесь, может быть, не все наши.
— Когда приедем в Ярославль, будут наши!

Эта фраза, которая могла бы стать девизом кампании «Ярославль за честные выборы», была первой, а вот следующее, что слышали входящие в вагон, было совершенно неожиданно. «Снимите, пожалуйста, белую ленточку. И все значки», — осторожные московские наблюдатели не исключали, что на вокзале в Ярославле встречать их будут полки ОМОНа. Когда агитпоезд тронулся и всем раздали «талисманы наблюдателя» (книжечку с основными инструкциями), стали играть в «мафию»: «Послушайте, я мирный житель, простой гражданин, никакая не мафия. Я за честные выборы!»


ТАТЬЯНА КАРАТНЮК. 31 марта,12:20. Гостиница «Космос», штаб организации «Демократический выбор»

Алена будет работать в мобильной бригаде, а я дежурить на одном месте.

— Ты не волнуйся. У всех бывает первый раз, — веселились организаторы от «Демократического выбора», намекая на мою «гражданскую невинность» как наблюдателя. Как новичка меня определили на так называемый «спокойный» участок. Медсанчасть Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода. Это десять минут пешком от гостиницы «Космос».


АРТАШЕВА. 31 марта, 19:00. Дом культуры Всероссийского общества слепых

«Я буду наблюдателем, потому что мне за это платят, — рассказывала жительница Ярославля Светлана по пути на общее собрание наблюдателей. — Голосовать не хочу ни за Якушева (единоросса. — OS), ни за Урлашова (независимого кандидата. — OS). Но выбора у нас нет».

Организатором собрания выступила ассоциация «Голос».

— Это, конечно, символично, что мы встретились в ДК Всероссийского общества слепых, давайте считать, что мы, как богиня Фемида, будем беспристрастны, — сказал ведущий.

Затем на сцену поднялся опытный молодой человек и поделился важными советами для корреспондентов, которые в день выборов будут работать на участках.

— Журналиста не имеют право выставить с участка. Вам в помощь законы о выборах и о СМИ. Последнее средство — статья 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов…» — наказывается штрафом в размере до 80 тысяч рублей и сроком до трех лет лишения свободы. Будут спорные моменты, спросите, это им надо?

Наблюдатели привезли с собой из Москвы не только дух свободы, но и провокаторов. Около пятидесяти молодых людей стояли плотной группой в нескольких метрах от крыльца Дома культуры, где людей учили технологии «честных выборов». Организаторы слезно умоляли москвичей не предпринимать никаких действий. Неподалеку расхаживала пара меланхоличных полицейских. Первыми не выдержали девушки-журналистки. «Мы с вами общаться не хотим, вы нам неинтересны», — по-свойски приветствовали молодые люди журналисток.

©  Татьяна Каратнюк

Как это было в Ярославле
«Мы тоже наблюдатели. — Никто, конечно, этому не поверил, а молодой человек продолжал: — Когда я открыто сказал, что поддерживаю “Единую Россию”, вечером мне камнем разбили окно, попали в мою маму. Я имею право быть наблюдателем. Я могу отомстить».

Где-то через час ведения переговоров обе группы, окончательно освоившись, стали друг друга фотографировать: целились друг в друга камерами мобильных телефонов, улыбались и махали руками. А потом «провокаторы» внезапно исчезли, будто испарились. Перед тем как это произошло, выяснилось, что они были неплохо экипированы. У них на руках действительно были наблюдательские направления на участки.


КАРАТНЮК.1 апреля, 7:30. Избирательный участок № 165, медсанчасть Ново-Ярославского нефтеперерабатывающего завода

В инструкции для наблюдателя написано, что явиться на участок надо за полчаса до голосования. Познакомиться с членами комиссии, зарегистрироваться, просмотреть информационные стенды, узнать количество избирателей, внесенных в список, и т.д.

На участке я была первым наблюдателем. Члены комиссии — врачи больницы — были доброжелательны. Без проблем внесли меня в список наблюдателей, зарегистрировали просьбу о выдаче копии протокола.

Скоро стали подтягиваться остальные наблюдатели и представители СМИ. Были там ребята от обоих кандидатов, от «Яблока», журналисты. Нас набралось восемь человек. Все перезнакомились и стали ждать начала голосования.


КАРАТНЮК.1 апреля, 8:00. Избирательный участок № 165

©  Татьяна Каратнюк 

Как это было в Ярославле
— Избирательный участок № 165 начинает свою работу! — объявила секретарь комиссии. Мы проверили урны. Все было в порядке.

В первые же минуты потянулись избиратели. В халатах, пижамах, домашних тапочках. Кто-то забывал паспорт, возвращался через несколько минут. Запомнился мужик в клетчатой пижаме, который, опустив бюллетень, трижды перекрестил урну.


КАРАТНЮК. 1 апреля,10:00. Избирательный участок № 165

— Кто с нами в тубдиспансер на голосование? — спросил член ИК Андрей Саныч.
— А в другое место нельзя?
— Ну и правильно, нечего там палочку ловить.

Вместе с двумя членами комиссии идем в отделение акушерства и гинекологии. В послеродовое меня не пустили по нормам безопасности. Но зато я стала свидетелем картины, похожей на агитационный плакат со слоганом «Выбираем будущее». Молодая женщина на сносях в освещенном солнцем коридоре голосовала в окружении детских портретов и икон. Удивительное зрелище.


КАРАТНЮК.1 апреля, 11:10. Избирательный участок № 165

Терапевтическое и хирургическое отделения. Идем вместе с наблюдательницей от «Яблока» и членами комиссии, врачами Андреем Санычем и Алексеем.

— А я не знаю, за кого голосовать. И то, и то говно! Можно испортить бюллетень? — возмущается один из избирателей.

В другой палате голосует бабушка. С выбором она еще не определилась. Соседки спорят, за кого ей отдать голос. Приходится успокаивать. Агитация, мол, запрещена. Все смеются.

— Андрей Саныч, я бы за вас проголосовала, — кокетничает с врачом ЛФК пожилая женщина.
— Да ну, — отмахивается он. — Здесь я честный человек. А там, кто знает, поддамся на искушение. Справедливость — она как красивая женщина. Все ее хотят затащить в постель, но никто не женится.

Еще одна пациентка отказывалась голосовать и за Якушева, и за Урлашова, потому что хотела за Зюганова.
Страницы:

Ссылки

Все новости ›