Борьба между взрослыми парнями, которые делят власть и деньги, – это, к сожалению, единственный источник настоящих возможных перемен.

Оцените материал

Просмотров: 33933

Понарошечный протест

Олег Кашин · 11/10/2010
ОЛЕГ КАШИН о том, какова, с его точки зрения, истинная цена протестных движений
Пару недель назад в московском клубе «Цвет ночи» журналист, корреспондент газеты «Коммерсантъ» ОЛЕГ КАШИН прочел лекцию о протестных движениях. Первоначальное название лекции звучало так: «Контрреволюция внутри. Почему протест в России всегда заканчивается одинаково». Однако по ходу дела Кашин признался, что это название – чистый макгаффин (по Хичкоку: «Не важно, что это за вещь; главное, что все хотят ею обладать»). При публикации на сайте редакция решила дать лекции и последовавшей за ней дискуссии более отвечающее их сути название.



Олег Кашин: Шутка, которую приходится растолковывать, – это плохая шутка, но я как раз хочу начать с шутки и ее долгого объяснения. Мои друзья попросили начать эту лекцию с такой фразы: «Надеюсь, здесь нет лошков, которые думают, что пришли на лекцию». Что это означает? Похожие слова впервые прозвучали 28 июля на Трубной площади в Москве, когда на объявленный концерт группы «Проверочная линейка» – группы, которой нет уже года два, – собралось несколько сотен активистов антифа и анархистов. Там и прозвучала фраза: «Надеюсь, здесь нет лошков, которые думают, что пришли на концерт», – после чего группа этих людей пошла бить стекла в администрации городского округа Химки. Как для любого художника самое любимое произведение – последнее, так и для людей, которые в России занимаются протестом, или, как в моем случае, пишут о протесте, история Химкинского леса и его защиты – сейчас самая любимая история. Что я имею в виду? Был этот разгром, разбитие стекол и нанесение надписей на стены администрации городского округа Химки – акция, нетипичная для современной России, уникальная, наиболее радикальная, наверное, за все годы, начиная с 93-го. Очевидно, что, если бы не было этих разбитых стекол, не было бы и обращения президента Медведева по поводу того, что трассу строить пока не нужно. И в последнее время мы часто спорим: была ли оправдана эта атака на администрацию Химок? Где та грань, которая отделяет цивилизованный протест, приятный протест, хипстерский протест от бессмысленного и беспощадного бунта с дубиной народного гнева в руках?

Перенесемся в начало нынешнего года, к 19 января, когда на Чистых прудах прошел марш памяти убитых уже полтора года назад в Москве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. К этому времени, к январю 2010 года, во многом стараниями, кстати, отдела «Общество» портала OPENSPACE.RU, который стал главным пограничным пунктом между миром людей с группой Padla Bear, в наушниках и макбуками в руках, и миром людей, которые готовы жертвовать свободой, безопасностью, ребрами, – к этому самому времени протест стал модным. И январский марш антифашистов на Чистых прудах был важной вехой, когда до сих пор аполитичные хипстеры вышли митинговать вместе с немытыми и неприятными антифашистами, привыкшими драться с милицией. После этого в блогах появилось много записей такого рода, что акция прошла прекрасно, только эти антифашисты – странные люди, которых внешне трудно отличить от фашистов и скинхедов, – были лишними на нашей акции, на которую мы, читатели LookAtMe, OPENSPACE.RU и журнала Esquire, вышли.

Собственно, я на том же OPENSPACE.RU уже писал о том, что нынешняя мода на протест раздражает старых активистов, которые говорят: мы много лет подряд получали от ОМОНа по голове, а потом вышел какой-то, допустим, Андрей Лошак и стал писать то, о чем мы говорили на митингах пять лет назад, и почему-то его слышат, а нас не слышали. Всем понятно, что люди, которых на протяжении всех нулевых, как говорит Путин, «отоваривали» дубинками по голове, – даже если завтра начнутся настоящие перемены, президент Медведев наконец-то покажет свои давно ожидаемые зубы, вступит в открытый конфликт с премьером Путиным, – люди, которые по-настоящему сидели в тюрьмах в ходе этой достаточно долгой и трагической борьбы против существующей власти, все равно ничего не получат, а лавры будут пожинать как раз хипстеры и макюзеры. И если вдруг завтра путинские порядки, к которым мы привыкли, уйдут в прошлое, то у людей, которые бывали 31-го числа на Триумфальной площади, будет иллюзия, что власть прислушалась к их голосу.

Хороший пример четырехлетней давности, когда шла тоже вполне хипстерская борьба за защиту Байкала. По его берегу должны были строить нефтепровод, чтобы вести нашу нефть в Китай. И вот люди в Москве и в Иркутске стали возмущаться, митинговать против этого, и в самый пиковый момент премьер (тогда еще президент) Путин красивым жестом перенес на карте Иркутской области трубу на сколько-то километров севернее Байкала. Наверное, это было подвигом гражданского общества, но почему-то, по странному совпадению, сильнее всего радовалась этому подвигу компания «РЖД», которая в отсутствие этой трубы возила буквально по самой кромке Байкала в цистернах нефть в Китай и продолжает возить ее до сих пор. А «Транснефть» проиграла эту борьбу, в которой были использованы люди с чистыми помыслами, активисты и блогеры. В истории с Химкинским лесом они же, видимо, подыгрывают Медведеву, который, судя по всему, действительно ведет свою символическую борьбу против Путина. И если быть совершенно откровенным с самим собой, без этой византийской борьбы тогда между «Транснефтью» и «РЖД», а сейчас между окружением Путина и Медведева, без теневого, подковерного конфликта вокруг трассы Москва – Санкт-Петербург уличная площадная борьба, в которой участвуют тысячи людей, не имела бы никакого значения. Если бы не было этого настоящего конфликта, все протесты против вырубки Химкинского леса ушли бы в песок.

Старые, олдскульные борцы очень не любят пресловутую Евгению Чирикову, которая стала звездой на почве борьбы за сохранение Химкинского леса. Я могу похвастаться, я брал у Чириковой первое в ее жизни интервью федеральному изданию два года назад для «Власти», когда она еще только шла в мэры Химок против тогдашнего и нынешнего главы города Стрельченко, вполне криминального по внешности и афганского по реальному бэкграунду человека. И тогда за Чириковой стоял бывший префект Севера Москвы, а тогда зампред Росприроднадзора Олег Митволь, который буквально давал ей деньги на выборную кампанию и помог ей пройти стадию избиркома, регистрации. Потом, когда мы с ним об этом разговаривали, он жаловался, что Чирикова после тех выборов ему даже не позвонила. Но вот спросим себя: то, что Чирикова тогда брала деньги у Митволя, то, что тогда она была как бы его человеком, бьет ли это по ее реальной политической репутации, поступила ли она плохо? Я считаю, что нет, потому что как раз борьба между взрослыми парнями, которые делят власть и деньги, – это, к сожалению, единственный источник настоящих возможных перемен.

Вот тоже прекрасный пример: мой родной город Калининград, когда весной нынешнего года на площадь в центре выходили десятки тысяч людей, – а в полумиллионном городе это фантастическая цифра, – требуя отставки губернатора Бооса. Весной все ждали, что следующий калининградский митинг будет вообще полумиллионным, весь город выйдет, и огромное количество журналистов из Москвы, включая меня, приехало туда. Но митинг не состоялся, потому что губернатору Боосу удалось буквально купить вождей этого протестного движения. Все возмущались, все проклинали этих вождей. Но хорошо, а если бы он их не купил, если бы они действительно вывели на главную площадь Калининграда сто тысяч человек, что бы изменилось? Ушел бы в отставку Боос? Да нет же, не ушел бы в тот момент в отставку Боос. Его бы и впоследствии не сняли, если бы не было серьезного конфликта между Боосом и большой группой федеральных чиновников, начиная с полпреда Клебанова и заканчивая, между прочим, патриархом Кириллом, бывшим Калининградским митрополитом, вполне имеющим влияние на калининградскую политику. Более того, если бы не было верховых конфликтов, то даже тех десяти тысяч человек, которые выходили на площадь в Калининграде, не было бы. Откуда взялись эти огромные толпы, почему они были в Калининграде тогда? Потому что в Калининграде издается газета под названием «Дворник», бесплатная, пенсионерская, домохозяйковская газета типа того, что в Москве когда-то называлось «Экстра М» или «Центр Плюс», бросаемая во все почтовые ящики. Вот в этой газете на протяжении всего февраля на первой полосе было написано: «Такого-то числа выходим на митинг с требованием отставки Бооса». Кто помогает этой газете? Газете, как принято считать, помогает до сих пор действующий мэр города Александр Ярошук, который не нашел общего языка с Боосом и таким вот образом с ним боролся. Хорошо это или плохо с точки зрения развития гражданского самосознания в России? Я считаю, что хорошо.

Ветеранов так называемой молодежной политики, в оппозиционной ее, по крайней мере, части, отличает удивительный цинизм. Хорошо известны примеры использования буквально за какой-то наличный кэш активистов для митингов против коммерческих структур. Я помню, даже НБП митинговала против «Итеры» в 2004 году – компании, торговавшей туркменским газом – просто из-за делового конфликта. Авангард красной молодежи, ныне почивший, тоже это практиковал, и даже Союз правых сил, насколько я знаю, их нанимал для митингов против самого же Союза правых сил в 1999 году. Это рынок. И хотя контакт с властью и подыгрывание власти принято считать предательством, к сожалению, мы живем не в раю, и нам приходится считаться с реальностью. А источником энергии, которая действительно может на что-то повлиять и сделать протест небессмысленным, к сожалению, сейчас является только борьба бульдогов под политическим ковром.

Вот недавно по Живому Журналу гуляла фотография, на которой радостные четверо мужчин – Владимир Рыжков, Владимир Милов, Борис Немцов и Михаил Касьянов – пожимают друг другу руки, создавая коалицию. Олдскульные борцы радуются, что наконец-то оппозиция объединилась. Прекрасно, но три человека, которых приводит Владимир Рыжков, и четыре человека, которых приводит Михаил Касьянов в эту большую коалицию, никогда не станут фактором настоящей политической борьбы. Что может стать фактором политической борьбы, так это, извините, то, что «Комсомольская правда» в течение недели сообщает только о приключениях Владимира Путина и почему-то не сообщает о приключениях Дмитрия Медведева. Такого рода новости могут быть источником настроения, которое принято описывать словом «началось», а не какие-то коалиции, которые создают никому не важные и не интересные политики.

Я пытаюсь этим монологом подвести к тому, что весь протест по большому счету не имеет смысла, если он не подкреплен настоящей политической борьбой между людьми, которые никогда не выходят на площадь, потому что ездят в автомобилях с мигалками. Но это ни в коем случае не повод опускать руки. Может быть, я приведу странное сравнение: да, Советский Союз никогда не построил бы коммунизм, но он его все-таки строил, и поэтому были титановые вешалки в школьных раздевалках, бесплатное здравоохранение и образование. Так и вот эта нехорошая, некрасивая борьба, которая продолжается где-то в византийских коридорах, в любом случае провоцирует гражданскую активность, в глобальном смысле несет добро, потому что глупо отрицать, что любая гражданская активность лучше гражданской пассивности.

Наверняка здесь многие были на Триумфальной площади 31-го числа. Выглядит это очень странно: обычные граждане Москвы стоят и безропотно наблюдают, как ОМОН по одному вырывает из толпы людей, которые либо покорно идут к автобусам, либо сопротивляются, вполне картинно, позируя перед фотокамерами. Выглядит это, я уже об этом писал, как спектакль с элементами лотереи: все роли расписаны, только роль сидельца в автобусе определяется методом генератора случайных чисел. После чего все расходятся, а потом делятся друг с другом впечатлениями в блогах. В принципе, конечно, это выглядит пародийно, и, если привести на эту площадь непредвзятого человека, который изначально не пропитан симпатией к митингующим, он ужаснется и напишет потом у себя в блоге или у себя в СМИ антиоппозиционную статью. Не зная скрытого смысла, который есть в Триумфальной площади, всерьез проникнуться симпатией к этим акциям невозможно. Приходите 31 октября, сами увидите. Наверное, я уже долго говорю, поэтому стоит перейти к вопросам и ответам.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • voblavobla· 2010-10-11 17:51:21
    "Там тоже были и борцы, и неформалы, среди которых был, допустим, лидер конфедерации анархо-синдикалистов Андрей Исаев, теперь не вполне видный функционер «Единой России»." - видимо, опечатка, т.к. Исаев вполне себе видный
  • kostochka· 2010-10-11 18:04:16
    Олег, раз это все рынок, кто купил антифа и Вырубку химкинской администрации, поделитесь инсайдом
  • muscovite· 2010-10-11 18:20:00
    Прекрасная иллюстрация того, как профессиональная широта знаний в сочетании с их профессиональной же неглубиной производят комический эффект.
Читать все комментарии ›
Все новости ›