И над всем этим висит тягостное ощущение, что вот сейчас придет лесник и всем даст по ушам.

Оцените материал

Просмотров: 18981

Таблетка

Юрий Сапрыкин · 29/09/2011
ЮРИЙ САПРЫКИН считает, что проект «Гражданин поэт» – последнее прибежище оппозиционной энергии. И ее могильщик

Имена:  Андрей Васильев · Дмитрий Быков · Михаил Ефремов

©  Григорий Сысоев / РИА Новости

Таблетка
​Предъявлять претензии проекту «Гражданин поэт» — значит с ходу выставить себя неблагодарной скотиной. Кроме шуток: авторы «Гражданина», при всей своей вселенской популярности, реально ходят по краю: чем заканчиваются попытки шутить над первыми лицами сегодняшней России, можете спросить у авторов программы «Куклы» или авторов программы «Намедни». По крайней мере одно из этих первых лиц не лишено самоиронии, но крайне нервно воспринимает прямые насмешки, самому «Гражданину» уже довелось пережить закрытие и переименование, а что будет с нынешними любимцами славы, когда одно из первых лиц окончательно перестанет быть «одним из», бог весть. Ну и потом, кажется, произведения гражданско-поэтического триумвирата и вправду стали для многих жизненно необходимым обезболивающим (отрезвляющим? ободряющим?) средством; сравнение «Гражданина» с глотком свежего воздуха уже общее место, вот и Андрей Лошак в комментарии на OPENSPACE.RU подтверждает: популярность «Гражданина поэта» — свидетельство того, что в обществе появился «жесткий запрос на критическую информацию».

А вот здесь стоп. Какие бы цели ни ставили перед собой Быков — Васильев — Ефремов и какую бы смелость ни проявляли в процессе, самое интересное в этой истории — почему гражданско-поэтический видеоблог разросся до масштабов самой популярной в стране антрепризы? Что хотят услышать люди, заполняющие залы на гастролях «Гражданина поэта»? Если эта штука и вправду выполняет общественный запрос, то какой? На какую именно информацию?

Рискну предположить, что секрет успеха «Гражданина поэта» все же не в новых сведениях о преступлениях кровавого режима, а в радости узнавания. Вот давно полюбившийся актер, с еще более давно полюбившейся фамилией. Вот стихи, знакомые на рефлекторном уровне, как картины на конфетных фантиках. А вот содержание — также дарящее радость встречи со старыми знакомыми. Путин, Медведев, Селигер, ФСБ, вертикаль, «Цитадель» — обо всех в живой и непринужденной форме сообщается ровно то, что мы И ТАК О НИХ ЗНАЕМ. Соль «Гражданина» не в высмеивании власть имущих и тем более не в сообщении неслыханной ранее «критической информации», — напротив, уже известная «критическая информация» становится здесь смешной и тем самым чуть более выносимой. Федеральный чиновник, подсылающий к оппонентам тонтон-макутов с арматурой, оборачивается крокодилом, который кидается «какашами», — и в этом виде с ним еще как-то можно жить.

А это важно — потому что жить с ним, так или иначе, придется.

Аудитория «Гражданина поэта» — это люди, которые «всё понимают», и вместе с тем «всепонимание» никак не влияет на их жизнь. Их «энергии сопротивления» хватает ровно на то, чтобы неплохо провести время, посмеиваясь над тем, как все нелепо и странно устроилось: судя по гастрольному расписанию и заполняемости залов, их, то есть нас, очень много, — наверное, большинство. Даже Прохоров радостно хохочет, слушая стихотворение про дядю Степу, которого целуют в жопу, а потом еще поправляет авторов, неверно указавших его «место по блядям»: он тоже «все понимает» и даже готов над этим посмеяться. Нетрудно представить Ефремова на концерте в честь съезда «Единой России» — с памфлетом, высмеивающим этот самый съезд: большинство депутатов аплодировали бы ему с неменьшим энтузиазмом, чем Путину, объявившему о своем президентстве.

Есть подозрение, что по крайней мере Быкову не слишком уютно в роли «капитана Очевидность»: его стихотворные фельетоны в «Новой газете» сделаны не в пример более мастерски и куда свежее по мысли; но в «Гражданине поэте» приходится нажимать на давно опробованные педали: читатель ждет уж рифмы «жопа» — так на, возьми ее скорей; и если Некрасов удается автору блестяще, то Хармс уже с трудом, а Бродский и вовсе заставляет вспомнить не столько первоисточник, сколько эпиграммы Валентина Гафта. Но выскочить из «проекта» все сложнее — и авторам, и зрителям: и дело не в кассовых сборах, с которыми жалко расставаться, а в каком-то тотальном отсутствии выхода, развязки, вариантов будущего, в котором хотелось бы оказаться. И над всем этим висит тягостное ощущение, что вот сейчас придет лесник и всем даст по ушам. И еще более тягостное подозрение: а ну как не придет?

Смеясь над «Гражданином поэтом», изрядная часть человечества не расстается со своим прошлым, а, напротив, окончательно залипает в своем настоящем.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:10

  • kro-p· 2011-09-29 23:04:41
    кажется:
    все сегодняшние тексты про власть, про путина, про тупик фиксируют сегодняшнюю ситуацию...
    они не протест, они ничего не меняют, они похожи на анекдоты или кухонныый трёп 70-х.
    создатели ругательных текстов сидят в специальных аквариумах, существующих с согласия путина, иногда созданных путиным (сурковым, сусликовым или кто там у них самый креативный).
    их цель - вовсе не желание что-то менять, их цель - адаптация.
    они делают наше сосуществование с путиным почти приятным. потому что мы крутые, а путин - дерьмо. и мы - ура - можем об этом разговаривать. между собой. почти везде.
    да, так жить можно. но тогда мы с путиным заодно.
    может, как-то надо куда-то выползать, как-то, может, надо переместить себя за рамки, нарисованные путиным, что-то сделать... но куда ползти - в дворники? в глянец? уехать и всё-таки в дворники?
    а статус? а деньги? а жан-жак? а италия? а няни? а как вообще всё?
    мы же не виноваты, что путин кругом? нам что, теперь не жить?
    а революция - ваще ужасно, кровь, то-сё.
    действительно тупик.
  • Артем Заяц· 2011-09-30 03:14:52
    Предыдущий оратор — глуп, но какой-то нерв уловил. Ты мне начинаешь нравиться, предыдущий оратор! (с) А. Аверченко
  • painless_j· 2011-09-30 13:07:45
    @EnterTheVoid Комментарий уделен модератором из-за личных оскорблений в адрес автора статьи.
  • Sergey Melnikov· 2011-09-30 20:12:37
    "Гражданин" "гражданином", но он еще и "поэт" - многим проект симпатичен из-за удовольствия встретить переделанным знакомое стихотворение знакомого автора. тоже узнавание, только культурное, скорее чем социальное.
  • jktgsx10· 2011-10-01 12:11:40
    Глуп тот, кто высокомерен. Не Вы ли, г-н Заяц? Или я влез в перебранку старых друзей?
  • VersLibre· 2011-10-03 11:50:02
    Гражданин, так же, как и синие ведерки, и фаллосы на Литейном мосту, и все прочие формы эстетствующего протеста - такая сублимация, помноженная на самолюбование. Мы, мол, такие смелые, такие смелые. Мы даже можем кликнуть на ролик. Или даже лайкнуть и откомментить в фейсбуке.
    Некоторые, конечно, еще более смелые. Могут публично усомниться в нашем героизме. Вызвать оживленную онлайн дискуссию.
    Что конкретно автор текста - прекрасного как все его тексты - сделал для того, чтобы страна не залипала?
    В конце концов, за пределами пространства, очерченного опен спейсом, дождем и афишей, - есть люди, для которых президенты П. и М., возможно, дороги и понятны. Но эти люди со своим шансоном, в своих дешевых каютах на дешевых прогулочных пароходах, со своей любовью к Устиновой - нам не интересны.
  • EnterTheVoid· 2011-10-03 16:52:12
    Хахаха, а чего вы забанили мой комментарий? Чего я такого сказал? Я разве его оскорблял, я просто констатировал факт. Он же ужасно пишет. Очень и очень плохо пишет..Очень мутно и нудно.
  • Anton_Khitrov· 2011-10-05 01:34:05
    Самые активные комментаторы на OpenSpace не переносят никаких публикуемых здесь материалов, равно как и самих авторов. Но читают с завидным постоянством. Как правило, в их комментариях прослеживается не то чтобы любимая мысль, а, скорее, излюбленная поза, окраска. Столь постоянная, что из этих реплик можно сделать документальную пьесу. Только получится театр абсурда
  • osyaman· 2011-10-05 02:07:05
    ну если либеральный старожил из Афиши в конце многозначительно цитирует "18 Брюмера" Маркса - значит жди перемен.
  • looseangel· 2011-10-12 20:13:50
    Автор статьи, клал я на вашу поэтику с пробором. Критикану много ума не надо для того, чтобы писать статьи, распекающие творчество талантливейших людей, да еще такое новаторское.
Все новости ›