«Этот парень он сукин сын, но он наш сукин сын, мы его знаем не первый год. Вы только отстаньте со своим гуманизмом – мы его в бетон закатаем, если чё ваще-та»
Что говорит нам о нас самих история Ильи Трушевского?
Всколыхнувшая блогосферу новость об изнасиловании, в котором обвиняется московский художник Илья Трушевский, уже дала поле для широких обобщений и противоречивых выводов. Почитав дискуссии и выслушав разные мнения, OPENSPACE.RU решил,Читать!
«Достоинства у жертвы быть не может»: модератор сообщества feministki анализирует читательские реакции на «дело Трушевского»
«Это наш урод»: НАДЯ ПЛУНГЯН объясняет, почему шум вокруг этой истории воспринимается арт-средой как угроза ее интересам
«Завтра наступило неожиданно»: писатели, художники, эксперты комментируют ситуацию для OPENSPACE.RU
FRAU DERRIDA. «ДОСТОИНСТВА У ЖЕРТВЫ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ»?
Что знает и чего не хочет знать о насилии российское интернет-сообщество?
В блогах сейчас гремит история об изнасиловании, в котором обвиняется московский художник Трушевский. Как мы знаем по рассказам действующих лиц, художник пустил переночевать знакомого, а вечером пришел домой с приятелем и девушкой, которую затем, судя по ее крикам с просьбами отпустить, подверг насилию; свидетель отправился за милицией и дал показания, потерпевшая написала заявление, прокуратура завела дело. Суть дела прояснит суд, мне же хотелось обсудить более широкий вопрос – некоторые аспекты отношения к сексуальному насилию в нынешнем российском обществе.
Обвинение свидетеля
Такие отклики возникают в блогах довольно часто. Знакомый Трушевского, сообразивший, что рядом с ним происходит что-то неприятное, клеймится как нарушитель круговой поруки: как он мог настучать на «своего» в милицию, когда должен был прибегнуть к «нормальному мужскому разговору» или нормальному мужскому мордобою.
А он пошел в милицию и, позор, писал о своих чувствах, общался с пострадавшей и пытался эмоционально ее поддерживать. То есть воспринял как равную ее – женщину и пострадавшую – и счел важными ее переживания. Попытался найти ей психолога.
Такой ход полностью выпадает из маскулинной нормы, воспринимаемой в России как единственно существующая. Согласно этой норме, во-первых, мужчина не должен разбираться в чувствах, чужих или своих, и придавать им важность. Во-вторых, переживание унижения, а уж тем более чувства «опущенного» человека заведомо не подлежат артикуляции, их невозможно представить в публичном поле как речь, равноправную с «правильно маскулинной» речью, нельзя понять и примерить на себя. В гендерно поляризованной культуре жертва изнасилования не может быть таким же человеком, как «я». Человек, соответствующий критериям «правильной маскулинности», должен всегда оказываться победителем, его могут убить, но не унизить.
И даже когда носитель маскулинного сознания осуждает насилие и помогает жертве, причина не в том, что пострадал такой же человек, как он (и что сам он мог пострадать так же) – а, напротив, в том, что он является субъектом этого своеобразного «права» и потому имеет полномочия разбираться («поговорить по-мужски») и наказывать («вломить как следует»). Жертва же субъектом заведомо не является (при взаимодействии с ней ее желания не так уж важны, потому что эмоции – это то, в чем нормальный мужик разбираться не должен, а «нормальный разговор» с ней невозможен, ведь женщина «говорит нет, а имеет в виду да»).
Потому же и помощь, пусть и предложенная с самыми добрыми намерениями, оказывается чудовищно кургузой. После насилия человек обычно испытывает посттравматический стрессовый синдром – состояние, требующее психологической помощи и поддержки от окружающих. В обществе, где маскулинные ценности доминируют, считается достаточным прекратить физическое насилие; а уж обращаться с жертвой бережно, не смеяться над ней, не демонстрировать пренебрежения, не обвинять в происшедшем – это уже «лишние нежности». Чего церемониться – тело спасено, а достоинства у жертвы быть не может.
Демонизация насильника
Обвинение и гнев в адрес насильника выглядят оправданными. Однако представление о человеке, совершившем насилие, как о представителе запредельного зла, о маньяке, которого нормальные люди никогда не смогут понять, влечет за собой довольно неприятные последствия. Таким образом поведение, причиняющее вред, выводится за пределы непредвзятого анализа, и его коррекция становится невозможной.
Для описания ситуации насилия язык – в том виде, в котором он существует в постсоветской реальности – до сих пор не вырабатывает никаких устойчивых определений. Отсутствие культуры разговора о сексе и запрет на выражение чувств – следствие патриархальной морали, вытесняющей переживания в сферу «женского», а значит, лишнего, второстепенного, социально неприемлемого. Атмосфера замалчивания многократно увеличивает вероятность насилия. Тем не менее спокойное обсуждение телесных границ и сексуальных потребностей является запретной темой не только в воспитании детей, не только в открытых источниках (СМИ, искусство), но и между двумя взрослыми.
В результате женщина, попавшая в ситуацию насилия, не всегда может вовремя распознать, что ее границы нарушены, и часто начинает протестовать лишь в тот момент, когда бежать уже поздно. Есть и обратная сторона: мужчина-насильник зачастую уверен, что то, что он делает, не является насилием: он не встречает, как ему кажется, явного сопротивления, принимает отказ за кокетство, игру в «а ну-ка отними». Жертва и насильник могут быть хорошо знакомы, из чего он делает вывод, что согласие уже получено: уговаривая остаться на ночь, он считает, что делает комплимент, а потом требует ответа на гостеприимство.
Читать!
Страницы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- Следующая »
КомментарииВсего:53
Комментарии
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451729
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343362
- 3. Норильск. Май 1268593
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822104
- 6. Не может прожить без ирисок 782249
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758763
- 8. Коблы и малолетки 740866
- 9. Затворник. Но пятипалый 471256
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403077
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370473
- 12. ЖП и крепостное право 364563
It's very scary - to think that Terry as a predator could just leave unpunished, and that Ilya can follow that very same path of unfairness.
http://en.wikipedia.org/wiki/Terry_Richardson#Sexual_abuse_allegations
Отрезвляющий текст. Как-то слишком рьяно все кинулись выстраивать теории, совершенно забыв, что речь идет о конкретных живых людях.
Я женщина, если что.
Ну а вообще-то, конечно, важный и нужный текст, понятное дело.
Трушевский еврей или нет? Пусть Плунгян ответит.
спасибо. хоть кто-то это сказал.
галеристы формируют тренд
покупатели разного достатка и уровня делают этот тренд легитимным "в культуре"
а вообще слово власть здесь имеет отношение к любым иерархиям
особенно тех кто не дилетантски подходит к вопросу
а где вы изучали предмет, если не секрет?
А искусство, вместе с наукой, превыше всего. Остальное - условия комфорта.
Хотя кто-то может сказать, что вторая мировая была полезна для человечества -- действительно, за ее четыре года наука и технология шагнули примерно как за сорок лет шагнули бы "в мирное время".
Объясню вам, какая разница. Авторы статей оперируют знаниями и приводят доводы, а ваши доводы - ярлыки и хамство. Спорить по существу вы, по-видимому, не способны, вот и хамите.
Сам факт появления этого материала в рубрике «Общество», а не «Искусство» совершенно правомочен. Разговор идет не об искусстве, а о границе свободы личности, которая была грубо нарушена. Вводный текст от FRAU DERRIDA – это тяжелая артиллерия от модератора сообщества feministki в ЖЖ, подробный до анатомических мелочей профессиональный разбор ситуации. Кто заглядывал - знает что пишут там об этом давно и постоянно, но значительного общественнго резонанса это не давало. Теперь он получен. Надеюсь что это продвинет отношение к проблемме.
Несколько иная ситуация со вторым текстом от Нади Плунгян, который подписан от имени « историка искусства и критика». Здесь сразу чувствуется намерение (несмотря на оговорку OPENSPACE), получив трибуну, перейти к общим выводам по поводу ситуации в искусстве, что проявлено уже в броском заголовке: «Всякий ли поступок художника можно признать формой арт-проекта?». В страстности автора чувствуется желание по случаю разобраться раз и навсегда с «неправильным и плохим искусством», которое она определяет как ««актуальное». Насыщение этого термина сугубо авторское. Цитата, вольно вырезанная из известной экспресс битвы Кати Деготь с «любителями искусства», сразу же выдает прицел и точку раздражения.
Профессионалы от цеха пока лишь кратко оценивают ситуацию, разделяя поступок и профессиональную принадлежность. Это верно. Впрочем, об это говорят и выбранные коментаторы (хотя внятных коментов только два – от Кирила Медведева и Александра Кона) «Нельзя сводить проблему только к нравам арт-сообщества, ни тем более к современному искусству как таковому» К. Медведев
Действительно, у Плунгян настал звездный час именно что на трибуне кликушества, демагогии и трескотни. Особенно умиляют постоянные отсылки к "пластической культуре". Я читал заключения ментовских экспертов по делу "Осторожно, религия!" И угадать следующий поворот карьеры Плунгян, в общем-то, несложно.
Плунгян - неуд
Бред.
Боже, что будет с девушкой лет через 30?
Из-за этих плунгян "голос противоположной стороны" представлен как раз по самое не хочу
Что бы она делала, бедненькая, если бы единственный Антон Николаев вдруг не сподобился написать в свою жж-шечку
и все ведь из-за кого, из-за этих плунгян
http://art-quasar.livejournal.com/370215.html?thread=3236647#t3236647
Позиция "юродивый 2.0"?
Позиция "процитируй-меня"?
Конечно, на этот вопрос нет ответа, потому что нет того, что можно было бы назвать позицией.
А вообще, он недавно где-то в дискуссиях ушел от контраргумента, вдруг назвавшись "поэтом", которого собеседнику "не понять".
Автор frau derrida больна феминизмом на всю голову. После фразы в самом начале о том, что 90% женщин изнасилованы, эээ... в смысле "каждая шестая подвергалась насилию" (я так понял, это у них мечта такая, раз так часто пытаются протолкнуть эту мысль?), можно было со спокойной душой закрывать, отсутствие мозгов у автора текста налицо.
Но усилием воли я все-таки заставил себя дочитать весь этот очень банальный феминисткий бред. Который, к слову сказать, толково был изложен в 60-е годы прошлого века, у авторши ни образования ни всего остального не хватило примазаться к корифеям. Хотя заметно, что ей очень хотелось. К слову сказать, некоторых феминисток я нежно люблю: обожаю Валери Соланас и ее манифест ОПУМ, люблю Виттиг. Но тут настолько резкий контраст с ними, что.. Всегда ведь смешно, когда не обладающий ни логикой ни образованием ни даже банальным умением рассказчика человек лезет в высшие сферы со, простите, свиным рылом в калашный ряд. Так вышло и в этой "статье".
И это.. знание слова "Деррида" не делает вас автоматически умнее.
Ps. забавно также, что у большинства так громко вопящих о насилии не хватает ума понять, что насилие состоит из двух компонентов и насильник тут лишь выполняет то, к чему его склонила сама жертва (зачастую даже не понимая этого). И очень показательно, что все виденный мною любительницы попричитать о насильниках выделяются из массы женщин именно повышенной виктимностью (ну откройте же наконец учебник по криминальной виктимологии, писательницы!). Им нравится быть жертвой, хотя они и не понимают этого. Со стороны повышенная виктимность ох как видна, ее чувствует любой сколь-нибудь склонный к агрессии, т.е любой мужчина.
здравствуйте, hans-zivers, по-моему вы написали чушь
Бедненький насильник, его вынудили, он не мог контролировать себя!.. Может, и сажать тогда нужно жертву, а не несчастного преступника? :)
Перформанс заранее тщательно объясняется и расписывается. Тот же Кулик не просто кусал зевак, но заранее информировал администрацию галерей, что с такого-то времени до такого-то он будет собакой и будет вести себя как собака.
Если бы этот самый Трушевский объявил заранее, чтò он намерен делать с девочкой, проблем бы не было ни у кого - ни у Трушевского, ни у девочки.
Никто (повторяю никто) из арт сообщества не считает, что содеяное гражданином Трушевским можно расценивать как "художество" или как то оправдать его действия профессиональной или любой другой принадлежностью. Троллинга в сети с обоих сторон и так достаточно. Так что давайте - "Мухи отдельно - котлеты отдельно".
А вот, размышления Нади Плунгян – первые последствия глупости, сказанной Антоном Николаевым. Начала у себя в блоге за здравие – да, проблема в отношении к женщине как к расходному материалу, и даже не нужно в деталях выяснять, что там было такое, чем возмутился Никифоров – важно, что написал Трушевский в журнале. Антон ошибается, и Надя, и многие другие тоже, привязывая этот случай конкретно к арт-сообществу. Призывы в ЖЖ появляются - ребята, спасайте Тру, если его засудят, засудят и Ерофеева и всех-всех-всех современных художников – так, что ли? Ровно наоборот – если художники возьмутся защищать «своего» насильника, то подтвердят справедливость мнения православных, что люди современного искусства – подонки, подлежащие анафеме. Вот уже и в тексте Нади скользят эти странные мысли о «воспроизводстве социальной агрессии» (можно такую статью в УК РФ внести) у Синих носов, Протеза и Войны. Когда Репин рисовал, как Иван Грозный убивает своего сына, имел ли он намерение убить своих детей и призывал ли он окружающих убивать своих детей? И Синие носы, выдавливая перед камерой майонез на живот девушки, имеют ли намерение оскорбить и унизить слабый пол? Если слабый пол так считает, то он слаб на голову.
«Действительно, какое может быть отношение нищей, утомленной страны к узкой прослойке, которая тратит невероятные бюджеты, например, на стразы и сахар…»
Нельзя так размахивать кулаками по столь ничтожному поводу. «Невероятные бюджеты», например, у сочинской олимпиады, затеи много более глупой и бесчестной по отношению к стране.
«вот уже десять лет делает Россию культурной провинцией в области современного искусства » - а раньше, двадцать-тридцать лет назад что было? Искусство вообще - провинция, а столицы в нем – отдельные фигуры и направления.
«Если художник всерьез озабочен, скажем, глобальным потеплением или правами животных, среди коллег и кураторов подобное «серьезное восприятие» расценивается как признак глупости и выпадения из конвенций, принятых в этом кругу». Не-не, это как раз есть такой тренд – про потепление и права животных. А если серьезно, то есть художники, которые на самом деле делают работы не на темы социальные, а работающие с общественными проблемами. Но, конечно, это надо постараться их заметить, а то прессе про это не интересно писать, а ревнителям нравственности - читать. Намного интересней обсасывать черепашек в фейри и думать о собственной непогрешимости.
Так вот , студенткам : понятно - у вас охота. Вам охота поймать свежего Модильяни - и спорт и бизнес. Но в том-то и штука - простодушные вы мои - нет здесь таких спортсменов. И соревнований настоящих нет. Это не Амэрика - это Африка. И не провинциализм это - а такой спортзал с резиновой беговой дорожкой - фитнес одним словом. Т.е. дорожка крутится - но никуда не ведёт.
Переключайтесь, девченки на бизнесменов - там хоть что-то перепадёт.
Понятно, что сейчас художник отчаянно верещит и дрыгается, так как в случае трезвой оценки со стороны вышеупомянутых искушенных зрителей, юный (абстр)акцыонист рискует оказаться в компании ценителей иного-прекрасного в юношах, чего, нам не стоит ему желать.
Хотя вся эта история вполне может оказаться незаурядным арт-фейком, направленным на то, чтобы актуализировать тему сексуального насилия и межгендерных коммуникаций, что тогда вполне удалось.
В статье Плунгян сфокусировались все проблемы нашего общества
Она большая умница
Сформулировала все. что меня тревожит с той самой
поры когда я повзрослела и с чем я столкнулась в юности
и с чем я сталкиваюсь по сию пору
Это то, что тормозит вообще все на свете - любые творческие акты и
искусство. а так же влияет на атмосферу нашей жизни вообще
мы живем в мире, где приветствуется
право самой сильной. хитрой обезьяны, навязывать свои отношения
и правила
У нас практически полное либо полное отсутствие духовности и
сплошной мрак либо какая-то слащавая, ненастоящая благостность
Хочется света чистого воздуха, правды
Надя открыла окно и мы сделали первый нормальный вдох
Мы устали дышать смрадом
Обыкновенная бытовыха, тупая и примитивная!
Грустно это всё. Я поддерживаю позцию Плунгян по поводу роли современного искусства (НАСТОЯЩЕГО). Всё, что я написал выше, конечно, ничего общего с ним не имеет. Жаль Пермь и пермяков, которым впаривают позавчерашнего Кулика и прочих уголвно-фекальных "художников", как откровение и "высшие достижения". "Похмелье" от этой деятельности будет долгим и тяжёлым.
Поверьте, бюджеты на "стразы и сахар" в Перми реально невероятные(((
феминистки, ау! или вас только ублюдок Трушевский интересует?
Весьма познавательный материал и интересная статья. myanalytics.ru Моя аналитика.