Резануло слух слово «расстрелять».

Оцените материал

Просмотров: 8170

Лев Яблоник. «Мое начало»

06/05/2011
Короткие воспоминания солдата о первой смерти, увиденной на войне

Имена:  Лев Яблоник

©  Георгий Зельма / РИА Новости

Лев Яблоник. «Мое начало»
OPENSPACE.RU публикует короткие воспоминания о войне Льва Яблоника (1925—1993) — инженера-электрика, кандидата технических наук. Это единственная оставленная им мемуарная запись; текст, по словам самого автора, возникший как попытка избавиться от ночных кошмаров. Текст в редакцию передала вдова Л.М. Яблоника, Лариса Александровна Дукельская, хранитель английской гравюры Государственного Эрмитажа.


Прошло 45 лет со Дня Победы. Мне пришлось участвовать в боях пехотинцем, пулеметчиком, командиром отделения разведроты. Фронтовые годы вспоминаются как время восторженных юношей, ожесточения, безрассудной храбрости и жестокости, мата, рационализма и глупости. Но после войны меня долгие годы преследовал один и тот же сон — первая смерть, увиденная мною, вчерашним школьником.

...В 1943 году я в эвакуации учился в 10-м классе. В начале 1943 года всех мальчишек класса призвали в армию и направили в пулеметно-пехотное училище. Учеба была напряженной и физически сверхтяжелой. Ежедневно кроме восьми уроков мы дважды выходили на «практические занятия» на полигон — десять километров в оба конца до обеда, десять километров — после обеда. И не просто выходили, но с полным боевым снаряжением: трехлинейка, противогаз, лопатка, каска и пулемет «Максим» на расчет из 4—5 человек (станок — 32 кг, тело — 16 кг, щит — 8 кг и четыре коробки с пулеметными лентами, каждая 4—5 кг).

Мы не просто шли на полигон, а почти непрерывно разворачивались для «отражения атак неприятеля», окапывались, ползли по-пластунски, учились малым и большим перебежкам.

Казались бессмысленными эти сверхнагрузки, но только на фронте мы поняли, насколько они закалили нас, мальчишек, превратив в физически крепких солдат.

Но вот ранним летом — тревога, сборы в дорогу, новое обмундирование и эшелон, летящий со скоростью экспресса. В нем, а также впереди и сзади идущих эшелонах, курсанты сибирских военных училищ — ударные силы для орловско-курских боев.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›