Ключевой жанр – бесконечное воспроизводство общих мест.

Оцените материал

Просмотров: 13865

Блогоящик

Евгений Горный · 24/12/2010
ЕВГЕНИЙ ГОРНЫЙ, один из отцов русского интернета, ученый и автор монографии о русской сети, считает, что по рецептуре успеха блоги недалеко ушли от ТВ

©  OPENSPACE.RU

Блогоящик
    

1.
Что, собственно, значит быть топ-блогером? Это значит, что твой (или чей-то) блог находится на верхних позициях (в первой десятке, сотне, тысяче) рейтинга «Яндекса». Попадание в топ и занимаемое в нем место определяется рядом объективных характеристик, таких как количество друзей, ссылок, просмотров страниц и т.д. Топовость, таким образом, есть категория количественная. Далее, количественные показатели наделяются свойствами качества: место в рейтинге воспринимается как указание на степень ценности. Это происходит не только в блогосфере: подмена качественной оценки исчислением количеств — черта современной цивилизации в целом. Так, качество культурного продукта (книга, фильм, песня и т.п.) выводится из количества денег, затраченных на его производство или заработанных его продажей: чем больше денег, тем качественнее («лучше») продукт. Деньги — самый очевидный критерий ценности, но есть и другие. Например, «мнение большинства», отождествляемое с «общепринятым» и, следовательно, «правильным», — то, что задает «тренд», относительно которого все прочие мнения — несущественные аберрации и маргинальные завитушки. Так устроена, «согласована» реальность. Соглашаться с ней или нет — личное дело каждого.

2.
Быть в топе — знак двойного достижения: успеха и признания. Успех определяется как достижение цели, то есть совпадение исходного замысла и конечного результата. Последующим звеном между тем и другим является мотивация («то, что приводит в движение») — некоторые состояния психики, задающие импульс к действию и преобразующие наличную биопсихическую энергию в целенаправленную деятельность. Мотивация бывает двух видов. Внешняя — когда цель лежит вне процесса самой деятельности: например, получение прибыли, награды или признания; победа в соревновании; выполнение чьего-либо задания. Внутренняя — когда нечто делается ради него самого, потому что это интересно, увлекательно, связано с решением сложных задач и нахождением неочевидных решений; то, чем заниматься в кайф. Другими словами, внешняя мотивация связана с работой — когда «надо», внутренняя — с творчеством и игрой, когда прёт. Кажется, среди топовых блогеров преобладают люди творческие — те, кого прёт. Многие из них, впрочем, успешно монетизируют свой драйв, преодолевая тем самым дуализм внутреннего и внешнего.

3.
Популярность блогов и блогеров считается «Яндексом» двояко — по количеству читателей и по авторитетности. Самые читаемые обретаются на Блоги@Mail.ru. На первом месте по количеству читателей — блог группы «Особое мнение»: 847 тысяч (!) читателей. На заглавной странице объявление: «Лидер блогов: Отправьте на одно sms-сообщение больше, чем у текущего лидера, и займите его место». Очевидно, что здесь используется другой алгоритм подсчета читателей, чем, скажем, в ЖЖ, поэтому, как сопоставлять данные, непонятно.

Другой «Лидер блогов» на Mail.ruВиктория Боня (женщина с толстыми губами из «Дома-2», если кто не знает) — призывает свою вроде бы многосоттысячную аудиторию голосовать за нее на сайте loveradio.ru в номинации «Твиттерянин года», где с ней соперничают Дмитрий Медведев и Тина Канделаки. Выкладывает фотки себя в кожаных трусах с каких-то светских мероприятий. Зазывает к себе во «ВКонтакт» и твиттер, обещая «ответить всем».

Тут же — блог В. Жириновского. Кажется, это единственный политик, который не в ЖЖ.

Аудитория Мехди Эбрагими Вафы, победителя «Битвы экстрасенсов», на Mail.ru — чуть меньше полумиллиона. Для сравнения: его блог в ЖЖ читают порядка пятисот человек (правда, там он пишет в основном по-английски). Значит ли это, что для сопоставления с другими блог-сервисами цифры мейла надо делить на 1000?

4.
Несмотря на поражающие воображение толпы читателей, авторитет блогов на Mail.ru довольно низок. Авторитетные хостятся на LiveJournal.com, что объясняется исторически, или стоят отдельно (часто с трансляцией в ЖЖ). Коэффициент авторитетности самого авторитетного (Максим Лобанов, он же teh-nomad) приближается к миллиону; читательская аудитория самых популярных в ЖЖ вечных соперников — Артемия Лебедева (tema) и Рустема Адагамова (drugoi) — примерно по 60 тысяч.

Среди «лидеров мнений» — журналисты, фотографы, писатели, оппозиционные политики и газеты, агрегаторы новостей и собиратели занимательных тривиальностей.

Новички, которые заводят себе ЖЖ, первым делом добавляют в друзья несколько сотен юзеров — преимущественно мегатысячников. Зачем? Чтобы «быть в курсе трендов» и символически приобщиться к большинству.

5.
Среди топ-блогов много фотографических (например, bigpicture.ru, etoday.ru, drugoi, zyalt, sergeydolya, ottenki_serogo и др.). Вообще, в русской блогосфере фотографии необычайно популярны. Обычно это фотографии не любительские, а профессионально-репортажно-художественные — о путешествиях, митингах; тематические подборки; просто красивые; исторические. Склонность русских блогеров к разговорам на политические темы и любовь к фотографиям особенно бросается в глаза при сравнении с другими национальными блогосферами. Так, исследователи из Центра Беркмана в Гарварде обнаружили, что в арабской блогосфере самыми популярными темами являются личная жизнь и локально значимые события, а ведущим жанром — «лытдыбр» (по-арабски «дневник»). В персидской же блогосфере доминирует поэзия как универсальный способ говорения на любые темы, будь то религия, политика или любовь, — иранские блогеры заняты преимущественно тем, что пишут и обсуждают стихи. Почему у нас так популярны именно фотографии? Сложно сказать. Может быть, потому, что картинки в силу своей наглядности кажутся честнее слов?

6.
Сообщают, что в России теперь две партии — партия телевизора и партия интернета. Возможно, однако, что общего между этими партиями гораздо больше, чем принято думать. При всей своей (пока еще) относительной малочисленности и видимой оппозиционности русская блогосфера все больше становится похожей на своего антагониста — телевидение. Тот же культ «звезд» (топ-блогеры); популярность развлекательно-занимательной информации («лулзы», «приколы», «новости шоу-бизнеса»); Путин и Медведев как самые обсуждаемые персонажи; ключевой жанр — новости как бесконечное воспроизводство общих мест (если даже и с переменой знака от проправительственных к протестным). Нарастает тенденция к массовизации и медиизации личного и частного: дайджесты, журналы, тематические агрегаторы. Самые распространенные стратегии текстопроизводства — копипейст и перепост. Прагматика: привлечь внимание (чье?), символически присоединиться (и я так думаю!), при этом без необходимости минимальных энергозатрат на производство новых смыслов. Результат — нарастающая энтропия: кажется, что все пишут об одном и том же. Более того, реакции, мнения и речевые обороты блогеров часто предсказуемы, банальны. Коллективная идентичность вытесняет и подменяет собой идентичность индивидуальную.

Тенденция эта не нова.

«С самого начала всех, пишущих по-русски, согнали в одну телячью ленту, то есть создали такой клуб одиноких сердец с рейтингами, паханами, геморроидальными дискуссиями о никому на свете не ведомых задротах, теперь чуть ли не политическую партию собираются основать. Коммунары превратили такую сугубо приватную и герметичную вещь в пип-шоу в совхозе.

Помилуйте, я веду частный дневник, никому, кроме моих знакомых, не интересный, ничего urbi et orbi сообщить не имею. Я не хочу быть членом вашего мудацкого сообщества».
(Дмитрий Волчек, 2003 год)

Возможно, дебилизация блогосферы и рост ее общественного значения — две стороны одного и того же процесса.

7.
Как топ-блогеры соотносятся с блогосферой в целом? Направляют ли они ее движение, задавая повестку дня и образцы для имитации и воспроизводства? Или, напротив, лишь следуют гулу народного роя, становясь языком безъязыкого, мобилизуя расслабленного? Думается, ответ — за пределами утвердительно-отрицательного дуализма. Личное и безличное, уникальное и массовое тесно взаимосвязаны, друг другом питаются и друг в друга перетекают. Если блогосфера — это океан, то топ-блогеры — пена на гребне шквальной волны, мимоиды и симметриады информационного соляриса.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Quia· 2010-12-24 21:35:48
    "...популярными темами являются личная жизнь и локально значимые события, а ведущим жанром — «лытдыбр» (по-арабски «дневник»)."

    вообще-то lytdybr - всего лишь слово "дневник", кем-то когда-то напечатанное в неправильной раскладке. с тех пор и повелось, как говорится.

    если процитированная фраза из статьи («лытдыбр» (по-арабски «дневник»)) - это такая ирония, то это странно.
    если автор материала и правда думает, что лытдыбр - арабское слово, и не удосужился проверить, то это печально.

    хотя текст интересный)
  • ynambell· 2010-12-25 03:47:29
    quia, это ирония.
  • vegall· 2010-12-25 10:24:33
    Сеть - это тоже СМИ, поэтому нет ничего удивительного в том, что есть сходства с ТВ, хотя и различия настолько очевидны, что их даже пошло озвучивать.

    Что касается дебилизации, то тут не всё так просто. Сеть изначально - в отличии от телевидения - требует от человека определённого уровня активности, иначе коммуникация некозможна. Если перед телевизором зритель расслабляется и ждёт пока его обслужат, то в сети нельзя быть просто пассивным овощем, иначе выпадаешь из процесса коммуникации. А коммуникация всегда связана с рефлексией.
    В форумских дискуссиях зачастую человек развивает мышление, учится выражать свои мысли, аргументировать. Разумеется, это не повсеместное явление, но онн имеет место и сложно однозначно сказать - средний уровень интеллекта понижается или повышается.
Читать все комментарии ›
Все новости ›