Держите дверь всегда открытой во время занятия! Так меньше охотников подслушивать. Всегда так было, еще при советской власти: закроешь дверь, смотришь, а под ней тень остановилась.

Оцените материал

Просмотров: 48270

Тем временем, в учительской

19/02/2010
Пока все обсуждают школьников, учителя живут своей страшной жизнью. АННА Т., кандидат философских наук, в начале учебного года проработала месяц преподавателем в московском колледже. На большее ее не хватило. По просьбе OPENSPACE.RU она вела дневник

©  Виктория Ломаско

Тем временем, в учительской

По дороге в колледж


Два года я просидела с ребенком, а потом решила вернуться к профессии. Но реформа образования не буксовала, и в вузах за это время резко сократили часы по философии. На всех кафедрах урезают ставки. Не лучший момент для трудоустройства по специальности. После полугодового поиска обнаруживаю нишу, в которую раньше не заглядывала: среднее специальное образование.

В ссузах (средних специальных учебных заведениях) учится почти три миллиона человек. Сразу трем московским колледжам нужны опытные преподаватели, желательно со степенью. Это же я.

— За гранью, — успокаивала я себя, — ПТУ, а колледж — новое имя техникума.
Невежество меня подвело. После реформы профтехобразования в Москве в 2005 году ПТУ, техникумы и учебно-производственные комбинаты были слиты воедино.

Колледж, в который я не пошла работать. Крепкий запах мочи из туалетов, рваный линолеум, грязные стены, а вот и дверь в кабинет директора и — как уместное дополнение к ее ценной породе — латунная табличка, а внутри натуральный паркет. Так хотелось преподавать, что я даже подумала, прежде чем отказаться. Мне предложили работать по восемь часов ежедневно за 15 тысяч рублей в месяц.

Там, где я решила попробовать, было чисто и красиво.


Педсовет перед началом учебного года

Речь директора. Восьмикопеечная тетрадь, исписанная крупным почерком, подсказывает слова:
«Подготовка молодых профессиональных кадров — это задача политической значимости».
«К сожалению, в прошедшее десятилетие сложилась такая тенденция считать, что каждый человек свободен, и мы видим, к каким печальным последствиям это заблуждение нас привело».
«Как сказал в своем выступлении наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев…».

В качестве связки между тезисами — «великая Россия». Видимо, он произносит то, что должен.

Речь представителя департамента. Звучит упрек: сотрудники колледжа не организуют досуг студентов во время каникул. Эта дама, конечно, понимает, что ни один студент из Гусь-Хрустального, Подольска и Раменского не поедет сюда в начале августа, чтобы поиграть в волейбол, но и она произносит то, что должна.

Речь дамы, отвечающей за трудоустройство выпускников. Дама встревожена. Главный партнер колледжа, принимающий на работу значительную часть подготовленных здесь товароведов, — «Ашан». Но партнерство под угрозой. В прошлом году из колледжа был отчислен студент Семенов, обматеривший половину педсостава (вмешивается директор: «Как же так, человек проучился у нас три года и не усвоил норм поведения, элементарных правил вежливости?»). Так вот, отчисленный Семенов вместе со своей возлюбленной — тоже воспитанницей колледжа, но отличницей и кассиршей — организовал преступную группу, совершившую в «Ашане» серию краж. И куда теперь возьмут наших ребят?


Линейка 1 сентября

Накануне расписание еще не готово. Но это не очень важно, потому что весь преподавательский состав — даже те, у кого в этот день вообще нет занятий (как, например, у меня), — должен быть в 8:30 на линейке. И я там была. Слушала гимн России, гимн Москвы и выступления, деликатно приглушенные громкоговорителем. Узнала, что, «как сказал Юлий Цезарь, знание — сила». Поделилась недоумением с коллегой, шепотом упомянула Бэкона. Это я зря. Вокруг были и другие коллеги. Кто-то сразу после линейки помчался к директору возмущаться тем, насколько безграмотным людям доверяют у нас произносить напутственное слово. Оказалась втянута в дрязги, ругала себя.


Техника безопасности

За каждым преподавателем-новичком закреплен старший наставник. Общение такой пары оформляется, конечно, специальной таблицей: какого числа и чему я была обучена. Таблица заполняется в двух экземплярах. Мне повезло: моя наставница умеет сосредоточиться на главном. «Держите дверь всегда открытой во время занятия! Так меньше охотников подслушивать. Всегда так было, еще при советской власти: закроешь дверь, смотришь, а под ней тень остановилась. Потом лет десять я этого не замечала, а сейчас опять началось. И будет хуже, точно вам говорю. У меня всегда дверь открыта. Хочешь слушать — пожалуйста».


Отдельное и очень срочное совещание у председателя ПЦК *

Шестеро взрослых людей пишут под диктовку — очень медленно пишут и, как я подсмотрела, ничего не сокращают: «…самостоятельная внеаудиторная работа студентов бывает трех видов: получение знаний, закрепление знаний и обретение навыков».

Никто не смеется. Просят повторить. Далее определение каждого из видов самостоятельной работы расшифровывается, и люди с педстажем больше десяти лет узнают, наконец, что получать знания можно, читая учебник и конспектируя его, перечитывая конспект лекции, работая с первоисточниками, составляя тезисные планы и т.д. Все это записывается в точных департаментских формулировках, передается коллегам, пропустившим совещание, а потом воспроизводится в рабочих программах.

В программе каждый урок на год вперед должен быть расписан с указанием конкретных форм закрепления материала в виде таблицы, количество колонок в которой придумано специальным человеком в департаменте. Иначе никак. Иначе колледж не пройдет аккредитацию.

_____________________________________

* Предметно-цикловая комиссия.
Страницы:

Ссылки

КомментарииВсего:29

  • onanebreetnogi· 2010-02-19 16:53:32
    Спасибо, очень интересный материал!
  • besputa· 2010-02-19 18:19:20
    Девчонки устроятся, а мальчишек жалко
  • bylin· 2010-02-19 19:14:04
    а вдруг в "Совесть — она автономна, она же ориентирована на мнение окружающих" вместо "же" следует читать "не"? стало бы заметно лучше! мало ли, а то как-то совсем
  • filologinoff· 2010-02-19 21:40:36
    жутко
  • remez· 2010-02-19 21:41:44
    Очень Вам сочувствую. "Творческое меньшинство" и "Пассивное большинство" предстали перед Вами в неприкрытом теорией виде.
  • goldberg· 2010-02-20 14:03:13
    спасибо, с удовольствием прочитала!
  • terless· 2010-02-20 14:56:25
    спасибо. буду читать
  • Viesel· 2010-02-20 19:37:01
    Кто-нибудь может мне объяснить, зачем будущим кассиршам "Ашана" исторические концепции Тойнби?
  • sdreznin· 2010-02-21 04:16:49
    трудное дело... дебилизм. Рецепта нет. Страх за страну.
  • svkorban· 2010-02-21 09:35:54
    "Кто-нибудь может мне объяснить, зачем будущим кассиршам "Ашана" исторические концепции Тойнби?"
    за тем,что кассирши тоже размножаются.....
  • clyde· 2010-02-21 13:44:01
    Детей жалко. Но радует, что неумолимо приближается то время, когда даже самых тупых и дремучих "патриотов" жизнь настолько явно макнет мордой в дерьмо, что и они будут вынуждены отрезветь, а не дрочить на "Великую Россию", "Державу", "Духовность", путинскую стабильность, и шипеть на демократов "разваливающих Россию на деньги госдепа".
  • Alinka· 2010-02-21 14:47:32
    страшно стало за своих будущих детей, которые будут сидеть за одной партой с детьми этих имбициллов. простите за такую нелестную оценку. но повсеместная деградация набирает обороты. переживаю за Родину.
  • id.ixth.net· 2010-02-21 15:38:17
    Не верю! Не может такого быть. Как они ложку мимо рта не несут?
  • Alinka· 2010-02-21 15:51:59
    to id.ixth.net
    с прискорбием спешу сообщить, что сие написанное - чистая правда. Дети разучились отвечать на хоть сколько-нибудь замысловатые вопросы. проще говоря, думать разучились, размышлять...
  • Incubius· 2010-02-21 18:16:20
    заметно лучше бы не стало, получился бы бред...
  • bill27· 2010-02-22 02:02:44
    Верю, конечно, но такого себе и представить не мог.
  • mary_ka· 2010-02-22 12:33:32
    очень страшно. и самое страшное, что почти то же самое обсуждала вчера с преподавателем университета..
  • justtospeak· 2010-02-22 18:38:52
    а по-моему, про мальчика Пашу-это просто гениально..."Возьмем, к примеру, мальчика Пашу" и про его походку, замедляющуюся по мере того как его совесть увеличивается и развивается...
    Хармс бы порадовался...на филфаке бы оценили...
  • ohhiitsme· 2010-02-23 17:23:39
    большинство детей, когда им задают вопрос не спрашивают себя "как ответить на этот вопрос?" — они спрашивают себя "когда эта тварь от меня отстанет?!".
    поэтому они не отвечают даже когда ответ очевиден.

    никому не советую сейчас получать среднее специальное — в лучшем случае просто потеряете время.
  • Downishka· 2010-02-26 16:26:12
    А им не нужна философия.
  • Downishka· 2010-02-26 16:34:30
    Закончила школу 15 лет назад. Не помню практически ничего. Хотя училась всегда на отлично.
    На экзамене выпускном по математике мой одноклассник спросил у меня что такое синус. Хотя у нас была просто прекрасная преподаватель математики.
    Училась в вузе - там только научили пользоваться литературой на самом деле. И вовремя что-то сдавать. Этого хватило на красный диплом...
    Так что не реформа это образования. Это уже давно такое.
    Короче, о чем я... А может не нужна детям из ПТУ философия? Может надо быть проще? Ведь обходились моралью элементарной - убивать плохо, грешить плохо... и т.д.
    Зачем мучить людей???!!!!
  • wolando· 2010-02-28 23:36:41
    Несомненно,преподавать философию имеет смысл только в высшей школе. Курс истории философии необходим на всех факультетах всех ВУЗов. И, само собой разумеется, в большем, нежели один или два семестра объеме. Это хоть как-то изменило бы плачевную ситуацию с преподаванием философии (особенно на факультетах технических специальностей) сегодня. Что касается молодых преподавателей философии (будущих), было бы неплохо уделить больше времени методике преподавания предмета.
  • doorinwall· 2010-03-01 10:35:58
    обращает на себя внимание не глупость учеников, а тупая искусственность организации обучения. дети так и не научатся мыслить, зато научатся подчиняться порядку.
    в нашей стране не принято учить людей мыслить. вот такая вот пренеприятность для творческого меньшинства.
    у пассивного большинства другие проблемы: как подстроиться, встроиться и существовать, чтобы не очень давило.
  • skynikich· 2010-03-02 01:31:23
    Половина из них пойдет работать в милицию, четверть в другие места в том числе и по специальности, ещё четверть поступит в ВУЗы.
  • aleksevna· 2010-03-02 07:43:06
    Невероятно круая вещь; как-то даже похоже на "Вверх по лестнице, ведущей вниз". Дай Бог здоровья Опенспейсу.
  • adf· 2010-03-02 15:56:46
    Особенно мальчика Пашу.
  • pbrdn· 2010-03-02 17:51:53
    Печально все это. Но не более. Наблюдаю развал страны уже более 20-ти лет, а до этого уже разваливалась эта страна десятки лет... Просто интересно, что будет после развала?
  • somnam· 2010-03-08 21:50:09
    Да, очень похоже на то, что списал старательно, но с ошибкой). Я в работе одного ПТУшника как ответ на качественную задачку по физике видела утверждение "Нет второго закона термодинамики". Просто когда списывал, не рассмотрел, что правильный ответ "Нет. Второй закон термодинамики".
  • 54nsk· 2010-05-17 10:54:06
    В чем причина низкого уровня школьного образования? почему-то все винят ЕГЭ.
    Хотя истинная причина - это снижение ответственности учителя. Я не виню учителей, система изменилась.
    Вот судите сами: моя мама училась в сельской школе, где учительница вела сразу 4 класса в битком набитой комнате. ВСЕ ДЕТИ пришли неграмотные и к концу 1-го класса умели ЧИТАТЬ, СЧИТАТЬ И ПИСАТЬ. ВСЕ (!!!).
    Сейчас наша учительница (и это в дорогой гимназии!!) дает новую тему так: "открыли учебники, прочитали, объяснили соседу".
    Увы, учитель больше не отвечает за результат своего труда. Или - гораздо меньше отвечает. Зачем ему волноваться, пусть родители учат - никуда не денутся, в ,Новосибирске гимназий мало.

Все новости ›