Террор сам по себе сущности не создает. Он ускоряет процессы, которые уже идут. А идет сейчас только один процесс – выход большой России из-под власти очень маленького Кремля.
Отвечают ГРИГОРИЙ РЕВЗИН, ДМИТРИЙ БЫКОВ, КИРИЛЛ РОГОВ, ЭДУАРД ЛИМОНОВ, ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА и МАРИЭТТА ЧУДАКОВА
Записала Мария Папу
Григорий РЕВЗИН, публицист
Читать!
Такие хорошо спланированные теракты мне представляются до определенной степени признаком того, что некоторая демократизация в стране произошла. В недемократических странах террористы воюют со своими идеальными врагами — они подрывают чиновников и губернаторов. Например, в Дагестане все перешло в борьбу с конкретными чиновниками. А когда наступает демократия, можно воевать с мирным населением. Эффективней взрывать обыкновенных людей, потому что это наносит гораздо больший ущерб власти, чем убийство отдельного начальника. В тоталитарном государстве наоборот: террор против мирных жителей неэффективен.
В организационном плане эти взрывы — пока что политический провал: своими обычными мерами эту организацию власти победить не смогли. А других мер у них нет. Как мы всегда боремся с террористами? Мы бьем по площадям, потому что не можем их вычислить, и завинчиваем гайки. Путин всегда отвечал на теракты свертыванием демократии. В 2004 году это было не слишком заметно, потому что он был на подъеме и был всеми любим. Сейчас ситуация другая. За этот год он резко терял, и я думаю, что векторы в сторону того, что можно назвать «оттепелью», будут свернуты. За последний год у нас активизировалась оппозиция, уличная деятельность, интернет-активность, и я думаю, что против этого будут сейчас жесткие меры. Одно дело — разгонять мирных демонстрантов, когда в государстве все в порядке, а другое — когда метро взрывают. Общество всегда консолидируется с властью, когда возникает угроза террора, потому что демократией проблему террора решить нельзя — демократия в этих случаях страшно уязвима.
Дмитрий БЫКОВ, писатель
Я ожидаю, прежде всего, что это далеко не последний теракт, потому что готовили его люди явно религиозные и особым образом ориентированные. Если теракт происходит в первый день Страстной недели, это явно намек, что дальше будет больше. Какие могут быть последствия, пока не очень понятно, потому что жизнь страны все меньше зависит от власти. Террор сам по себе сущности не создает. Он ускоряет процессы, которые уже идут. А идет сейчас только один процесс — выход большой России из-под власти очень маленького Кремля. Выход этот идет лавинообразно, и если он ускорится, это будет довольно обнадеживающе, — хотя жаль, что это происходит такой ценой.
Читать текст полностью
Ссылки
КомментарииВсего:25
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 29.06Продлена выставка World Press Photo
- 28.06В Новгороде построят пирамиду над «полатой каменой»
- 28.06Новый глава Росмолодежи высказался о Pussy Riot
- 28.06Раскрыта тайна разноцветных голубей в Копенгагене
- 27.06«Архнадзор» защищает объекты ЮНЕСКО в Москве
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452286
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343667
- 3. Норильск. Май 1270141
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897983
- 5. Закоротило 822619
- 6. Не может прожить без ирисок 785207
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762312
- 8. Коблы и малолетки 742131
- 9. Затворник. Но пятипалый 473840
- 10. ЖП и крепостное право 408353
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404659
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371767
Если это сделали религиозные фанатики, то это даже не намек, а сценарий.
Надо быть готовым ко всему.