Оцените материал

Просмотров: 142383

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

09/02/2012
18 лучших фотосерий, присланных на конкурс. Выберите победителя!

©  Антон Сташевич

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование
12 августа прошлого года OPENSPACE.RU объявил среди читателей фотоконкурс «Нравы и обычаи русского народа». Надо признаться, что разгорался он медленно. Но все-таки верно. За эти полгода в редакцию прибыло более сотни фотосерий. Из них мы сформировали сначала первый шорт-лист, а теперь, с небольшим опозданием, и второй.

Все 18 фотосерий, которые заинтересовали редакцию, с комментариями авторов, собраны прямо здесь.

Теперь только от вас зависит выбрать победителя. Его ожидает, как и было обещано, кроме любви редакции и славы, приз в 20 тысяч рублей.

Для этого вам нужно проголосовать, выбрав из общего списка от одной до трех работ.

Голосование заканчивается 16 февраля в 20:00. 17 февраля мы сообщим вам имя победителя!

Но прежде важное предуведомление.

Мы не фоторесурс. Раздел «Общество», объявивший этот конкурс, не занимается фотографией — его интересует собственно общество, жизнь страны. Поэтому когда мы выбирали эти 18 фотосерий, то думали в первую очередь не об их фотографическом качестве, а о том важном и характерном, что они сообщали нам. Правду в этом конкурсе мы решительно предпочитали красоте. Возможно, выбирая лучшего, вы последуете нашему примеру.

И еще два маленьких замечания. Первое. Для одного фотографа мы сделали двойное исключение. Формально он живет за пределами России, в Крыму, и представлен в шорт-листе тремя фотосериями. Просим не считать это предвыборной агитацией.

И второе. Названия населенных пунктов, которые присвоены фотосериям, — это место съемки, а не место жительства фотографа. Видимо, в большинстве случаев они совпадают, но не во всех.

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗДЕСЬ!


ШОРТ-ЛИСТ

Влад ЮРАШКО. У Вечного огня (поселок Приморский)
Андрей ШАПРАН. Масленица в Сибири (Бердск)
Роман МОКРОВ. Зеркало в ЗАГСе (Электроугли)
Влад ЮРАШКО. Прыжки (поселок Приморский)
Александр ЛЮБИН. Крещение в Балтийском море (Зеленоградск)
Владимир АЛЕКСЕЕВ. Похороны Костромы (село Шутилово)
Анна БАРИНОВА. Здоровье — образ жизни (Москва)
Надежда ПОХИБЕНКО. У памятника погибшим (село Турово)
Ирина РАТАНОВА. На реке (поселок Большое Мурашкино)
Мария БОРЧУКОВА. Танцы в «Сокольниках» (Москва)
Аня ЛИПМАН. В студенческой столовке (Нижний Новгород)
Влад ЮРАШКО. Сон у большой воды (поселок Приморский)
Евгений КРАСНОВ. По дороге на Воробьевы горы (Москва)
Сергей ПАХОТИН. Великорецкий крестный ход (Кировская область)
Михаил ДОМОЖИЛОВ. Стенка на стенку (Москва)
Мария ПЛОТНИКОВА. Пельмени (Чайковский)
Мария СМОЛЬЯНИНОВА. Прокопьевская ярмарка (Великий Устюг)
Роман БУШУЕВ. Кладбище животных (Электросталь)



{-page-}

 

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗДЕСЬ!

Влад ЮРАШКО. У Вечного огня (поселок Приморский, Феодосия)

©  Влад Юрашко

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

В 2005 году я перебрался в Крым, в поселок Приморский под Феодосией. И одной из первых бросившихся мне в глаза особенностей этого места было то, что местные жители, по вечерам прогуливаясь по набережной, подходили к Вечному огню и обязательно у него грелись, собираясь в небольшие группы, и при этом молчали. Набережная в поселке спланирована таким образом, что начинается она у площади перед ДК, а заканчивается у памятника, посвященного феодосийскому десанту. Под Феодосией были ожесточенные бои с фашистами, погибло огромное количество народа. Очевидцы говорят, что море до горизонта было красного цвета от человеческой крови. Сам памятник возвышается над уровнем моря метров на двадцать и стоит на братской могиле, и все это возвышение метров в двадцать якобы и есть сама братская могила. Подходят к этому месту и греются люди разных возрастов; в основном это молодежь, парочки, которые могут там стоять и часами обжиматься. Надо сказать, что никто из них вразумительно не смог мне объяснить, почему они собираются и молча сидят у огня. Мне показалось, что это можно было бы трактовать следующим образом: народ, собираясь перед этим памятником, греется не только от огня, но и от историй о Великой Отечественной войне, которая питает коллективную память на полуострове. Ведь русское население Крыма чувствует себя брошенным и даже преданным своей страной Россией в этом месте. А Отечественная война и есть то место, где страна еще для всех общая, единая и неделимая.


Андрей ШАПРАН. Масленица в Сибири (Бердск, Новосибирская область)

©  Андрей Шапран

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Масленица — один из самых ярких и нарядных праздников, который повсеместно отмечают в России. Сибирь никогда не была исключением. Блины, игры, стенка на стенку, хороводы и взятие снежного городка взрослыми и детьми. Съемка производилась в Новосибирской области, в небольшом сибирском городе Бердске.


Роман МОКРОВ. Зеркало в ЗАГСе (Электроугли, Московская область)

©  Роман Мокров

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Как же быстро летит время... Сегодня ты еще маленькая девочка с куклой в руках и мечтами о первом поцелуе, а завтра красивая девушка в белом платье и с золотым кольцом на пальце...

Как все солнечно и прекрасно. Сколько девушек мечтают о том, чтобы все это было именно так. В реальности: годы нелепых отношений, сожительство, слезы, он не хочет на мне жениться... А потом дешевое белое платье, захолустный ЗАГС, пьяные гости и подсчет собранных денег... А все ради чего? Ради заветного слова «семья»?

Каждый второй брак заканчивается разводом. Значительная часть девушек выходит замуж для того, чтобы решить свои финансовые или жилищные вопросы. Еще чаще — для того, чтобы не чувствовать себя ущербной, ведь все выходят замуж. Мужчины женятся для того, чтобы легитимировать сексуальные отношения и получать их в большем объеме, а заодно приобрести домработницу.

Классические фотографии с кольцами, родителями или счастливыми молодыми в комнате жениха и невесты, на фоне зеркала. «Стадия зеркала» представляет собой набросок будущего. Это точка отсчета.


Влад ЮРАШКО. Прыжки (поселок Приморский, Феодосия)

©  Влад Юрашко

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Эта короткая серия снята буквально за несколько раз в поселке Приморский под Феодосией. Ранней весной, в марте или апреле, когда в море купаться еще невозможно, но на улице становится очень тепло и даже жарко, молодые ребята собираются на набережной и прыгают с парапета на песчаный пляж. В основном это мальчишки, которые часами прыгают в песок. При съемке мне хотелось уловить такой момент, когда они зависают в воздухе. Не падают и не взлетают, а именно зависают. Русский космист Николай Федоров говорил, что человечество создало «костыльную цивилизацию», то есть, вместо того чтобы научиться летать, оно научилось строить самолеты. Так вот, в этом месте у меня возникло ощущение, что ребята там научились как минимум зависать в прыжке, пусть даже на доли секунды. Может, так и должен начинаться какой-то новый этап в эволюции человека. Хотя бы и в таком глухом месте.


Александр ЛЮБИН. Крещение в Балтийском море (Зеленоградск, Калининградская область)

©  Александр Любин

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Может, эта тема не так удивительна: Крещение. Но когда это происходит на море, где туда-сюда бегают сразу несколько десятков людей, кричат, окунаются, молятся… И все это под громкую церковную музыку. С множеством мер предосторожностей, от горячих ванн на берегу и бесплатного чая до нарядов полиции и «скорой помощи»… Тогда понимаешь, что ты попал в другой мир.


Владимир АЛЕКСЕЕВ. Похороны Костромы (село Шутилово, Первомайский район, Нижегородская область)

©  Владимир Алексеев

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Еще есть немало мест на территории России, где теплятся по потаенным уголкам обряды и традиции веков минувших. И несут они в себе из поколения в поколение состояние душевной беспросветности, серого однообразия при виде нескончаемых лесов, холмистых полей с тощими овсами или копнами соломы на стерне, очерченными вдали синеющими дебрями, темных селений с церковками. Да и кто стал бы печалиться об оскудении жизненных сил в народе, закабаленном вечной нуждой…

В деревнях уже редко кто знает, откуда и почему появились местные обряды и обычаи, весь уклад жизни, в чем смысл устных преданий, что таят намеки в сказках и как отделить христианские заповеди от языческих предрассудков. Полагались на счастливый случай, а больше — на то, куда кривая вынесет. Но даже при всем при том не покидала песня родные просторы, не смолкали хороводы, не пропадала поэзия.

Как еще, если не чудом, можно назвать сохранившийся в селе Шутилове Первомайского района Нижегородской области древний обряд похорон Костромы! Шутилово — единственное место в России, где ежегодно жарким летним днем проходят гульбища-игрища, описание которых не приходилось встречать в работах фольклористов и этнографов, что вполне понятно: русские ученые — знатоки народного творчества — еще в конце XIX века свидетельствовали об исчезновении удивительного обряда.

Но вот остался же он! Остался в одном из самых глухих углов родной земли, в селе, расположенном на реке Алатырь, где еще витает дух самой глубокой старины — непостижимой древности с русалками на ветвях и лешими на лесных тропах.

Языческое празднование в Шутилове справляется не совсем так, как это было в других местах, а своим манером. Куклу, изображающую Кострому — сделанную из соломы, сорных трав, репейника, кострыги-крапивы, прутьев: всего колючего, острого, жесткого, то есть подобного Перуновым стрелам, — и наряженную в пестрое тряпье, с шутливыми приговорами и припевками поначалу восхваляли, как бы поощряя ее на буйное веселье и пляски.

        Костромушка расплясалась,
        Костромушка разыгралась,
        Вина с маком нализалась
        И на землю повалилась —
        Костромушка умерла...


Стыд и срам с Костромой, поэтому шутиловцы и называли ее по-своему — Стромой, а то и Соромой.
И кладут ее в гроб-корытце, и льют над ней понарошные слезы, и причитают, и «кадят» да «отпевают», и вместе с ряжеными бабками многолюдной процессией несут ее через все село хоронить.
А приговоров таких да плачей на похоронах Костромы появляется немало.
Вот один из них:

«Горючими слезами обливаясь да платочком ситцевым утираясь, сидит у изголовья Костромы баба Маня — старожил Шутиловский, а тут соседка приладилась, да и спрашивает:
— Почто горюнишься, сиделица моя?
А та сквозь слезы причитает:
— Да померла окаянная Костромушка, а три рубли мне так и не отдала…
— И как-то?
— Дык СПИДом заболела, вот и померла, будь она неладна…
— И где ж ей СПИД-то в нашей деревне взять?
— Да солдатика на постой взяла… Вот и померла…
— А я-то думала, ее солдатик обрюхатил — вот и свела концы-то…
— Мань! А Мань! Да не убивайся так. На-ка выпей-ка лучше лимонадику…
— Ну и крепок же он у тебя, подруженька.
И зарыдали старушки пуще прежнего…»

Пестр и красочен этот карнавал-шествие, причудлив и потешен, горазд на выдумки и сочное словцо, на веселое невинное озорство и удалую, излишне откровенную частушку.

Наступает момент, когда Кострому лишают всякой милости, начинают издеваться над ней и ее кончиной, непотребно бранят: «Ах ты, сука ты, Сорома!» И, вынеся ее в поле, повергают наземь, срывают с нее одевку, по соломке, по стеблю, по пруту растаскивают и разбрасывают вокруг — есть примета, что поле, где похоронена Кострома, даст большой урожай. Шутиловцы уверяют, что не выдумка — примета самая верная.
А в давние времена, как известно, Кострому притаскивали на берег реки Алатырь и бросали в воду.

Свое объяснение старинному обряду дает в труде «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся фольклорист и исследователь мифологии Александр Николаевич Афанасьев:

«В летнюю жару народ призывал громовника погасить пламя солнечных лучей в разливе дождевых потоков; но самое это погашение должно было напоминать древнему человеку аналогические представления Ночи, с приходом которой дневное светило тонет в волнах всемирного океана, Зимы, которая погружает его в море облаков и туманов, и, наконец, Смерти, которая гасит огонь жизни. (…) Мысль о замирающих силах природы особенно наглядно выражается в тех знаменательных обрядах, которые еще недавно совершались и были известны в нашем народе под названием похорон Костромы, Лады и Ярила».

Так что ритуал похорон Костромы (Соромы) не был бездумен: ее кончина означала не бесследное исчезновение, а порождала новую жизнь — более благодатную, чем она была, более щедрую на тепло и урожаи. Смена одного другим — это и есть естественное продолжение жизни.

Поэтому после похорон Костромы не могло быть печали. В Шутилове в этот день народ допоздна гуляет в пойменных лугах у Алатыря, водит хороводы на старинный лад, угощается, чем может, сидя на травке, поет любимые песни, вспоминает о предках.


Анна БАРИНОВА. Здоровье – образ жизни (Москва)

©  Анна Баринова

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Уже как традиция — каждое воскресенье хожу к друзьям в кафе на встречи под девизом «Здоровье — образ жизни». Целый день мы проводим время в теплой компании, занимаясь очень интересными и полезными делами, отдыхаем и общаемся перед началом рабочей недели!

Все начинается с занятий йогой, где мы проходим основные моменты, чтобы быть бодрыми и здоровыми, а после, проголодавшись, идем пить чай и готовить!

Каждый раз в меню появляются новые вкусные блюда вегетарианской кухни, бывает что-то европейское, индийское, русское. Через несколько часов на столе стоит готовый обед, который мы сделали вместе, помогая друг другу и учась чему-то новому! В завершение обеда обязательно какой-нибудь десерт!

А после трапезы обычно происходит что-то интересное. Бывает фотовыставка с рассказами, выставки картин, мастер-классы по массажу и по творческим направлениям. Еще бывает, что смотрим вместе доброе кино или слушаем живую музыку на необычных инструментах!


Надежда ПОХИБЕНКО. У памятника погибшим (село Турово, Абанский район, Красноярский край)

©  Надежда Похибенко

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Сегодня наше село Турово Абанского района небольшое — в триста жителей. В годы Великой Отечественной с территории Туровского сельсовета из четырнадцати деревень и сел было призвано на войну около 1300 человек. Из них вернулось 323.

Так получилось, что памятник погибшим в годы войны в Турове воздвигли лишь в 2007 году, спустя 62 года после Победы. Благодаря усилиям главы сельсовета Замостьянской Августы Григорьевны, которая привлекла средства предпринимателя Ковалева Николая Сергеевича на это благое дело. Жители села не остались равнодушными. Своими силами установили памятник в центре сквера. Привели в порядок территорию вокруг.

Теперь в селе есть место, куда в День Победы идут сельчане, приезжают люди, чтобы отдать дань павшим из других поселений Туровского сельсовета — сегодня это деревни Пушкино, Сенное, село Залипье. Работники сельского Дома культуры совместно со школой готовят митинг. Ребята сами сооружают гирлянду из пихтовых веточек и затем торжественно возлагают ее к памятнику. Члены клуба «Патриот» Залипьевской СОШ (соседнее село Залипье) в этот день торжественно несут караул и возлагают венок. Предприниматели Ковалевы Николай Сергеевич и Любовь Николаевна не остаются равнодушными. От них звучат слова благодарности, вручаются подарки фронтовикам, работникам тыла. Уже стало традицией, что члены клуба «Поиск» туровской школы весной и на протяжении всего лета ухаживают за зеленой зоной сквера. Разбивают цветники. А 30 мая 2008 года, в последний день учебных занятий, в туровской школе прошел большой праздник по итогам года. Лучшим ученикам школы предоставили честь посадить аллею саженцев сирени у памятника в сквере. Теперь каждую весну лучшие ученики оставляют свой саженец у памятника. В начале лета стоит в воздухе аромат сирени, желтеет цветочками акация, а осенью калина радует глаз своими гроздьями ягод.

В 2011 году на митинге 9 Мая не было фронтовиков, потому что их в селе уже не осталось. Но митинг был и будет ежегодно. Сельчане идут к памятнику, чтобы вспомнить, чтобы положить цветы. Значит, хоть и с опозданием появился памятник в селе, но зато поклонение теперь будет всегда, и долго будут звать к себе слова на памятнике «Поклонимся великим тем годам…».


Ирина РАТАНОВА. На реке (поселок Большое Мурашкино, Нижегородская область)

©  Ирина Ратанова

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

В наше время часов пик, беготни и постоянной занятости очень сложно найти минуту для того, чего действительно хочется, — встречи с близкими и друзьями. Именно поэтому в нашей большой компании, сложившейся достаточно давно, но продолжающей расти, всегда так: почти каждые выходные мы едем в родной городок, чтобы собраться все вместе. Не важно, в каком месте, при какой погоде и в каком количестве. И лето для нас — это настоящий праздник. Праздник каждый день. Посиделки, пикники, шашлыки с массой активных мероприятий на открытом воздухе или на воде стали для нас очень приятной и важной традицией. Солнце, отражающееся в брызгах воды, в зеркалах машин, в которых мы едем большим составом в очередной поход; радость, молодость и любовь в смеющихся глазах друзей. И еще много всего яркого, быстрого, интересного и захватывающего дыхание от счастья.


Мария БОРЧУКОВА. Танцы в «Сокольниках» (Москва)

©  Марья Борчукова

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

В Москве есть такой интересный обычай — танцы по выходным в парке «Сокольники» для бабушек и дедушек. По-моему, это прекрасно, когда у людей есть возможность сходить потанцевать, пообщаться, послушать любимую музыку и подышать свежим воздухом. Площадка для танцев находится под открытым небом. Каждую субботу и воскресенье собираются лучезарные люди и в прямом смысле этого слова — зажигают!


Аня ЛИПМАН. В студенческой столовке (Нижний Новгород)

©  Аня Липман

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Я учусь в 013 группе. Наша будущая профессия — архитекторы. Выпущусь уже через полгода. Наша традиция — ходить в столовую в 5-м корпусе в перемены, между парами, вместо занятий и просто так. Ходим мы всегда примерно одной компанией, знаем работников столовой по именам, они знают, что мне, например, масло в кашу класть не надо, и тому подобное. Всё уже совсем родное. В столовой обычно ведем себя бурно и громко, обсуждаем всё: социальные сети, политику, экзамены, новые видео на YouTube, новые Ксюшины брюки, новые фильмы, когда выйдет новая серия Хауса, столовскую еду и, конечно, архитектуру. Мы застали много перемен — в нашей столовой уже подвесной потолок, раньше продавалось мороженое и не было автомата, а картошка стоила 6,66 руб. И даже однажды на Алису случайно пролили кипяток. В общем, это действительно наша традиция, но, к сожалению, мы заканчиваем институт, уходим на проектирование диплома и скоро будем видеться совсем редко и будем скучать по нашей столовой.


Влад ЮРАШКО. Сон у большой воды (поселок Приморский, Феодосия)

©  Влад Юрашко

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Опять-таки Крым, Приморский поселок. По дороге с работы народ расслабляется горячительными и пенными напитками и ложится спать прямо на пляже, у большой воды или недалеко от моря. И такую картину можно наблюдать и в обеденный перерыв, и после работы. Спящие в одежде люди на песчаном берегу встречаются до самого начала пляжного сезона. А потом, после его начала, наверное, как-то неудобняк спать на пляже перед приезжими: типа позоришь свою малую родину. Наверно, они спят раздетыми и сливаются с массой отдыхающих.


Евгений КРАСНОВ. По дороге на Воробьевы горы (Москва)

©  Евгений Краснов

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Фотографии сделаны 9 мая 2010 года, вечером, у станции метро «Воробьевы горы». Люди приехали сюда, чтобы попасть на смотровую площадку и посмотреть салют. До начала салюта оставалось мало времени, поэтому многие решили сократить путь, взобравшись на гору, вместо того чтобы огибать ее по дороге. Преодоление этой горы происходит ежегодно, но именно в 2010 году оно приобрело особый эмоциональный градус, так как пошел дождь и земля стала скользкой. Конечно, тем, кто дошел до середины горы, пришлось подниматься дальше.

Смотреть дальше!

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗДЕСЬ!


{-page-}

 

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗДЕСЬ!

Сергей ПАХОТИН. Великорецкий крестный ход (Кировская область)

©  Сергей Пахотин

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

​ Великорецкий крестный ход проходит каждое лето, с 3 по 8 июня, с середины XVI века. В этом году в нем приняло участие примерно 25 тысяч человек, это самый массовый и продолжительный крестный ход в России. Шесть дней под проливным дождем, через леса и болота, сквозь обезлюдевшие деревни Кировской области. Юродивые, семинаристы, старухи, побирушки, сиделые, странники — тысячи и тысячи тянутся бесконечной толпой по бездорожью. Под ногами грязь и глина по колено, многие идут босиком, закутавшись от дождя в мусорные пакеты. На время привала люди располагаются в поле разноцветным людским ковром, им не хватает места. Начинается ливень, дети и старухи заворачиваются в куски полиэтилена для теплиц.

Ночевки и привалы — под открытым небом, еда — раз в день, с полевых кухонь раздают несоленую гречневую кашу и разливают кипяток. Жители деревень, через которые тянется многотысячная процессия, выносят на двор домашнюю стряпню, кто чем богат. Сотни жадных рук разбирают еду в считаные минуты. В поселках побольше странники бесконечным потоком вливаются в стены ПТУ, школ, больниц, ложатся прямо на пол, рядами. Вечерняя молитва и сон, подъем — в три часа утра, еще затемно. 18 часов хода, паломники покрывают до 60 километров в день. Ежегодно на Великорецком крестном ходе умирает несколько участников преклонного возраста.

Глухонемой алтарник руководит движением, певчие и клир тонут в грязи. Впереди Великорецкая икона Николая Мирликийского Чудотворца, ее несут по трое, сменяясь. Именно с ней связан этот древний обряд. Церковное предание сообщает о чудесном обретении образа крестьянином Семеном Агалаковым на берегу реки Великой:

«Некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки, увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и, осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Икону перенесли в ближайший крупный город — Хлынов (в будущем Киров), с условием каждый год возвращать ее к месту чудесного обретения. С тех пор эта традиция не прерывалась ни на один год, даже в период атеистических гонений. В 60-е в день праздника лесные дороги перекрывали солдаты и милицейские кордоны, Великорецкий источник залили цементом. Это не остановило паломников, бродяги и нищие продолжали идти через лес окольными путями к своей цели. Это одна из древнейших из ныне сохранившихся религиозных традиций в России, носящих массовый характер. Поистине народный, хтонический культ, переживающий странный расцвет в последние годы.


Михаил ДОМОЖИЛОВ. Стенка на стенку (Москва)

©  Михаил Доможилов

Разминка «Вишенка» - Михаил Доможилов

Разминка «Вишенка»


Бои стенка на стенку — это старинный русский вид спорта. В одной схватке участвуют одновременно несколько десятков или сотен человек. Используя кулачный бой, подсечки и толчки, каждая из «стенок» пытается продавить оппонента до начальной позиции или разломать стенку соперника.

Более четырех лет старые традиции пытается возродить московский Клуб стеношного боя, проводя тренировки и поединки, чаще всего на праздники. Перед боем разминка-«вишенка» ‒ подкидывание человека в воздух вдоль рядов людей, более жесткая версия регби с возможностью использовать кулаки и борьбу и т.п.

Между самим стеношным боем, который проходит в несколько раундов, проводятся поединки один на один, два на два по борьбе и кулачному бою между лучшими бойцами. Помимо самих участников клуба, в боях стенка на стенку могут принимать участие любые желающие мужчины или группы людей. Среди участников часто встречаются члены спортивных клубов и футбольные хулиганы.


Мария ПЛОТНИКОВА. Пельмени (Чайковский)

©  Мария Плотникова

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

У нашей семьи есть традиция. В конце декабря мы съезжаемся в небольшой городок Чайковский, что в Пермском крае. Все вместе мы отмечаем Новый год в бабушкиной квартире, объедаясь оливье, бутербродами с красной икрой и мандаринами на десерт. Потом идем на площадь смотреть салют и кататься на ледяных горках. Но это классика, которой никого не удивишь.

А на второй день Нового года мы отмечаем день рождения тети Вали. И вот это и есть наша давняя традиция. Всей семьей ‒ а чем больше народу соберется, тем веселее ‒ мы лепим наперегонки пельмени, потом выставляем их на мороз, потом варим в огромных кастрюлях, выкладываем на круглые блюда, садимся за стол, поздравляем тетю Валю с праздником, пьем водку, накалываем на вилку, макаем в уксус и наконец-таки закусываем этим божественным, кудрявым, благоухающим пельмешком. Счастливчику попадается «пустой» пельмень с начинкой из теста, исполняющий любое желание.


Мария СМОЛЬЯНИНОВА. Прокопьевская ярмарка (Великий Устюг)

©  Мария Смольянинова

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

Серия посвящена празднованию Прокопьевской ярмарки, которая проходит в городе Великий Устюг. Большой торг в день Прокопия Праведного с XVII века стал в Великом Устюге традиционным ‒ посмотреть на людей и себя показать. Торговле сопутствуют конкурсы, концерты, игры, танцы, выставки. Этот день в жизни северян очень важен. К вечеру ярмарка сворачивает свои ряды, и весь город собирается на дискотеке, где устюжане и гости города уходят в отрыв.


Роман БУШУЕВ. Кладбище животных (Электросталь)

©  Роман Бушуев

Нравы и обычаи русского народа. Вторая выборка и голосование

На это место я наткнулся в Подмосковье, когда гулял в лесу. Лес этот почти вплотную подходит к городу Электросталь.

Посреди леса я обнаружил поляну, которая издалека привлекла внимание яркими пятнами — я подумал, что мусор. Но, подойдя ближе, понял, что это захоронение. Кладбище домашних животных.

Здесь примерно пятьдесят могил. Судя по их состоянию, за ними регулярно ухаживают, в течение нескольких лет и даже зимой. В центре поляны, на березе, своеобразная информационная будка. То есть у этого стихийного кладбища есть администрация.

На краю кладбища я обнаружил инструмент для похоронных процедур: две лопаты и пакет, в который я заглянуть не рискнул.

Почти у каждой могилы есть оградка, цветы, и на большинстве есть фотографии усопших животных. В основном это, видимо, представители семейства кошачьих.

Впрочем, судя по предметам, которыми некоторые захоронения украшены — или оформлены, не знаю, как это назвать, — нашли здесь приют и собаки. Вот, например, эта. За оградкой находятся миски, видимо принадлежавшие усопшему животному, и игрушка в виде кости.

Территория достаточно ухоженная. Оградки подкрашены, земля, видимо, пропалывается и выровнена граблями. На деревьях, растущих между могилами, привязаны ленты и развешаны игрушки, в основном елочные. Наверное, в оформлении могил принимали участие дети, слишком много игрушек. Впрочем, без взрослых тут, конечно, не обошлось.

Есть в этом что-то языческое. Помнится из истории, в древности домашних животных хоронили вместе с умершими хозяевами. А в Древнем Египте кошек хоронили во многом пышнее людей. Хотя, наверное, многие животные заслужили к себе такое отношение.

Ведь они гораздо преданнее людей и не способны на предательство.

ПРОГОЛОСУЙТЕ ЗДЕСЬ!

Нравы и обычаи русского народа

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Нравы и обычаи русского народа

Все голосования

 

 

 

 

 

Все новости ›