Московские взрывы – это не неожиданность, а неизбежность. Идет война, но народ воспринимает ее как нечто чужое и далекое. У нас все, что находится за МКАД, – как будто чужое.

Оцените материал

Просмотров: 22191

Александр Черкасов: «Взрывы – это месседж»

Мария Командная · 01/04/2010
Страницы:


— Но если это вызов не власти, то кому?

— Всем нам. Человек, который готовится отправиться в горние выси, описанные Бурятским, думает о своем превосходстве над другими людьми. Наверное, у тех, кто себя взрывает, есть и собственный мотив. Но в данном случае смысл в послание должен вкладывать скорее не автор, а адресат, то есть мы с вами. Пусть читатель сам попытается понять, как к нему относится тот, кто взрывает себя вместе с ним, — или оставляет выжившим, но испуганным. Это некий месседж, который зависит от того, как читатель его прочтет. Возможны варианты. «Бойся и трепещи», например. Или: «Это тебе за неучастие или соучастие в том-то и том-то». Или: «А что сделаешь ты?» Так что взрывы в московском метро — это и месть, и предостережение, и вызов. И в то же время — ни то, ни другое и ни третье.

Есть такая замечательная книга, она называется «Говорит Москва». Ее написал полвека назад Юлий Маркович Даниэль, за что его, собственно, и арестовали в 1965 году. В книге говорится о Дне открытых убийств — дне, когда человека могут безнаказанно убить и сам он тоже может убить, не понеся наказания. Важно, что выберет главный герой. И он понимает, что главная цель Дня открытых убийств — испугать всех и вся. В этот день он выходит на улицу, чтобы показать, что он не испуган. «Я не боюсь, но я не буду проливать кровь», — решает он. Так он трактует этот день. Так он читает этот месседж.


— Хорошо, а как вы прочитали месседж смертниц? Или я немножко переформулирую: как нужно его читать?

— Все вокруг вдруг очень испугались смерти. Я не понимаю почему. Может, все рассчитывают жить вечно? Но тогда получается, что те, кто после взрывов стал испытывать страх, раньше жили бессмысленно. Сейчас у них появился шанс на более осмысленную жизнь.

Давайте вспомним опыт Варшавского гетто. Все там были обречены. Но по статистике у участников Сопротивления был больший шанс выжить. Именно осознание ежедневно возможной смерти и может сделать наше существование осмысленным. Впрочем, это долгий разговор: как жить и как выживать в подобных условиях, как относиться к террору и контртеррору. Те, кто был на войне, поймут, о чем я говорю. Впрочем, мы все уже второй десяток лет живем на войне — только не все это поняли…

— Для вас лично взрывы в московском метро стали неожиданностью?

— Нет. Я могу провести параллель с человеком, который сидит в окопе. И вот рядом с этим человеком падает снаряд. Что, это для него полная неожиданность? Да нет, конечно. Мне странно, насколько моих сограждан удивляет и даже оскорбляет напоминание о смерти на исходе Великого поста, в первый день Страстной недели. Народ-богоносец…

— А может быть, у этих взрывов какая-то экономическая подоплека?

— Думаю, что нет. Вопреки распространенным убеждениям российский террор не стоит огромных денег. Даже в подготовке «Норд-Оста» не были задействованы какие-то гигантские суммы. Попытка найти экономическую подоплеку уже была в книге «ФСБ взрывает Россию». То, о чем говорили в «предбаннике» и на кухнях, где Алла Дудаева могла слышать подобные разговоры. Это опять-таки больше сообщает о психологии авторов версий, а не о сути событий.

У нас принято повторять: кто платит, тот и заказывает музыку. Но что могут сказать о деньгах люди, которые понимают свою скорую смерть? Скорее популярность этой версии говорит о том, насколько мы далеки от происходящего. Я не знаю, кто это сказал: наверняка какой-нибудь представитель власти или близкий к ней журналист. Для них это естественно, потому что в такой логике они живут. В частностях это имело место: освобожден очередной родственник Мурата Зязикова, и у боевиков внезапно появляются миллионы долларов. Но это частный случай самофинансирования подполья.

Экономический аспект бывает в фильмах о Джеймсе Бонде, когда злодей кроме абстрактного зла имеет еще и земные цели: обрушить рынки, обесценить золотой запас США… Но это логика Голливуда. А логика джихада, скорее всего, отличается от логики Голливуда. Доку Умаров вряд ли держит пакеты акций и вряд ли играет на бирже. Кстати, российская биржа в понедельник не дрогнула. То ли она испугалась реагировать на взрывы, то ли эти риски уже в ней заложены.

— Как думаете, как отреагируют на взрывы Медведев и Путин?

— А Медведев еще разве не отреагировал? Он вроде предложил ужесточить меры наказания террористов. Хотя живых смертников и так не бывает. Ввести для них смертную казнь — полный абсурд. Да и в Совете Европы нас не поймут, а мы туда так рвемся, так рвемся…

Медведев, между прочим, уже раз третий говорит, что террористов надо уничтожать. Уничтожать, а не допрашивать или судить. На похожих заявлениях сделал себе в 1999 году имя Путин. Но крутые меры за десять с лишком лет «второй чеченской» уже показали свою неэффективность. Усиление полицейского контроля ведет только к усилению коррупции и больше ни к чему. Полицейская реакция — самая примитивная из возможных. Но мы опять наступаем на те же грабли. Я ждал умной реакции, но Медведев уже высказался.

— Можно, я задам невероятно глупый, но, по-моему, очень важный вопрос? Что нужно делать в сложившейся ситуации?

— Надо осознать реальность как она есть и произнести наконец вслух, что быстрой победы над террором не будет. Его идеология, к сожалению, для многих привлекательна. Есть люди, которые просто не видят для себя другого пути. Выйти из подполья тоже сложно, потому как настоящих амнистий никогда не было. Теперь нужна долгая и кропотливая работа.

А желание быстрой победы и делает войну бесконечной. Силовые методы пора дополнить аналитической работой, причем не только спецслужбам. Нужно исследовать и обсуждать эти явления, публично спорить о них, говорить в открытую. Понять социальные и криминальные корни подполья. Хотя они-то как раз лежат на поверхности. Это коррупция, бедность, безработица, но не только, — прежде всего это десять лет контртеррора. С этим все гораздо сложнее.

— Все вокруг опасаются, что взрывы могут повториться.

— Могут. Взрывы в московском метро — это часть кавказской войны. Мы можем вспомнить прошлые теракты. 2002 год: до захвата «Норд-Оста» был еще взрыв автомобиля напротив «Макдоналдса» на «Юго-Западной». В Москве еще находились машины, начиненные взрывчаткой, но потом боевики дали отбой. 31 августа 2004 года был взрыв около метро «Рижская», вечером террористы взорвали два самолета — накануне захвата школы в Беслане. Я тоже очень боюсь, что такого рода теракты — часть более широкой кампании. И мне понятно, почему спецслужбы переведены на усиленный режим. Расслабляться ни в коем случае нельзя.

— Когда я вам первый раз позвонила, вы в метро ехали. Не страшно было?

— Как всегда. Взрывы — это скорее повод задуматься: как же мы живем, братцы? Уж простите, что я стал срываться на проповедь, мне этого меньше всего хотелось. Но почему Москва реагирует только на саму себя? На Кавказе взрывают чуть ли не каждую неделю — это что, другая планета? Так что московские взрывы — это не неожиданность, а неизбежность. Идет война, но народ воспринимает ее как нечто чужое и далекое. У нас все, что находится за МКАД, — как будто чужое. Но Москва, мегаполис — естественная цель для террористов, нужно просто помнить об этом. Так что террор и контртеррор сегодня — это неизбежное зло. Есть страны, где научились со всем этим жить, например Израиль. А мы? Мы расстались с большей частью гражданских свобод в обмен на контртеррористические операции. Думали, это будет бесплатно? Не я сказал: «Кто отдает свободу в обмен на безопасность, не получает ни безопасности, ни свободы».
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:14

  • lesgustoy· 2010-04-01 17:33:55
    вот так статья
    значит это был мессидж

    а таки может аццкий смс?

    и опять кремль-брюле
    на корявой палочке

    бу бу бу
    саид бурятский

    про доку умарова
    не знали само собой
    суток не хватило

    ну ничо
    зато мессидж считан

    ма ла цы
  • okgo14· 2010-04-01 17:51:15
    Наконец-то вменяемое и трезвое мнение, без замеси заговоров властных структур.
  • lesgustoy· 2010-04-01 17:52:32
    имидж ещё вот слово есть неплохое







    дарю
  • Ukrop· 2010-04-01 18:17:42
    Прекрасное интервью. Взвешенно так все, логично.

    А по поводу заявлений Медведева, то сегодня он сказал: "надо развивать экономику, образование, культуру, укреплять нравственную и духовную составляющую", так что рецепт борьбы с террором, по-моему, понятен всем.
  • lesgustoy· 2010-04-01 19:25:08
    http://lenta.ru/news/2010/03/31/umarov/

    суточной давности правда
    но может пригодится
  • Panda-man· 2010-04-01 19:33:59
    Да, Сан Санович Тихомиров - это средневековый упырь с замашками богослова.
    Ну и средневековым языком надо с ним и разговаривать.

    Спасибо за интервью. Внятная и трезвая позиция у человека.
  • lesgustoy· 2010-04-01 19:52:03
    Комментариев: 6 Просмотров: 666
  • kbf· 2010-04-02 09:02:02
    Объявили, что с этого года срочников снова массово начинают отправлять на Кавказскую войну...Вот так-то...Уроды, мля...
  • Ukrop· 2010-04-02 19:50:33
    Ты серьезно?! о_0 Ссылку скинь если не трудно.
  • iz-motora· 2010-04-03 16:07:46
    "Мне странно, насколько моих сограждан удивляет и даже оскорбляет напоминание о смерти на исходе Великого поста, в первый день Страстной недели. Народ-богоносец…"



    в очередной раз проявилась желеобразная "православная" начинка...
  • kbf· 2010-04-03 17:29:31
    Ukrop, передавал Интерфакс и Лента.ру. и енще кто-то. Короче, источник из минобороны слил инфу о том, что срочников снова будут стабильно отправлять в Чечню, Дагестан и Ингушетию, что процесс стартует с 2010, и что в три мотострелковые бригады, которые в Чечне стоят, уже начали отправлять и что долю контрачей в этих частях сокращают. Потом официально минобороны выступило и отреклось от инфы...Испугались наверное...
  • lesgustoy· 2010-04-03 17:32:43
    2iz-motora

    у кого начинка - у народа? плохой народ?
    давайте значит песню о соколе
    о бурятском в сотый раз
    послушаем

    п.с.
    а =удивляет и даже оскорбляет= сограждан
    бесчеловечность взрывов вметро а не философское напоминание о смерти
  • Polina· 2010-04-09 23:55:43
    Спасибо за интервью.
    Да, надо бы вернуть понятие memento mori в нашу жизнь, но как?! в школе учить?
    Подпишусь под каждым словом статьи, особенно этими:
    "желание быстрой победы и делает войну бесконечной"
  • nucleus· 2010-05-16 20:16:28
    Да, это интуитивный месседж кавказских женщин с неудавшейся личной жизнью другим женщинам. Одна вдова-малолетка, вернее малолетка, но уже вдова...другую отец, ставший звездой эфира после терракта, никак не мог выдать замуж (и это-то всего (но не по законам кавказа) в 27 лет.. Он так и показывал: это ее комната в его отцовском доме... Что надо менять так это самоощущения женщин в кавказском регионе, для которых синоним счастья - удачное замужество... ЗАМУЖЕСТВО воообще. Априорное - хоть стать женой АЛЛАХА! Лиж бы женой... Вот ДРАМА. Таких и загипнотизировать не сложно... СЕКСУАЛЬНОЕ РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЖЕНЩИН КАВКАЗА спасет Россию от террористок смертниц... Чтобы жизнь для себя любимой - не для чужих идеалов...тем более мужских... какого-нибудь Саида...
Все новости ›